КИ́РХЕР АФАНАСИЙ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИ́РХЕР (Kircher) Афанасий (2.5.1601 или 1602, Гайза, близ Фульды – 27.11.1680, Рим), нем. учёный-энциклопедист и изобретатель. Прошёл полный курс образования в иезуитских учебных заведениях (Фульда, Майнц, Падерборн, Кёльн, Кобленц, Хайлигенштадт). В 1618 принят в иезуитский орден, в 1628 рукоположен в священники. Преподавал этику, математику, евр. и сир. языки в коллегии Вюрцбурга (1629), после захвата города швед. войсками бежал в Лион (1631). С 1632 преподавал в коллегии Авиньона, где организовал астрономич. обсерваторию; под влиянием Н. К. Ф. де Пейреска обратился к изучению др.-егип. культуры. С 1634 в Риме, проф. математики, физики и вост. языков в Рим. коллегии (освобождённый в 1645 от преподавательских обязанностей, смог полностью отдаться науч. занятиям). Во время путешествия по Юж. Италии, Сицилии и Мальте в 1637–38 (в качестве исповедника обращённого в католичество ландграфа Фридриха Гессенского) исследовал кратер Везувия; по утверждению К., на Сицилии им был обнаружен древнейший сохранившийся муз. текст – фрагмент первой пифийской оды Пиндара. Ок. 1638 начал собирать частную коллекцию, на основе которой в 1650-е гг. возник знаменитый музей Рим. коллегии (Museum Kircherianum), постоянно пополнявшийся археологич. находками (в т. ч. егип. обелисками), механич. устройствами, сконструированными К. (фонтаны, механич. часы, катоптрический театр, «говорящая статуя»), и др. Исследуя во время эпидемии чумы в Риме в 1656 кровь больных под микроскопом, пришёл к выводу, что причиной болезни являются микроорганизмы («маленькие черви»). Работая над историко-географич. путеводителем по окрестностям Рима («Лаций», 1671), обнаружил в 1661 развалины церкви, построенной в Менторелле на месте обращения св. Евстахия; возвёл здесь на собств. средства марианское святилище (Santuario della Mentorella), где провёл в уединении последние годы жизни. К. вёл интенсивную науч. переписку с иезуитскими миссионерами в Азии, Африке и Юж. Америке; полученные сведения он широко использовал в своих трудах, наряду с некритич. компиляцией текстов авторитетных учёных древности и недавнего прошлого.
Труды К. (св. 30 обширных, богато иллюстрированных изданий на лат. яз.) охватывают практически все актуальные в его время сферы знания: математику, физику, химию, астрономию, геологию, географию, биологию, медицину, археологию, библейскую историю, языкознание, музыку. В качестве фундам. принципа мироздания К. рассматривал «магнетизм», с помощью которого Бог – своего рода центр. магнит Вселенной – управляет всеми процессами сотворённого им мира (трактаты «Магниты, или О магнетическом искусстве» – «Magnes, sive De arte magnetica», 1641; «Большое искусство познания» – «Ars magna sciendi», 1669, и др.). «Магнетизм» (К. впервые ввёл понятие электромагнетизма), обусловливающий единство всех биполярных структур, лежит в основе любых разновидностей притяжения и отталкивания («симпатии» и «антипатии»), широкого спектра биологич. процессов (роста растений и живых организмов, воздействия лекарств и т. п.) и общей гармонии мира, запечатлённой в числовых соотношениях («число есть правило и норма всего»). Критикуя представление англ. физика У. Гилберта о Земле как большом магните и гелиоцентризм И. Кеплера, К. защищал систему Тихо Браге, утверждая, что силы земного магнетизма (в т. ч. гравитация) во взаимодействии с небесными магнитными полями прочно удерживают Землю в центре Вселенной.
Идея воздействия на расстоянии вдохновляла К. в разных областях его науч. изысканий. Оптич. эффектам посвящён трактат «Большое искусство света и тени» («Ars magna lucis et umbrae», 1646; содержит изображение и описание «волшебного фонаря»). Центр. тема многоаспектного свода сведений о музыке «Универсальная музургия» («Musurgia universalis, sive Ars magna consoni et dissoni», vol. 1–2, 1650) – воздействие музыки на человека и возможность с её помощью управлять людьми (в т. ч. в целях обращения их в христианскую веру). Механизм этого воздействия К. изобразил как обычный акустич. резонанс, разделив муз. аффекты на 4 группы в соответствии с учением о темпераментах. Терминологич. аппарат «Универсальной музургии» (теория аффектов и муз. стилей) широко использовался в муз. науке вплоть до сер. 18 в. К. изобрёл «музургический сундук» – устройство, с помощью которого несведущий в музыке человек мог сочинять 4-голосные композиции из готовых элементов.
Прижизненную славу К. принесли его сочинения по «расшифровке» др.-егип. иероглифов (трёхтомный итоговый труд «Эдип Египетский» – «Oedipus Ægyptiacus», 1652–54), которые в русле ренессансной традиции он истолковывал как символы, содержащие христианские истины о Боге. Содействовал установке в Риме новых обелисков, для которых составлял начертания. Считая егип. язык родным для Адама и Евы, верил в единое егип. происхождение всех культур и религий, отождествлял Гермеса Трисмегиста с Моисеем, в трактате «Китай, представленный светскими и священными памятниками…» («China monumentis, qua sacris qua profanis … illustrata», 1667) возводил происхождение китайцев к сыновьям Хама, а кит. иероглифы рассматривал как искажённые египетские.