Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́РХЕР АФАНАСИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 50

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. А. Насонов

КИ́РХЕР (Kircher) Афа­на­сий (2.5.1601 или 1602, Гай­за, близ Фуль­ды – 27.11.1680, Рим), нем. учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист и изо­бре­та­тель. Про­шёл пол­ный курс об­ра­зова­ния в ие­зу­ит­ских учеб­ных за­ве­де­ни­ях (Фуль­да, Майнц, Па­дер­борн, Кёльн, Коб­ленц, Хай­ли­ген­штадт). В 1618 при­нят в ие­зу­ит­ский ор­ден, в 1628 ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ки. Пре­по­да­вал эти­ку, ма­те­ма­ти­ку, евр. и сир. язы­ки в кол­ле­гии Вюрц­бур­га (1629), по­сле за­хва­та го­ро­да швед. вой­ска­ми бе­жал в Ли­он (1631). С 1632 пре­по­да­вал в кол­ле­гии Авинь­о­на, где ор­га­ни­зо­вал ас­тро­но­мич. об­сер­ва­то­рию; под влия­ни­ем Н. К. Ф. де Пей­ре­ска об­ра­тил­ся к изу­че­нию др.-егип. куль­ту­ры. С 1634 в Ри­ме, проф. ма­те­ма­ти­ки, фи­зи­ки и вост. язы­ков в Рим. кол­ле­гии (ос­во­бо­ж­дён­ный в 1645 от пре­по­да­ва­тель­ских обя­зан­но­стей, смог пол­но­стью от­дать­ся на­уч. за­ня­ти­ям). Во вре­мя пу­те­ше­ст­вия по Юж. Ита­лии, Си­ци­лии и Маль­те в 1637–38 (в ка­че­ст­ве ис­по­вед­ни­ка об­ра­щён­но­го в ка­то­ли­че­ст­во ланд­гра­фа Фрид­ри­ха Гес­сен­ско­го) ис­сле­до­вал кра­тер Ве­зу­вия; по ут­вер­жде­нию К., на Си­ци­лии им был об­на­ру­жен древ­ней­ший со­хра­нив­ший­ся муз. текст – фраг­мент пер­вой пи­фий­ской оды Пин­да­ра. Ок. 1638 на­чал со­би­рать ча­ст­ную кол­лек­цию, на ос­но­ве ко­то­рой в 1650-е гг. воз­ник зна­ме­ни­тый му­зей Рим. кол­ле­гии (Museum Kircherianum), по­сто­ян­но по­пол­няв­ший­ся ар­хео­ло­гич. на­ход­ка­ми (в т. ч. егип. обе­ли­ска­ми), ме­ха­нич. уст­рой­ст­ва­ми, скон­ст­руи­ро­ван­ны­ми К. (фон­та­ны, ме­ха­нич. ча­сы, ка­топ­три­че­ский те­атр, «го­во­ря­щая ста­туя»), и др. Ис­сле­дуя во вре­мя эпи­де­мии чу­мы в Ри­ме в 1656 кровь боль­ных под мик­ро­ско­пом, при­шёл к вы­во­ду, что при­чи­ной бо­лез­ни яв­ля­ют­ся мик­ро­ор­га­низ­мы («ма­лень­кие чер­ви»). Ра­бо­тая над ис­то­ри­ко-гео­гра­фич. пу­те­во­ди­те­лем по ок­ре­ст­но­стям Ри­ма («Ла­ций», 1671), об­на­ру­жил в 1661 раз­ва­ли­ны церк­ви, по­стро­ен­ной в Мен­то­рел­ле на мес­те об­ра­ще­ния св. Ев­ста­хия; воз­вёл здесь на собств. сред­ст­ва ма­ри­ан­ское свя­ти­ли­ще (Santuario della Mento­rel­la), где про­вёл в уе­ди­не­нии по­след­ние го­ды жиз­ни. К. вёл ин­тен­сив­ную на­уч. пе­ре­пис­ку с ие­зу­ит­ски­ми мис­сио­не­ра­ми в Азии, Аф­ри­ке и Юж. Аме­ри­ке; по­лу­чен­ные све­де­ния он ши­ро­ко ис­поль­зо­вал в сво­их тру­дах, на­ря­ду с не­кри­тич. ком­пи­ля­ци­ей тек­стов ав­то­ри­тет­ных учё­ных древ­но­сти и не­дав­не­го про­шло­го.

