ТЕОСО́ФИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕОСО́ФИЯ (богомудрие, от греч. θεός – бог и σοφία – мудрость), учение о Боге (или богах), мире и человеке, гл. источником которого служит тот или иной тип божественного Откровения. Возникновение термина «Т.» (в значениях «священные предания о богах» и «мистериальное знание божественных сил») связывают с неоплатонизмом, представители которого писали об «эллинской» (Прокл), египетской и индийской (Порфирий), «халдейской» (Дамаский) Т. У Дионисия Ареопагита Т. – синоним «мистического богословия». В патристике отождествляется с божественной премудростью либо теологией (Евсевий Кесарийский, Максим Исповедник, Иоанн Скот Эриугена и др.). Анонимный схоластич. автор «Суммы философии» (13 в.) говорит о Т. Моисея и пророков.
Разделение «наук» на божественные («Т.») и человеческие («антропософия») в анонимном соч. «О магии, или пневматике, древних» (1575; приписан ангелу Арватилу), вероятно, повлияло на нем. врача, последователя Парацельса и алхимика Г. Кунрата, с трактата которого «Амфитеатр вечносущей премудрости» (1595) начинается понимание Т. как мистич. знания, нередко носящего тайный, эзотерич. характер. Эта христианская Т. получила яркое выражение в трудах Я. Бёме и последующих протестантских теософов (И. Г. Гихтеля, Г. Арнольда, Дж. Пордеджа, Э. Сведенборга, Ф. Этингера), Л. К. Сен-Мартена, А. Кирхера, в компендиуме «Тайные фигуры розенкрейцеров» (1785–88) и т. д. Как некий идеал науч. знания, объединяющий мистическое и рациональное познание, понятие Т. использовалось мыслителями эпохи романтизма (Ф. К. фон Баадером, Ф. В. Шеллингом, Ф. Шлегелем), философами А. Розмини-Сербати и Вл. Соловьёвым.
Идея Т. получила широкую популярность благодаря учению Е. П. Блаватской, которая в своих сочинениях попыталась сформулировать древнюю «религию премудрости, или божественную премудрость», в форме синтеза мифологем разл. религий Востока и материалистич. представлений естествознания кон. 19 в. В 1875 Блаватская основала Теософское об-во. Её идейная преемница и председатель об-ва – А. Безант в 1909 объявила инд. подростка Д. Кришнамурти воплощением бодхисаттвы Майтрейи и реинкарнацией Иисуса Христа (в 1929 он отказался от этой роли). Это привело к выделению в 1913 из Теософского об-ва Антропософского об-ва (см. Антропософия). Ныне существуют неск. независимых теософских обществ и объединений. Идеи Блаватской оказали влияние на школу арканов Э. Бейли (США), агни-йогу Н. К. Рериха и Е. И. Рерих, и др.