СУ́ЗО ЗЁЙЗЕ ГЕНРИХ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУ́ЗО, Зёйзе (Suso, Seuse) Генрих (21.3.1295 или 1297, Констанц или Уберлинген – 25.1.1366, Ульм), нем. монах-доминиканец, представитель «немецкой», или «рейнской», мистики. Предположительно обучался в доминиканских школах Констанца и Страсбурга, затем в высшей школе (studium generale) доминиканской провинции Тевтония в Кёльне. Ок. 1326–27 лектор доминиканского конвента в Констанце. Познакомившись в Кёльне с И. Экхартом, написал в его защиту на нем. языке «Книжицу Истины» («Büchlein der Warheit») (ок. 1326–1328), предостерегавшую от прочтения текстов Экхарта в пантеистич. ключе, близком осуждённым бегардам и сторонникам «ереси свободного духа», за что решением капитула в Маастрихте (1330) был лишён поста лектора. После снятия дисциплинарного наказания в 1334 избран приором доминиканского конвента в Констанце. Во время интердикта 1339–1346 вместе с констанцским конвентом временно переселяется в Диссенхофен (в 1343–44 приор констанцского, в 1346 диссенхофенского конвентов). После 1348 жил в доминиканском конвенте в Ульме. В 1831 беатифицирован папой Григорием XVI.
В 1-й пол. 1330-х гг. С. написаны нем. «Книжица Вечной Премудрости» («Büchlein der ewigen Weisheit») и её лат. версия «Часослов Премудрости» («Horologium Sapientiae»). Сохранились 38 посланий С., собранных в два сб-ка «Малая книга писем» (11 посланий) и «Большая книга писем» (27 посланий), 4 приписываемые ему проповеди, «Жизнеописание» («Жизнь» – «Leben», или «Vita») – его духовная автобиография. Хотя вопрос об участии С. в окончат. редакции его сочинений однозначно пока не решён, согласно наиболее распространённой версии, в ульмский период С. собрал свои осн. сочинения в сб. «Exemplar».
Исходя из введённого Авиценной (Ибн Синой) и воспринятого нем. доминиканской школой (Альберт Великий, Дитрих Фрайбергский, Майстер Экхарт) различия между сущностью и существованием, С. разделяет идею Экхарта о сущностном единстве основания (grund) человеческой души с Божеством (gottheit) и его понимание этого основания как божественного образа в душе человека. Схоластич. метафизику С. соединяет с традициями патристики, цистерцианцев и викторианцев, создавая собств. «духовную философию» (philosophia spiritualis), которую он дополняет оригинальной мистич. психологией. Для достижения полного единства с божественным образом в душе человек должен освободиться от всех др. сотворённых образов, стать отрешённым от них. Блестящий стилист, С. выразительно описывает приобщение к этому образу как особого рода самопознание, реализуемое в сокровенном диалоге с Христом и постоянном молитвенном созерцании Его Страстей, ведя при этом своё повествование от лица Ученика («Книжица Истины»), Служителя Вечной Премудрости («Книжица Вечной Премудрости») или самого себя («Жизнеописание»).
В позднее Средневековье и раннее Новое время «Книжица Вечной Премудрости» (особенно её 3-я часть «Сто созерцаний») получила широкое распространение в Германии, Австрии, Швейцарии и Нидерландах, а лат. «Horologium Sapientiae» и его переводы – также и в др. странах Европы (сохранились сотни рукописных списков этих сочинений, в т. ч. позднейшие переработки и компиляции, напр. «Книга Любви»). Сочинения С. повлияли на «новое благочестие» (devotio moderna) и стали нормативным образцом европ. духовной жизни 14–16 вв.