Титульная страница трактата А. Кирхера «Универсальная музургия» (Рим, 1650).

Тру­ды К. (св. 30 об­шир­ных, бо­га­то ил­лю­ст­ри­ро­ван­ных из­да­ний на лат. яз.) ох­ва­ты­ва­ют прак­ти­че­ски все ак­ту­аль­ные в его вре­мя сфе­ры зна­ния: ма­те­ма­ти­ку, фи­зи­ку, хи­мию, ас­тро­но­мию, гео­ло­гию, гео­гра­фию, био­ло­гию, ме­ди­ци­ну, ар­хео­ло­гию, биб­лей­скую ис­то­рию, язы­козна­ние, му­зы­ку. В ка­че­ст­ве фун­дам. прин­ци­па ми­ро­зда­ния К. рас­смат­ри­вал «маг­не­тизм», с по­мо­щью ко­то­ро­го Бог – сво­его ро­да центр. маг­нит Все­лен­ной – управ­ля­ет все­ми про­цес­са­ми со­тво­рён­но­го им ми­ра (трак­та­ты «Маг­ни­ты, или О маг­не­ти­че­ском ис­кус­ст­ве» – «Magnes, sive De arte magnetica», 1641; «Боль­шое ис­кус­ст­во по­зна­ния» – «Ars magna scien­di», 1669, и др.). «Маг­не­тизм» (К. впер­вые ввёл по­ня­тие элек­тро­маг­не­тиз­ма), обу­слов­ли­ваю­щий един­ст­во всех би­по­ляр­ных струк­тур, ле­жит в ос­но­ве лю­бых раз­но­вид­но­стей при­тя­же­ния и от­тал­ки­ва­ния («сим­па­тии» и «ан­ти­па­тии»), ши­ро­ко­го спек­тра био­ло­гич. про­цес­сов (рос­та рас­те­ний и жи­вых ор­га­низ­мов, воз­дей­ст­вия ле­карств и т. п.) и об­щей гар­мо­нии ми­ра, за­пе­чат­лён­ной в чи­сло­вых со­от­но­ше­ни­ях («чис­ло есть пра­ви­ло и нор­ма все­го»). Кри­ти­куя пред­став­ле­ние англ. фи­зи­ка У. Гил­бер­та о Зем­ле как боль­шом маг­ни­те и ге­лио­цен­тризм И. Ке­п­ле­ра, К. за­щи­щал сис­те­му Ти­хо Бра­ге, ут­вер­ждая, что си­лы зем­но­го маг­не­тиз­ма (в т. ч. гра­ви­та­ция) во взаи­мо­дей­ст­вии с не­бес­ны­ми маг­нит­ны­ми по­ля­ми проч­но удер­жи­ва­ют Зем­лю в цен­тре Все­лен­ной.

Идея воз­дей­ст­вия на рас­стоя­нии вдох­нов­ля­ла К. в раз­ных об­лас­тях его на­уч. изы­ска­ний. Оп­тич. эф­фек­там по­свя­щён трак­тат «Боль­шое ис­кус­ст­во све­та и те­ни» («Ars magna lucis et umbrae», 1646; со­дер­жит изо­бра­же­ние и опи­са­ние «вол­шеб­но­го фо­на­ря»). Центр. те­ма мно­го­ас­пект­но­го сво­да све­де­ний о му­зы­ке «Уни­вер­саль­ная му­зур­гия» («Musurgia uni­ver­salis, sive Ars magna consoni et dis­so­ni», vol. 1–2, 1650) – воз­дей­ст­вие му­зы­ки на че­ло­ве­ка и воз­мож­ность с её по­мо­щью управ­лять людь­ми (в т. ч. в це­лях об­ра­ще­ния их в хри­сти­ан­скую ве­ру). Ме­ха­низм это­го воз­дей­ст­вия К. изо­бра­зил как обыч­ный аку­стич. ре­зо­нанс, раз­де­лив муз. аф­фек­ты на 4 груп­пы в со­ответ­ст­вии с уче­ни­ем о тем­пе­ра­мен­тах. Тер­ми­но­ло­гич. ап­па­рат «Уни­вер­саль­ной му­зур­гии» (тео­рия аф­фек­тов и муз. сти­лей) ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся в муз. нау­ке вплоть до сер. 18 в. К. изо­брёл «му­зур­ги­че­ский сун­дук» – уст­рой­ст­во, с по­мощью ко­то­ро­го не­све­ду­щий в му­зы­ке че­ло­век мог со­чи­нять 4-го­лос­ные ком­по­зи­ции из го­то­вых эле­мен­тов.

