ТРО́ИЦА
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРО́ИЦА (греч. Τριάς, род. п. Τριάδος, лат. Trinitas), важнейшее имя Бога в христианстве. Т. означает, что Единый по существу Бог троичен в трёх лицах (ипостасях) – Отца, Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа.
В Ветхом Завете учение о Т. присутствует прикровенно, на Неё указывают одновременное использование в отношении Бога единственного и множественного числа [Быт. 1:2, 26–27 («И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему…» и др.)]. Свидетельством является также откровение пророка Исаии, где Единому Богу серафимы воссылали тройственную славу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6:3). По повелению Бога ветхозаветные священники благословляли людей тройственным благословением: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ. 6:23–27). Иногда в Ветхом Завете называются имена лиц Т.: «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32:6; Пс. 2:7 и др.).
Вся Т. явила Себя людям в крещении Господнем: тогда отверзлись небеса и Дух Божий снизошёл на Иисуса, а глас Отца с небес возвестил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16–17). Христос заповедовал ученикам крестить во имя Бога – Троицы: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Апостолы свидетельствовали о Т. в посланиях: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5:7, и др.).
Учение о Т. (триадология), важнейшее в христианстве, наиболее полно было раскрыто в 4 в. святителями Григорием Богословом, Василием Великим и Афанасием Великим. На I и II Вселенских соборах Церкви (325 и 381) был составлен Никео-Константинопольский символ веры – краткое изложение сути триадологии в контексте домостроительства спасения мира. Единая сущность, или природа (греч. οὐσία, φύσις), Бога всецело принадлежит каждому из трёх лиц: Они единосущны между Собой, имеют равное достоинство и вечно пребывают в единстве взаимной любви. Отец безначален и является вечным источником бытия для Сына и Святого Духа; Сын предвечно и вневременно рождается от Отца; Святой Дух предвечно и вневременно исходит от Отца. Каждое Лицо единого Бога имеет своё свойство: ипостасное свойство Отца – нерождённость, Сына – рождение, Святого Духа – исхождение. При этом термины «рождение» и «исхождение» лишь указывают на разл. порядок вечного ипостасного происхождения Сына и Духа, их буквальное толкование неприемлемо. Тройственная раздельность лиц не нарушает единства Бога, т. к. в Боге нет множественности: по словам свт. Григория Богослова, «каждая из (трёх ипостасей), созерцаемая особо, есть Бог и все три, созерцаемые вместе, есть также один Бог».
В каждом Божественном действии принимают участие все лица Т. в соответствии со своими ипостасными особенностями: создание мира, Боговоплощение, спасение и др. промыслительные действия в тварном мире не изменяют сущность Т. Поэтому тайна Т. непостижима и в христианском богословии не объясняется. Вступая в Церковь, христианин принимает верой учение о Т., на высших ступенях духовной жизни подвижники удостаиваются Её созерцания.
В богословии зап. христианства постепенно получила распространение идея, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Начиная с 6 в. (Толедские соборы) в Никео-Константинопольский символ веры стало включаться прибавление Filioque (и от Сына). Это нововведение является одним из существенных препятствий в церковном общении православных и католиков.
Иконография
В раннехристианском и визант. иск-ве складывается сюжет т. н. ветхозаветной Т., изображающий гостеприимство Авраама («Явление трёх ангелов Аврааму», мозаики церквей Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432–440, Сан-Витале в Равенне, 546–547) и являющийся прообразом Т. новозаветной. Эта тема получила широкое распространение в визант. и др.-рус. иск-ве («Зырнянская Троица», 1379–1400, Вологодский гос. историко-архит. и худож. музей-заповедник; икона Андрея Рублёва, ок. 1410 или 1425–1428, ГТГ). Наряду с ним, формируется иконография новозаветной Т. («Отечества»), представляющая Бога Отца в виде старца (иногда с треугольным нимбом), восседающего на троне, Христа как отрока на его лоне и Святого Духа в виде голубя, встречающаяся в визант. книжной миниатюре и в др.-рус. иконах (икона новгородской школы «Отечество», 15 в., ГТГ). В зап.-европ. иконографии Т. фигура Бога Отца изображается над Распятым Христом, между ними парит голубь Святого Духа [фреска Мазаччо (1427; см. илл. к ст. о нём) в ц. Санта-Мария-Новелла, Флоренция; сцена «Диспута» [«Церковь Земная и Небесная» Рафаэля (1508–11) в ватиканских Станцах]. В Сев. Европе с нач. 12 в. получает распространение иконографич. тип «Престол милосердия», изображающий Бога Отца, восседающего на троне и держащего на руках тело мёртвого Христа; композицию может дополнять голубь Святого Духа (мн. скульптурные группы, створки алтарей Р. Кампена, ок. 1410 и ок. 1428–30, обе – Штеделевский худож. ин-т, Франкфурт-на-Майне; Алтарь Троицы Х. ван дер Гуса, ок. 1478–79, Нац. галерея Шотландии, Эдинбург). Этот образ Т. используется в живописи периода Контрреформации (картина Эль Греко, 1577, Прадо, Мадрид).