А́ТМАН
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́ТМАН (санскр. – дыхание, дух, я, самость), одно из осн. понятий инд. религ.-филос. традиции. В самом общем смысле – всеобъемлющее духовное начало, чистое сознание, самосознание; в качестве абсолютного сознания обычно соотносится с Брахманом как абсолютным бытием. Истоки представлений об А. восходят к «Ригведе», где он означает дыхание как жизненную силу, воплощённую во всех существах, а также дух, животворящий всю вселенную. Концептуальное оформление учение об А. получило в упанишадах, где А., как духовная сердцевина, присутствует во всех сознающих существах. С одной стороны, А. выступает в качестве внутреннего «я», т. е. индивидуального, субъективного принципа, с другой – совпадает с бытием как таковым, т. е. с высшим Брахманом.
Единство А. как вечной и не подверженной изменениям реальности противопоставлено не только разнородности явленного мира, но и многообразию психич. свойств личности. Четыре последоват. уровня соответствия онтологич. картины мира определённым пластам или состояниям человеческой психики выражают постепенный подъём от многообразия к единству (Мандукья упанишада). На первом этапе А., называемый Вайшванара, пребывает в телесной оболочке и посредством органов чувств («ртов») «вкушает» физич. элементы. В космологич. плане – это Вират, или «тело» Бога, образованное материальной вселенной, в психологическом – ему соответствует состояние бодрствования (джаграт). На втором этапе А., носящий название Тайджаса, олицетворяет собой всё многообразие психич. жизни, выступая как субъект, воспринимающий «тонкие» элементы – разнообразные впечатления, идеи и т. д.; на уровне космологии – это Хираньягарбха («Золотой зародыш»), т. е. совокупность всех душ, в индивидуальном сознании ему соответствует сон со сновидениями (свапна). На третьем этапе А., называемый Праджня, переживает только состояние блаженства (ананда), в космологич. плане это Ишвара – всемогущий и всеведущий Господь, а в психологическом он связан с состоянием глубокого сна без сновидений (сушупти). Наконец, четвёртое состояние (турия) восстанавливает изначальную однородность А., в которой совпадают его вселенский и психологич. аспекты, а сам он полностью избавлен от ограничений авидьи.
Отличение А. как чистого бытия и сознания от преходящих и изменчивых состояний тела и психики отразилось также в учении о «пяти атманах», как бы вложенных друг в друга (Тайттирия упанишада). Первый из них – это А. аннамайя (состоящий из пищи), т. е. физич. тело. Второй – пранамайя (состоящий из жизненных сил), образованный пятью пранами и пятью органами действия; он входит в тело после зачатия и обеспечивает жизнь отд. существа. Третий А. – маномайя (состоящий из разума) – образован умом (манасом), способностью сомнения (вимарша) и пятью органами чувств (индрия); он порождает желания, направленные на внешние объекты и тем самым связывает разл. воплощения души (сансара). Четвёртый – виджнянамайя (состоящий из знания) – образован соединением интеллекта (буддхи), способности принимать решения (нишчая) и всё той же пятёрки индрий. Наконец, пятый А. – нандамайя (состоящий из блаженства) – это совокупность ментальных состояний (вритти), которые наступают в глубоком сне без сновидений и характеризуются глубоким спокойствием. Представление упанишад об А. развивалось в дальнейшем ортодоксальными религ.-филос. школами, прежде всего ведантой.