ГУ́РУ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУ́РУ (санскр. guru – весомый, важный, старший, наставник), в индуизме и др. религиях Индии – духовный наставник, достигший истины в личном опыте и своим примером вдохновляющий и ведущий других.
В Индии, где духовная традиция существует в форме передачи знания от учителя к ученику (парампара), фигура Г. до сих пор играет ключевую роль. Г. – мудрец и учитель, чей опыт востребован, к кому приходят за наставлением, т. е. тот, у кого есть ученики (шишья); отношение Г. и шишья – важнейшая составляющая института Г. (классич. образец – отношение Кришны и Арджуны в «Бхагавадгите»). В результате успешного обучения шишья сам становится Г., т. е. в его личности воспроизводится тип личности учителя. Выше Г. для ученика нет авторитета, и он предполагает не просто уважение и сыновью почтительность, но и эмоциональную привязанность (ср. бхакти), своим накалом и интимностью превосходящую страсть влюблённых, а также полное доверие и готовность поступиться своей волей (в некоторых направлениях ученика призывают отдать Г. всё: ум, тело и собственность). Г. живёт в ашраме либо в собств. доме со своими учениками, которые полностью обслуживают его. В брахманизме, где Г. должен быть обязательно брахманом, мужчины, принадлежащие трём высшим сословиям (варны), проходят обязательное обучение в его обители (стадия брахмачарина) и получают от него посвящение (дикша). Человеку, не имеющему своего Г., в традиционной Индии сочувствовали как сироте, лишённому защиты от жизненных невзгод. В вишнуизме Г. часто считается инкарнацией бога, а в кашмирском шиваизме – передатчиком божественной энергии (шактипат). Совр. Г. могут быть мастерами йоги и носителями духовных знаний разных традиций, a могут считаться аватарами известных Г. прошлого. Наиболее известные совр. Г.: Кришнамурти, Махариши Махеш Йоги (р. 1917), Сатья Саи Баба (р. 1926), Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896–1977), Раджнеш (Ошо) (р. 1931) и др.