При­жиз­нен­ную сла­ву К. при­нес­ли его со­чи­не­ния по «рас­шиф­ров­ке» др.-егип. ие­рог­ли­фов (трёх­том­ный ито­го­вый труд «Эдип Еги­пет­ский» – «Oedipus Ægyptia­cus», 1652–54), ко­то­рые в рус­ле ре­нес­санс­ной тра­ди­ции он ис­тол­ко­вы­вал как сим­во­лы, со­дер­жа­щие хри­сти­ан­ские ис­ти­ны о Бо­ге. Со­дей­ст­во­вал ус­та­нов­ке в Ри­ме но­вых обе­ли­сков, для ко­то­рых со­став­лял на­чер­та­ния. Счи­тая егип. язык род­ным для Ада­ма и Евы, ве­рил в еди­ное егип. про­ис­хо­ж­де­ние всех куль­тур и ре­ли­гий, ото­жде­ст­в­лял Гер­ме­са Трис­ме­ги­ста с Мои­се­ем, в трак­та­те «Ки­тай, пред­став­лен­ный свет­ски­ми и свя­щен­ны­ми па­мят­ни­ка­ми…» («China monumentis, qua sacris qua profanis … illustrata», 1667) воз­во­дил про­ис­хо­ж­де­ние ки­тай­цев к сы­новь­ям Ха­ма, а кит. ие­рог­ли­фы рас­смат­ри­вал как ис­ка­жён­ные еги­пет­ские.

Соч.: Ars magnesia. Herbipoli, 1631; Prodro­mus Coptus sive Aegyptiacus. Roma, 1636; Itinera­ri­um extaticum. Roma, 1656; Scrutinium phy­si­co-medicum contagiosae Luis, quae pestis di­ci­tur. Roma, 1658; Mundus subterraneus. Amst., 1665. Vol. 1–2; Latium, id est Nova et paral­le­la Latii tum veteris tum novi descriptio. Amst., 1671; Phonurgia nova. Campidonae, 1673; Ar­ca Noë. Amst., 1675; Turris Babel. Amst., 1679.

Лит.: Scharlau U. A. Kircher als Musikschrift­steller. Ein Beitrag zur Musikanschauung des Barock. Marburg, 1969; Reilly P. C. A. Kir­cher. A master of a hundred arts. Wiesbaden, 1974; Godwin J. A. Kircher: a Renaissance man and the quest for knowledge. L., 1979; A. Kir­cher und seine Beziehungen zum gelehrten Europa seiner Zeit / Hrsg. J. E. Fletcher. Wiesbaden, 1988; Leinkauf Th. Mundus combinatus. Stu­dien zur Struktur der barocken Universal­wis­sen­schaft am Beispiel A. Kirchers. B., 1993; На­со­нов Р. А. Му­зы­каль­ная жизнь Ри­ма се­ре­ди­ны XVII в. сквозь приз­му тео­ре­ти­че­ско­го трак­та­та // Ста­рин­ная му­зы­ка: Прак­ти­ка. Аран­жи­ров­ка. Ре­кон­ст­рук­ция. М., 1999; он же. Thema & Subiectum (Ос­но­во­по­ла­гаю­щие по­ня­тия му­зы­каль­ной по­эти­ки ран­не­го Ба­рок­ко в трак­та­те А. Кирхе­ра «Уни­вер­саль­ная му­зур­гия») // Па­мя­ти Р. И. Гру­бе­ра: Ста­тьи. Ис­сле­до­ва­ния. Вос­по­ми­на­ния. М., 2008. Вып. 1; The great art of knowing. The Barock encyclo­pedia of A. Kircher / Ed. D. Stolzenberg. Stan­ford, 2001; A. Kircher. The last man who knew everything / Ed. P. Findlen. N. Y., 2004.

Вернуться к началу