КРИШНАМУ́РТИ ДЖИДДУ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРИШНАМУ́РТИ Джидду (псевд. Алкион) (1895 или 1897, Маданапалли, штат Мадрас, Индия – 1986, Охай, штат Калифорния, США), инд. мыслитель, философ, поэт. Был необычным ребёнком: слабым, болезненным, с обострённым и глубоким вниманием к окружающему миру и склонностью впадать в экстаз, которая проявлялась и во взрослом возрасте. Один из лидеров Теософского общества (см. Теософия) Ч. Ледбитер, увидев К. в 1909, признал в нём мессию. Это мнение поддержала и глава Теософского общества А. Безант, которая приняла большое участие в судьбе К. Юношу отправили для обучения в Европу, хотя науки с детства давались ему с трудом. В 1911 К. возглавил междунар. Орден Звезды Востока, созданный теософами для объединения всех, кто верил в пришествие Мирового учителя. С нач. 1920-х гг. К. поселился в Калифорнии в имении Оджаи, где на основе пережитого им мистич. опыта начинает складываться его собственное учение, далёкое от теософской доктрины. В результате длительного конфликта с теософами К. в 1929 публично отказался от звания мессии и от участия в делах Ордена Звезды. С 1947 и до конца жизни его осн. занятием стали поездки по миру и выступления перед самыми разными аудиториями.
Излюбленной формой общения К. были беседы о «проблемах жизни», во время которых он вёл себя не как лектор, а как участник диалога, побуждая каждого из присутствующих самостоятельно изучить свою проблему, осознать её суть и освободиться от «фикций сознания», от гнетущих и сковывающих страхов, ограниченности и обусловленности. К. выступал против традиц. религий, их символов и авторитетов. Считал возможным самостоятельное открытие и переживание истины каждым человеком и предлагал путь непосредственного, внеконцептуального её постижения: «Только переживание того, что есть, не называя его, приносит свободу от того, что есть». Вместе с тем духовные искания К. лежали в русле традиционных для Индии религ.-филос. воззрений. Так, некоторые из его высказываний созвучны буддизму, напр. рассуждения о «пустоте»: «Ум человека является хранилищем застывших понятий и определённых, иногда суеверных представлений, и совсем не знает он той спокойной тишины, той богатой "пустоты", которая единственно делает возможным чёткое видение, соответствующее истине». К. просил не записывать и не перечитывать его, но только слушать и сопереживать. Тем не менее его беседы часто записывались и издавались; они переведены на мн. языки мира.