Э́КХАРТ МАЙСТЕР ЭКХАРТ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Э́КХАРТ (Eckhart), Майстер Экхарт (ок. 1260, Тамбах, близ г. Гота – до 30.4.1328, Авиньон), нем. философ, богослов-мистик, проповедник, церковный деятель, поч. прозвища Учитель, Мастер (magister, Meister). Основоположник «немецкой», или «рейнской», мистики.
Принадлежал к рыцарскому роду фон Хоххайм. Ок. 1275 вступил в доминиканский орден, предположительно учился в Кёльне (при Альберте Великом) и в 1290 в Сорбонне. Преподавал в Парижском ун-те в 1293–94, 1302–1303, проф. в 1311–13. Приор доминиканского конвента в Эрфурте, викарий Тюрингии (1294–1300), провинциал Саксонии (1303–11). В 1313–1323/24 в Страсбурге курировал подконтрольные доминиканцам женские монастыри юж.-нем. региона. В 1323–1327/28 в Кёльне руководил орденской школой Studium Generale. В связи с возбуждёнными против Э. в 1325–27 инквизиционными процессами отправился в Авиньон, где умер до прекращения разбирательства. 28 тезисов доктрины Э. были осуждены в булле Иоанна XXII (опубл. 27.3.1329).
Наследие Э. включает в себя 2 части: латино- и немецкоязычную. К 1-й относятся 5 «диспутаций» (Quaestiones Parisienses, в т. ч. «Тождественны ли в Боге бытие и познание?» и «Является ли познание ангела, поскольку оно означает деятельность, его бытием?», 1302 /1303), проведённых в Парижском ун-те и записанных, по-видимому, посторонними лицами (1302/1303), неоконч. богословская сумма «Трёхчастный труд» («Opus tripartitum», до 1311 – после 1313), от которой сохранились прологи к «Труду...» и к каждой из его частей, два толкования на Бытие, толкования на Исход, Евангелие от Иоанна, Книгу Премудрости Соломона, Екклезиастик Иисуса, сына Сирахова, Песнь Песней (фрагмент), а также 56 эскизов к проповедям. В лат. часть входит и неск. речей, произнесённых Э. в ходе инквизиционного процесса. Немецкоязычную часть составляют 4 трактата: «Речи наставления», или «Речи о различении» (до 1298), «Книга божественного утешения», «О человеке высокого рода» (1308–14), «Об отрешённости» (1325–26), а также 128 проповедей (изданы 113), получившие широкую известность у современников.
Богословская доктрина Э. сложилась под воздействием христианского аристотелизма Фомы Аквинского, Альберта Великого и Дитриха Фрайбергского, концепции которых были переосмыслены Э. в русле 2-й волны неоплатонизма в европ. культуре («Книга о причинах», «Книга XXIV философов», «Путеводитель растерянных» Маймонида, переводы Вильема из Мёрбеке), усилившей влияние 1-й волны (сочинения Августина и Дионисия Ареопагита и др.). В числе источников богословия Э. – трактаты Бернарда Клервоского и комментарии Авиценны (Ибн Сины) и Аверроэса (Ибн Рушда).
