ШО́У
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШО́У (Shaw) Бернард (Джордж Бернард) (26.7.1856, Дублин – 2.11.1950, Эйот-Сент-Лоренс, Хартфордшир), англ. писатель, обществ. деятель. Ирландец по происхождению. После окончания школы в Дублине (1871) служил в агентстве недвижимости, в 1876 уехал в Лондон, занимался самообразованием. Сблизился с социалистич. движением, в 1884 вступил в Фабианское общество, вскоре став одним из его активных деятелей; пропагандировал идеи социализма: «Карманная книга революционера» («The revolutionist’s handbook», 1903), «Путеводитель для интеллигентной женщины по социализму и капитализму» («The intelligent woman’s guide to socialism and capitalism», 1928), «Политический справочник для всех» («Everybody’s political what’s what», 1944) и др. В 1931 совершил кругосветное путешествие, посетил СССР. 29.7.1931 встретился с И. В. Сталиным; поддерживал его политику вплоть до своей смерти. Во время 2-й мировой войны выступал как последовательный антифашист.
Крупнейший английский драматург 20 в., Ш. начинал как романист: его обращённые к социальной проблематике романы «Незрелость» («Immaturity», 1879, изд. в 1930), «Неразумный брак» («The irrational knot», 1880), «Любовь артиста» («Love among the artists», 1881), «Профессия Кэшеля Байрона» («Cashel Byron’s profession», 1882), «Неуживчивый социалист» («An unsocial socialist», 1883, рус. пер. под назв. «Социалист-любитель», 1910) были отвергнуты всеми издателями и публиковались в социалистич. периодике. Первоначально известность Ш. снискал как лит., муз., худож. и театральный критик в кон. 1880-х гг. Как драматург дебютировал пьесой «Домá вдовца» («Widowers’ houses», 1892) – новаторским, обличительным произведением, воспринятым как памфлет и вызвавшим скандал; вместе с двумя др. пьесами – «Сердцеед» («The philanderer», 1893, в др. переводе – «Волокита», пост. в 1905) и «Профессия миссис Уоррен» («Mrs Warren’s profession», 1894, пост. в 1902), также затрагивавшими острые обществ. проблемы – социальной несправедливости, стяжательства, цинизма и беспринципности власть имущих, тему проституции, она составила цикл «Пьесы неприятные» («Plays unpleasant», 1898). В 1898 издан второй цикл «Пьесы приятные» («Plays pleasant»): «Оружие и человек» («Arms and the man», 1894), «Кандида» («Candida», 1894), «Избранник судьбы» («The man of destiny», пост. в 1895), «Поживём – увидим» («You never can tell», пост. в 1895), а в 1901 – третий: «Три пьесы для пуритан» («Three plays for puritans», 1901) – «Ученик дьявола» («The devil’s disciple», 1896–97), «Цезарь и Клеопатра» («Caesar and Cleopatra», 1898), «Обращение капитана Брасбаунда» («Captain Brassbound’s conversion», 1899).
Решительно отвергая утвердившуюся в кон. 19 в. развлекательную традицию англ. театра, Ш. порвал с красивостью и слащавым мелодраматизмом салонной пьесы. Избрав в качестве образца «новую драму» Г. Ибсена (эссе «Квинтэссенция ибсенизма», «The quintessence of Ibsenism», 1891), он создал англ. интеллектуальную драму (т. н. пьесу-дискуссию), пронизанную острой публицистичностью в сочетании с тонким юмором и доходящей до сарказма иронией, гротеском и символикой, в центре которой – столкновение идей и позиций, раскрывающихся в своей трагикомич. парадоксальности. Пристрастие к парадоксу как средству вскрытия противоречивости и сложности жизни, выявления в ней несоответствия между видимостью и сущностью стало характерной особенностью творч. манеры Шоу.
Широкую известность получили отмеченные переосмыслением традиц. сюжетов европ. лит-ры пьесы «Человек и сверхчеловек» («Man and Superman», 1901; вариант легенды о Дон Жуане), «пьеса-хроника» «Святая Иоанна» («Saint Joan», 1923; о Жанне д’Арк) – единственная трагедия Ш., а также шедевр Ш.-комедиографа – пьеса «Пигмалион» («Pygmalion», 1913; легенда о Пигмалионе, экранизации 1938, 1954; мюзикл «Моя прекрасная леди», 1956, одноим. фильм, 1964).
Тематич. диапазон драм Ш. сер. 1910–40-х гг. чрезвычайно разнообразен: «Инка Перусалимский» («The Inca of Perusalem», 1916) – сатира на Вильгельма II; «Огестус выполняет свой долг» («Augustus does his bit», 1917) – обличение англ. военной бюрократии; гротескный фарс «Аннаянска, большевистская императрица» («Annajanska, the bolshevik empress», 1918) – отклик на рус. революцию, где Ш. высказался за легитимность насилия в целях преобразования общества; «Дом, где разбиваются сердца» («Heartbreak house», 1919) – во многом отразившая влияние творчества А. П. Чехова драма о трагич. утрате представителями господствующих классов духовных ценностей, призывающая к труду и решительному обновлению обществ. жизни. Скептич. восприятие буржуазной цивилизации и мещанского жизненного уклада, сатира на европ. политику 1920–30-х гг. преломились в пенталогии «Назад к Мафусаилу» («Back to Methuselah», 1918–20), в «политических экстраваганцах» – «Тележка с яблоками» («The apple cart», 1929), «Горько, но правда» («Too true to be good», 1931), «На мели» («On the rocks», 1933), «Женева» («Geneva», 1938) и др., пьесах «Миллионерша» («The millionairess», 1936), «Миллиарды Байанта» («Buoyant billions», 1948) и др.
Среди др. произведений: публицистика (в т. ч. сб. «Здравый смысл о войне», «Common sense about the war», 1914), дневники, переписка (в т. ч. с Л. Н. Толстым).
Нобелевская пр. (1925).