Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШО́У

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 87

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г.
Архив БРЭ

ШО́У (Shaw) Бер­нард (Джордж Бер­нард) (26.7.1856, Дуб­лин – 2.11.1950, Эй­от-Сент-Ло­ренс, Харт­форд­шир), англ. пи­са­тель, об­ществ. дея­тель. Ир­лан­дец по про­ис­хо­ж­де­нию. По­сле окон­ча­ния шко­лы в Дуб­ли­не (1871) слу­жил в агент­ст­ве не­дви­жи­мо­сти, в 1876 уе­хал в Лон­дон, за­ни­мал­ся са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем. Сбли­зил­ся с со­циа­ли­стич. дви­жени­ем, в 1884 всту­пил в Фа­би­ан­ское об­ще­ст­во, вско­ре став од­ним из его ак­тив­ных дея­те­лей; про­паган­ди­ро­вал идеи со­циа­лиз­ма: «Кар­ман­ная кни­га ре­во­лю­цио­не­ра» («The revolutionist’s handbook», 1903), «Пу­те­во­ди­тель для ин­тел­ли­гент­ной жен­щи­ны по со­циа­лиз­му и ка­пи­та­лиз­му» («The in­telligent woman’s guide to socialism and capitalism», 1928), «По­ли­ти­че­ский спра­воч­ник для всех» («Everybody’s political what’s what», 1944) и др. В 1931 со­вер­шил кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие, по­се­тил СССР. 29.7.1931 встре­тил­ся с И. В. Ста­ли­ным; под­дер­жи­вал его по­ли­ти­ку вплоть до сво­ей смер­ти. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны вы­сту­пал как по­сле­до­ва­тель­ный ан­ти­фа­шист.

Круп­ней­ший анг­лийский дра­ма­тург 20 в., Ш. на­чи­нал как ро­ма­нист: его об­ра­щён­ные к со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ке ро­ма­ны «Не­зре­лость» («Imma­turity», 1879, изд. в 1930), «Не­ра­зум­ный брак» («The irrational knot», 1880), «Лю­бовь ар­ти­ста» («Love among the artists», 1881), «Про­фес­сия Кэ­ше­ля Бай­ро­на» («Cashel Byron’s profession», 1882), «Не­у­жив­чи­вый со­циа­лист» («An unsocial so­cialist», 1883, рус. пер. под назв. «Со­циа­лист-лю­би­тель», 1910) бы­ли от­верг­ну­ты все­ми из­да­те­ля­ми и пуб­ли­ко­ва­лись в со­циа­ли­стич. пе­рио­ди­ке. Пер­во­на­чаль­но из­вест­ность Ш. сни­скал как лит., муз., ху­дож. и те­ат­раль­ный кри­тик в кон. 1880-х гг. Как дра­ма­тург де­бю­ти­ро­вал пье­сой «Домá вдов­ца» («Widowers’ hou­ses», 1892) – но­ва­тор­ским, об­ли­чи­тель­ным про­из­ве­де­ни­ем, вос­при­ня­тым как пам­флет и вы­звав­шим скан­дал; вме­сте с дву­мя др. пье­са­ми – «Серд­це­ед» («The philanderer», 1893, в др. пе­ре­во­де – «Во­ло­ки­та», пост. в 1905) и «Про­фес­сия мис­сис Уор­рен» («Mrs Warren’s profession», 1894, пост. в 1902), так­же за­тра­ги­вав­ши­ми ост­рые об­ществ. про­бле­мы – со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­сти, стя­жа­тель­ст­ва, ци­низ­ма и бес­прин­цип­но­сти власть иму­щих, те­му про­сти­ту­ции, она со­ста­ви­ла цикл «Пье­сы не­при­ят­ные» («Plays unpleasant», 1898). В 1898 из­дан вто­рой цикл «Пье­сы при­ят­ные» («Plays pleasant»): «Ору­жие и че­ло­век» («Arms and the man», 1894), «Кан­ди­да» («Can­dida», 1894), «Из­бран­ник судь­бы» («The man of destiny», пост. в 1895), «По­живём – уви­дим» («You never can tell», пост. в 1895), а в 1901 – тре­тий: «Три пье­сы для пу­ри­тан» («Three plays for pu­ri­tans», 1901) – «Уче­ник дья­во­ла» («The de­vil’s disciple», 1896–97), «Це­зарь и Кле­о­пат­ра» («Caesar and Cleopatra», 1898), «Об­ра­ще­ние ка­пи­та­на Брас­ба­ун­да» («Cap­tain Brassbound’s conversi­on», 1899).