Учение Э. содержит развёрнутое доказательство схоластич. формулы «totus intus, totus foris» («[Бог] целиком внутри и целиком снаружи [сотворённого мира]»). Разл. аспекты реальности Божественного фиксируются Э. в понятиях «Бога» – явленного человеку в Откровении деятельного Бога-Творца в трёх Лицах (Троица) – и «Божества» (gotheit) как соотносящейся только с собою вне контекста творения («действия») непостижимой «безосновной основы» (gruntloser grunt). Понятие «Божества», раскрывающееся в русле сформулированного в соч. Дионисия Ареопагита апофатического (негативного) богословия, восходит к неоплатонич. концепции сверхбытийного трансцендентного Единого: «Сокровенная тьма незримого света вечного Божества (gotheit) неведома и никогда не будет известна» (Проповедь 51). В качестве источника и первопричины всякого, в т. ч. и собственного, бытия Божеству не могут быть приписаны к.-л. ограничивающие его определения (подобно тому как зрение, согласно Аристотелю, лишено всякого цвета, чтобы воспринимать любые цвета), как и к.-л. отрицания этих определений, в этом плане Оно может выступать лишь в качестве «отрицания отрицания» (negatio negationis: Оно не есть, напр., ни бытие, ни небытие, но только «не небытие»). Применяя к Богу аристотелевское понятие активного Ума (intellectus agens) и опираясь на евангельские слова «В начале было Слово (Логос)», Э. утверждает приоритет разума перед бытием в Боге: «Он существует, потому что познает, в том смысле, что Бог – это разум и познание, и само познание есть основа Его бытия». В божественном Уме все идеи-логосы (нетварные прообразы всех вещей) находятся в неслиянном единстве, они присутствуют в вещах как субстанциальные формы последних. Отталкиваясь от разработанного Фомой Аквинским учения об аналогии, обосновывающего единство и вместе с тем сущностное различие Бога и мира, Э. рассматривал бытие сотворённых вещей как непосредственно заимствованное у Бога, всецело зависящее от Него и непрестанно поддерживаемое Им (подобно тому как свет во тьме имеет место лишь при наличии солнца). В отличие от Фомы Аквинского, Э. в стремлении тварных существ к Богу видел не следствие их неполноценности и несовершенства, но саму основу их существования. Запредельный сотворённому миру Бог присутствует в нём с помощью разл. знаков, представляющих собой «инобытие» вещей.
Если в физич. мире Бог представлен в виде логосов-форм, то в человеке Бог присутствует лично в виде «праведника как такового», как «искорка» (fünklein ) в «бездне» души (sêlengrunt). Бог, иноприродный по отношению к душе, сообщает (informare) ей о себе, тем самым преобразуя (reformare) её и уподобляя (conformare) себе. Но для этого уподобления необходима «отрешённость» (abegescheidenheit), пустота души и свобода от тварных образов и эмоций (gelâzenheit), готовность в абсолютной духовной нищете (ничего не желая, не зная и не имея) воспринять Бога без к.-л. опосредования и получить тем самым абсолютное бытие. «Прорыв в Божество» становится возможным после осознания человеком того, что тварная природа сама по себе, вне связи с Богом, есть «ничто».
Центр. место в нем. текстах Э. занимает концепция вечного рождения Богом самого себя в человеческой душе (incarnatio continua). Этот творч. акт превосходит по своей значимости Сотворение мира, поскольку, в отличие от всех др. творений, душа является идеальной пустой формой, способной вместить в себя Бога и стать Его оттиском. Акт богопознания открывает путь к соединению души с Богом в едином Первоначале. Рождение Сына развивается по кругу: от Отца к душе и от души обратно к Отцу, Бог выводит человека из иерархии творений и включает его непосредственно в тринитарный процесс. В ответном акте саморождения души устанавливается тождество между душой и Богом Троицей, благодаря чему душа достигает абсолютного блаженства.
Хотя концепция о вечном рождении Бога в душе восходит к богословской традиции вост. отцов Церкви – Оригена, Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника, ряд высказываний Э. был превратно понят его современниками и последующими интерпретаторами как выражение пантеизма. Теология Э. имеет близкий аналог в типологически сходном с ней учении Григория Паламы (различение сущности Бога и его энергий и др.).
В нем. текстах Э. (особенно в проповедях) проявляется яркая и провоцирующая речевая манера (locutio emphatica), для которой характерно обилие неконвенциональных метафор, парадоксальных формулировок и т. п.
Учение Э. получило развитие в сочинениях представителей «рейнской» мистики Г. Сузо и И. Таулера, но вызвало острую критику со стороны нидерл. мистиков Я. ван Рёйсбрука и Я. ван Лёвена. Э. оказал влияние на Николая Кузанского, Дж. Бруно, его идеи получили отклик в нем. идеализме 19 в. (Ф. фон Баадер, Г. В. Ф. Гегель, А. Шопенгауэр и др.).