Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́ЗАНТ АННИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 165

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С. Юрлова
А. Безант.

БЕ́ЗАНТ (Besant; урожд. Вуд) Ан­ни [1.10.1847, Лон­дон – 20.9.1933, Адь­яр, близ Мад­ра­са (ны­не Чен­наи)], тео­соф и со­ци­аль­ный ре­фор­ма­тор, жур­на­лист, об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. дея­тель Ин­дии. Во­спи­ты­ва­лась в ре­лиг. се­мье, вы­шла за­муж за ан­гли­кан­ско­го свя­щен­ни­ка. Пос­ле раз­во­да с ним пе­ре­шла на атеи­стич. по­зи­ции и сбли­зи­лась с брит. ра­ди­каль­ны­ми кру­га­ми, ста­ла по­дру­гой пред. бри­тан­ско­го Нац. се­ку­ляр­но­го об-ва Ч. Брэд­ло. В 1876 бы­ла при­вле­че­на к су­ду за пуб­ли­ка­цию кни­ги о конт­ро­ле над рож­да­е­мо­стью. Ув­лек­лась иде­я­ми со­ци­а­ли­стов. Бы­ла по­мол­вле­на с Б. Шоу и по­слу­жи­ла про­об­ра­зом Рай­ны в его пье­се «Ору­жие и че­ло­век». В 1888 ор­га­ни­зо­ва­ла круп­ную за­ба­стов­ку лон­дон­ских ра­бот­ниц. В нач. 1889 по­зна­ко­ми­лась с Е. П. Бла­ват­ской и всту­пи­ла в Те­о­соф­ское об-во. Для ра­бо­ты в этом об­ще­ст­ве пе­ре­еха­ла в Ин­дию (1893), бы­ла из­бра­на его пре­зи­ден­том (1907) и на­хо­ди­лась на этом по­сту вплоть до смер­ти. Б. стре­ми­лась со­еди­нить тео­соф­ские идеи с ин­ду­из­мом. В 1914 всту­пи­ла в пар­тию Ин­дий­ский на­цио­наль­ный кон­гресс (ИНК). Ак­тив­но за­щи­ща­ла пра­ва жен­щин и со­ци­аль­но уг­не­тён­ных сло­ёв. Ор­га­ни­зо­ва­ла Ли­гу гом­ру­ля, ко­то­рая вы­дви­ну­ла ло­зунг са­мо­управ­ле­ния Ин­дии в рам­ках Бри­тан­ской им­пе­рии (1916). Од­на­ко Ли­га не поль­зо­ва­лась ши­ро­ким влия­ни­ем и пре­кра­ти­ла свою дея­тель­ность по­сле то­го, как под рук. М. Ган­ди на­ча­лось мас­со­вое дви­же­ние не­со­труд­ни­че­ст­ва с ко­ло­ни­аль­ны­ми вла­стя­ми. Б. бы­ла из­бра­на пре­зи­ден­том ИНК (1917), но в 1918 ли­ши­лась под­держ­ки его мо­ло­дых и бо­лее ра­ди­каль­ных ли­де­ров, вы­сту­пив про­тив дви­же­ния не­со­труд­ниче­ст­ва. Тем не ме­нее дви­же­ние за са­мо­управ­ле­ние, воз­глав­лен­ное Б. совм. с Б. Ти­ла­ком, сыг­ра­ло свою роль в ос­во­бо­дит. дви­же­нии, ста­ло пре­лю­ди­ей к мас­со­вой борь­бе за не­за­ви­си­мость. В по­след­ние го­ды жиз­ни со­сре­до­то­чи­лась на изу­че­нии тео­соф­ских про­блем.

Соч.: An autobiography. L., 1893; Древ­няя муд­рость. М., 1992; Брат­ст­во ре­ли­гий. М., 2004.

Вернуться к началу