Ре­ши­тель­но от­вер­гая ут­вер­див­шую­ся в кон. 19 в. раз­вле­ка­тель­ную тра­ди­цию англ. те­ат­ра, Ш. по­рвал с кра­си­во­стью и сла­ща­вым ме­ло­дра­ма­тиз­мом са­лон­ной пье­сы. Избрав в ка­че­ст­ве об­раз­ца «но­вую дра­му» Г. Иб­се­на (эс­се «Квинт­эс­сен­ция иб­се­низ­ма», «The quintessence of Ibsenism», 1891), он соз­дал англ. ин­тел­лек­ту­аль­ную дра­му (т. н. пье­су-дис­кус­сию), про­ни­зан­ную ост­рой пуб­ли­ци­стич­но­стью в со­че­та­нии с тон­ким юмо­ром и до­хо­дя­щей до сар­каз­ма иро­ни­ей, гро­те­ском и сим­во­ли­кой, в цен­тре ко­торой – столк­но­ве­ние идей и по­зи­ций, рас­кры­ваю­щих­ся в сво­ей тра­ги­ко­мич. па­ра­док­саль­но­сти. При­стра­стие к па­ра­док­су как сред­ст­ву вскры­тия про­ти­во­ре­чи­во­сти и слож­но­сти жиз­ни, вы­яв­ле­ния в ней не­со­от­вет­ст­вия ме­ж­ду ви­ди­мо­стью и сущ­но­стью ста­ло ха­рак­тер­ной осо­бен­но­стью творч. ма­не­ры Шоу.

Ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чи­ли от­ме­чен­ные пе­ре­ос­мыс­ле­ни­ем тра­диц. сю­же­тов ев­роп. лит-ры пье­сы «Че­ло­век и сверх­че­ло­век» («Man and Superman», 1901; ва­ри­ант ле­ген­ды о Дон Жуа­не), «пье­са-хро­ни­ка» «Свя­тая Ио­ан­на» («Sa­int Joan», 1923; о Жан­не д’Арк) – един­ст­вен­ная тра­ге­дия Ш., а так­же ше­девр Ш.-ко­ме­дио­гра­фа – пье­са «Пиг­ма­ли­он» («Pygmalion», 1913; ле­ген­да о Пиг­ма­лио­не, эк­ра­ни­за­ции 1938, 1954; мю­зикл «Моя пре­крас­ная ле­ди», 1956, од­но­им. фильм, 1964).

Те­ма­тич. диа­па­зон драм Ш. сер. 1910–40-х гг. чрез­вы­чай­но раз­но­об­ра­зен: «Ин­ка Пе­ру­са­лим­ский» («The Inca of Perusalem», 1916) – са­ти­ра на Виль­гель­ма II; «Оге­стус вы­пол­ня­ет свой долг» («Augustus does his bit», 1917) – об­ли­че­ние англ. во­ен­ной бю­ро­кра­тии; гро­те­ск­ный фарс «Ан­на­ян­ска, боль­ше­ви­ст­ская им­пе­рат­ри­ца» («Annajanska, the bolshevik empress», 1918) – от­клик на рус. ре­во­лю­цию, где Ш. вы­ска­зал­ся за ле­ги­тим­ность на­си­лия в це­лях пре­об­ра­зо­ва­ния об­ще­ст­ва; «Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца» («Heartbreak house», 1919) – во мно­гом от­ра­зив­шая влия­ние твор­че­ст­ва А. П. Че­хо­ва дра­ма о тра­гич. ут­ра­те пред­ста­ви­те­ля­ми гос­под­ствую­щих клас­сов ду­хов­ных цен­но­стей, при­зы­ваю­щая к тру­ду и ре­ши­тель­но­му об­нов­ле­нию об­ществ. жиз­ни. Скеп­тич. вос­при­ятие бур­жу­аз­ной ци­ви­ли­за­ции и ме­щан­ско­го жиз­нен­но­го ук­ла­да, са­ти­ра на ев­роп. по­ли­ти­ку 1920–30-х гг. пре­ло­ми­лись в пен­та­ло­гии «На­зад к Ма­фу­саи­лу» («Back to Methuselah», 1918–20), в «по­ли­ти­че­ских экс­т­ра­ва­ган­цах» – «Те­леж­ка с яб­ло­ка­ми» («The apple cart», 1929), «Горь­ко, но прав­да» («Too true to be good», 1931), «На ме­ли» («On the rocks», 1933), «Же­не­ва» («Geneva», 1938) и др., пье­сах «Мил­лио­нер­ша» («The millionairess», 1936), «Мил­ли­ар­ды Бай­ан­та» («Buoyant billions», 1948) и др.

Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: пуб­ли­ци­стика (в т. ч. сб. «Здра­вый смысл о вой­не», «Common sense about the war», 1914), днев­ни­ки, пе­ре­пис­ка (в т. ч. с Л. Н. Тол­стым).

Но­бе­лев­ская пр. (1925).

Соч.: The works. L., 1930–1938. Vol. 1–32; О дра­ме и те­ат­ре. М., 1963; Пись­ма. М., 1971; Но­вел­лы. М., 1971; Пол­ное со­б­ра­ние пьес: В 6 т. М., 1978–1981; Ав­то­био­гра­фи­че­ские за­мет­ки, ста­тьи, пись­ма. М., 1989.

Лит.: Ромм А. С. Д. Б. Шоу. Л.; М., 1965; Хьюз Э. Б. Шоу. М., 1968; Пир­сон Х. Б. Шоу. М., 1972; Об­раз­цо­ва А. Г. Б. Шоу и ев­ро­пейская те­ат­раль­ная куль­ту­ра на ру­бе­же XIX–XX вв. М., 1974; Ба­ла­шов П. С. Ху­доже­ст­вен­ный мир Б. Шоу. М., 1982; Gibbs A. M. B. Shaw: a life. Gainesville, 2005; Soboleva O., Wrenn A. The only hope of the world: G. B. Shaw and Russia. N. Y., 2012; G. B. Shaw in context. Camb., 2015.

Вернуться к началу