Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУ́ЗО ЗЁЙЗЕ ГЕНРИХ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 401-402

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Хорьков

СУ́ЗО, Зёй­зе (Suso, Seuse) Ген­рих (21.3.1295 или 1297, Кон­станц или Убер­лин­ген – 25.1.1366, Ульм), нем. мо­нах-до­ми­ни­ка­нец, пред­ста­ви­тель «не­мец­кой», или «рейн­ской», мис­ти­ки. Пред­по­ло­жи­тель­но обу­чал­ся в до­ми­ни­кан­ских шко­лах Кон­стан­ца и Страс­бур­га, за­тем в выс­шей шко­ле (studium generale) до­ми­ни­кан­ской про­вин­ции Тев­то­ния в Кёль­не. Ок. 1326–27 лек­тор до­ми­ни­кан­ско­го кон­вен­та в Кон­стан­це. По­зна­ко­мив­шись в Кёль­не с И. Эк­хар­том, на­пи­сал в его за­щи­ту на нем. язы­ке «Кни­жи­цу Ис­ти­ны» («Büchlein der Warheit») (ок. 1326–1328), пре­дос­те­ре­гав­шую от про­чте­ния тек­стов Эк­хар­та в пан­теи­стич. клю­че, близ­ком осу­ж­дён­ным бе­гар­дам и сто­рон­ни­кам «ере­си сво­бод­но­го ду­ха», за что ре­ше­ни­ем ка­пи­ту­ла в Маа­ст­рих­те (1330) был ли­шён по­ста лек­то­ра. По­сле сня­тия дис­ци­п­ли­нар­но­го на­ка­за­ния в 1334 из­бран при­ором до­ми­ни­кан­ско­го кон­вен­та в Кон­стан­це. Во вре­мя ин­тер­дик­та 1339–1346 вме­сте с кон­станц­ским кон­вен­том вре­мен­но пе­ре­се­ля­ет­ся в Дис­сен­хофен (в 1343–44 при­ор кон­станц­ско­го, в 1346 дис­сен­хо­фен­ско­го кон­вен­тов). По­сле 1348 жил в до­ми­ни­кан­ском кон­вен­те в Уль­ме. В 1831 беа­ти­фи­ци­ро­ван па­пой Гри­го­ри­ем XVI.

В 1-й пол. 1330-х гг. С. на­пи­са­ны нем. «Кни­жи­ца Веч­ной Пре­муд­ро­сти» («Büchlein der ewigen Weisheit») и её лат. вер­сия «Ча­со­слов Пре­муд­рости» («Horologium Sapientiae»). Со­хра­ни­лись 38 по­сла­ний С., со­б­ран­ных в два сб-ка «Ма­лая кни­га пи­сем» (11 по­сла­ний) и «Боль­шая кни­га пи­сем» (27 по­сла­ний), 4 при­пи­сы­вае­мые ему про­по­ве­ди, «Жиз­не­опи­са­ние» («Жизнь» – «Leben», или «Vita») – его ду­хов­ная ав­то­био­гра­фия. Хо­тя во­прос об уча­стии С. в окон­чат. ре­дак­ции его со­чи­не­ний од­но­знач­но по­ка не ре­шён, со­глас­но наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной вер­сии, в ульм­ский пе­ри­од С. со­брал свои осн. со­чи­не­ния в сб. «Exemplar».

