ИОА́НН СКОТ ЭРИУГЕ́НА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОА́НН СКОТ ЭРИУГЕ́НА (Iohannes Scottus Eriugena) (нач. 9 в. – после 870), ср.-век. философ. Выходец из Ирландии, жил и работал при дворе франкского короля Карла II Лысого. Современники звали Иоанна «Скоттом» (тогда это означало «ирландец») и «Скоттигеной» («скоттом по рождению»). Лишь однажды он сам назвал себя «Эриугена» («ирландец по рождению»), но нет свидетельств тому, что к.-л. именовал его так при жизни. К периоду преподавания им свободных искусств (830–850) относятся его школьные комментарии: примечания к Марциану Капелле, глоссы на «Установления грамматики» Присциана и книги Ветхого Завета. В 851 он пишет трактат «О божественном предопределении», опровергающий учение Готшалка о двойном предопределении (одних к спасению, других к осуждению): Бог мыслит и творит только благо, зло – лишь умаление добра, не-сущее, небытие; грех и смерть суть собств. удаление человека от Бога, так что наказание – естественное и неизбежное следствие греха, который «казнит сам себя». В 1-й пол. 860-х гг. И. С. Э. переводит весь корпус сочинений Дионисия Ареопагита, две работы Максима Исповедника – «Ambigua ad Iohannem» («К Иоанну о трудных местах 〈у Григория Богослова〉») и «Вопросоответы к Фалассию», а также «Об устроении человека» Григория Нисского. Эти тексты, особенно переводы Ареопагитик, оказали сильное влияние на зап. интеллектуальную традицию.
Наиболее плодотворным знакомство с восточной мыслью оказалось для самого И. С. Э. – достигнутый им синтез латинской (Марий Викторин, Августин, Амвросий Медиоланский и др.) и греч. философско-богословских традиций реализован в грандиозном метафизич. диалоге, выпущенном им под греч. титулом Περὶ φύσεων («Пери фюсеон», греч. «О природах»; возможно, название, как и авторский псевд. Эриугена, отсылает к почитавшемуся им Оригену и его гл. филос. работе Περὶ ἀρχῶν – «О началах»); лишь в издании 17 в. трактат получил лат. заголовок «De divisione naturae» («О разделении природы»). Термин «природа» имеет у И. С. Э. множество значений: «всеобщая природа», охватывающая Творца и творение; только тварное бытие; в более узком смысле – человеческая, ангельская и др. «природы». Гл. деление «всеобщей природы» двухчастно: «то, что есть, и то, что не есть» (т. е. вещи, доступные человеческому уму, и вещи, лежащие за пределом его познавательных возможностей). В иерархич. структуре бытия различаются четыре вида «всеобщей природы»: 1) природа, которая «творит и не творится» (Бог как Творец); 2) природа, которая «творится и творит» (находящиеся в Божественном уме идеи и причины всех вещей); 3) природа, которая «творится и не творит» (вещи чувственного мира); 4) природа, которая «не творит и не творится» (Бог как конечная цель мирового развития, когда всё тварное возвратится в Бога). Т. о., в этой онтологич. схеме присутствует и традиц. неоплатонич. триада «пребывание, исхождение, возвращение». И. С. Э. использует также заимствованное у Максима Исповедника последоват. пятичастное деление «всеобщей природы» (методом диэрезы), составляющее квазилогич. древо: нетварное / тварное; умопостигаемое / чувственное; небо / земля; рай / обитаемая земля; мужское / женское).
В концепции И. С. Э. Бог одновременно имманентен и трансцендентен миру, так же как тварная природа есть одновременно эманация Божества и его теофания. Видимая Вселенная – только промежуточный момент Божественного бытия; процесс ниспадения по ступеням бытия сопровождается делением и умножением сущего, убыванием творч. потенции. Исхождение из Бога должно будет смениться возвращением к Нему, когда все разделённые природы будут объединяться; при этом низшее, не утрачивая своей индивидуальной субстанции, включается в высшее. В конце мира всё чувственное превратится в духовное, последовательно будут преодолены все пять делений природы (пока это совершено только в воскресшем Христе). Восстановление всей человеческой и ангельской природы произойдёт в силу естеств. развития событий, и только обóжение святых осуществится по благодати. Истинной и единственной субстанцией всех вещей является Божественное знание, в котором сотворены и вечно пребывают все вещи. Человек – это «некое умное понятие, от века сотворённое в уме Бога», человечество в своём идеальном состоянии (до грехопадения) заключает в себе весь мир, поэтому воплощение Христа имеет космич. значение: в Нём с Богом воссоединяется и восстанавливается весь мир. В целом для системы И. С. Э. характерны космич. оптимизм, безусловное признание свободы человеческой воли и личной ответственности индивида. В изложении большую роль играют поэтич. образы (и риторика вообще), а также аллегорич. экзегеза.
Во 2-й пол. 860-х гг. И. С. Э. пишет богословские «Изъяснения "Небесной иерархии"» Дионисия Ареопагита, где истолковывает учение об анагогической (возводящей) функции чувственных образов и символич. изображений при познании высшей реальности, в 870/871 – гомилию на пролог Евангелия от Иоанна, представляющую собой сочетание экзегезы, гомилетики и худож. прозы (чрезвычайно популярная вплоть до 18 в., во многих рукописях она приписывалась Оригену). Сочинения И. С. Э., прежде всего его «Пери фюсеон», оказали значит. влияние на позднюю каролингскую мысль и культуру (школы Лана, Осерра, Санкт-Галлена). Идеи его трактата популяризовал Гонорий Августодунский (ум. после 1139) в соч. «Clavis physicae». «Пери фюсеон» был осуждён спец. папской буллой в 1225, а в 1684 внесён в «Индекс запрещённых книг». Однако подспудное влияние его сохранялось на протяжении всего Средневековья вплоть до Майстера Экхарта и Николая Кузанского.