Ис­хо­дя из вве­дён­но­го Ави­цен­ной (Ибн Си­ной) и вос­при­ня­то­го нем. до­ми­ни­кан­ской шко­лой (Аль­берт Ве­ли­кий, Дит­рих Фрай­берг­ский, Май­стер Эк­харт) раз­ли­чия ме­ж­ду сущ­но­стью и су­ще­ст­во­ва­ни­ем, С. раз­де­ля­ет идею Эк­хар­та о сущ­но­ст­ном един­ст­ве ос­но­ва­ния (grund) че­ло­ве­че­ской ду­ши с Бо­же­ст­вом (gott­heit) и его по­ни­ма­ние это­го ос­но­ва­ния как бо­же­ст­вен­но­го об­раза в ду­ше че­ло­ве­ка. Схо­ла­стич. ме­та­фи­зи­ку С. со­еди­ня­ет с тра­ди­ция­ми пат­ри­сти­ки, цис­тер­ци­ан­цев и вик­то­ри­ан­цев, соз­да­вая собств. «ду­хов­ную фи­ло­со­фию» (philosophia spiritualis), ко­то­рую он до­пол­ня­ет ори­ги­наль­ной мис­тич. пси­хо­ло­ги­ей. Для дос­ти­же­ния пол­но­го един­ст­ва с бо­же­ст­вен­ным об­ра­зом в ду­ше че­ло­век дол­жен осво­бо­дить­ся от всех др. со­тво­рён­ных об­ра­зов, стать от­ре­шён­ным от них. Бле­стя­щий сти­лист, С. вы­ра­зи­тель­но опи­сы­ва­ет при­об­ще­ние к это­му об­ра­зу как осо­бо­го ро­да са­мо­по­зна­ние, реа­ли­зуе­мое в со­кро­вен­ном диа­ло­ге с Хри­стом и по­сто­ян­ном мо­лит­вен­ном со­зер­ца­нии Его Стра­стей, ве­дя при этом своё по­ве­ст­во­ва­ние от ли­ца Уче­ни­ка («Кни­жи­ца Ис­ти­ны»), Слу­жи­те­ля Веч­ной Пре­муд­ро­сти («Кни­жи­ца Веч­ной Пре­муд­ро­сти») или са­мо­го се­бя («Жиз­не­опи­са­ние»).

В позд­нее Сред­не­ве­ко­вье и ран­нее Но­вое вре­мя «Кни­жи­ца Веч­ной Пре­муд­ро­сти» (осо­бен­но её 3-я часть «Сто со­зер­ца­ний») по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в Гер­ма­нии, Ав­ст­рии, Швей­ца­рии и Ни­дер­лан­дах, а лат. «Horologium Sa­pientiae» и его пе­ре­во­ды – так­же и в др. стра­нах Ев­ро­пы (со­хра­ни­лись сот­ни ру­ко­пис­ных спи­сков этих со­чи­не­ний, в т. ч. позд­ней­шие пе­ре­ра­бот­ки и ком­пи­ля­ции, напр. «Кни­га Люб­ви»). Со­чи­не­ния С. по­влия­ли на «но­вое бла­го­чес­тие» (de­vo­tio moderna) и ста­ли нор­ма­тив­ным об­раз­цом ев­роп. ду­хов­ной жиз­ни 14–16 вв.

Соч.: Deutsche Schriften / Hrsg. von K. Bihl­meyer. Stuttg., 1907. Fr./M., 1961; Horologium sapientiae / Hrsg. P. Künzle. Freiburg, 1977; Кни­га ис­ти­ны. Кни­га люб­ви / Пер., вступ. ст. М. Л. Хорь­ко­ва. СПб., 2003; Кни­га Веч­ной Пре­муд­ро­сти / Пер., вступ. ст. М. Л. Хорь­ко­ва. М., 2008; Exemplar / Изд. под­гот. М. Ю. Ре­утин. М., 2014.

Лит.: Gröber C. Der Mystiker H. Seuse. Freiburg im Breisgau, 1941; H. Seuse: Studien zum 600. Todestag, 1366–1966 / Hrsg. von E. M. Filthaut. Köln, 1966; Enders M. Das mystische Wissen bei H. Seuse. Paderborn, 1993; H. Seuses Philosophia spiritualis / Hrsg. R. Blumrich, Ph. Kaiser. Wiesbaden, 1994; Aelst J. van. Passie voor het lijden. Leuven, 2005; Heinrich-Seuse-Jahrbuch. Münster, 2008–2011. Bd 1–4.

Вернуться к началу