Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРО́ИЦА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 419-420

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Прот. Вадим Леонов

ТРО́ИЦА (греч. Τριάς, род. п. Τριάδος, лат. Trinitas), важ­ней­шее имя Бо­га в хри­сти­ан­ст­ве. Т. оз­на­ча­ет, что Еди­ный по су­ще­ст­ву Бог трои­чен в трёх ли­цах (ипо­ста­сях) – От­ца, Сы­на (Ии­су­са Хри­ста) и Свя­то­го Ду­ха.

В Вет­хом За­ве­те уче­ние о Т. при­сут­ст­ву­ет при­кро­вен­но, на Неё ука­зы­ва­ют од­но­вре­мен­ное ис­поль­зо­ва­ние в от­но­ше­нии Бо­га един­ст­вен­но­го и мно­же­ст­вен­но­го чис­ла [Быт. 1:2, 26–27 («И ска­зал Бог: со­тво­рим че­ло­ве­ка по об­ра­зу На­ше­му по по­до­бию На­ше­му… И со­тво­рил Бог че­ло­ве­ка по об­ра­зу Сво­ему…» и др.)]. Сви­де­тель­ст­вом яв­ля­ет­ся так­же от­кро­ве­ние про­ро­ка Иса­ии, где Еди­но­му Бо­гу се­ра­фи­мы вос­сы­ла­ли трой­ст­вен­ную сла­ву: «Свят, Свят, Свят Гос­подь Са­ва­оф!» (Ис. 6:3). По по­ве­ле­нию Бо­га вет­хо­за­вет­ные свя­щен­ни­ки бла­го­слов­ля­ли лю­дей трой­ст­вен­ным бла­го­сло­ве­ни­ем: «Да бла­го­сло­вит те­бя Гос­подь и со­хра­нит те­бя! Да при­зрит на те­бя Гос­подь свет­лым ли­цем Сво­им и по­ми­лу­ет те­бя! Да об­ра­тит Гос­подь ли­це Свое на те­бя и даст те­бе мир!» (Числ. 6:23–27). Ино­гда в Вет­хом За­ве­те на­зы­ва­ют­ся име­на лиц Т.: «Сло­вом Гос­под­ним не­бе­са ут­вер­ди­ша­ся и Ду­хом уст Его вся си­ла их» (Пс. 32:6; Пс. 2:7 и др.).

Вся Т. яви­ла Се­бя лю­дям в кре­ще­нии Гос­под­нем: то­гда от­верз­лись не­бе­са и Дух Бо­жий сни­зо­шёл на Ии­су­са, а глас От­ца с не­бес воз­вес­тил: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Ко­то­ром Мое бла­го­во­ле­ние» (Мф. 3:16–17). Хри­стос за­по­ве­до­вал уче­ни­кам кре­стить во имя Бо­га – Трои­цы: «Итак, иди­те, нау­чи­те все на­ро­ды, кре­стя их во имя От­ца и Сы­на и Свя­таго Ду­ха» (Мф. 28:19). Апо­сто­лы сви­де­тель­ст­во­ва­ли о Т. в по­сла­ни­ях: «Ибо три сви­де­тель­ст­ву­ют на не­бе: Отец, Сло­во и Свя­тый Дух; и Сии три суть еди­но» (1 Ин. 5:7, и др.).

Уче­ние о Т. (триа­до­ло­гия), важ­ней­шее в хри­сти­ан­ст­ве, наи­бо­лее пол­но бы­ло рас­кры­то в 4 в. свя­ти­те­ля­ми Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом, Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким и Афа­на­си­ем Ве­ли­ким. На I и II Все­лен­ских со­бо­рах Церк­ви (325 и 381) был со­став­лен Ни­кео-Кон­стан­ти­но­поль­ский сим­вол ве­ры – крат­кое из­ло­же­ние су­ти триа­до­ло­гии в кон­тек­сте до­мо­строи­тель­ст­ва спа­се­ния ми­ра. Еди­ная сущ­ность, или при­ро­да (греч. οὐσία, φύσις), Бо­га все­це­ло при­над­ле­жит ка­ж­до­му из трёх лиц: Они еди­но­сущ­ны ме­ж­ду Со­бой, име­ют рав­ное дос­то­ин­ст­во и веч­но пре­бы­ва­ют в един­ст­ве вза­им­ной люб­ви. Отец без­на­ча­лен и яв­ля­ет­ся веч­ным ис­точ­ни­ком бы­тия для Сы­на и Свя­то­го Ду­ха; Сын пред­веч­но и вне­вре­мен­но ро­ж­да­ет­ся от От­ца; Свя­той Дух пред­веч­но и вне­вре­мен­но ис­хо­дит от От­ца. Ка­ж­дое Ли­цо еди­но­го Бо­га име­ет своё свой­ст­во: ипо­стас­ное свой­ст­во От­ца – не­ро­ж­дён­ность, Сы­на – ро­ж­де­ние, Свя­то­го Ду­ха – ис­хо­ж­де­ние. При этом тер­ми­ны «ро­ж­де­ние» и «ис­хо­ж­де­ние» лишь ука­зы­ва­ют на разл. по­ря­док веч­но­го ипо­стас­но­го про­ис­хо­ж­де­ния Сы­на и Ду­ха, их бу­к­валь­ное тол­ко­ва­ние не­при­ем­ле­мо. Трой­ст­вен­ная раз­дель­ность лиц не на­ру­ша­ет един­ст­ва Бо­га, т. к. в Бо­ге нет мно­же­ст­вен­но­сти: по сло­вам свт. Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, «ка­ж­дая из (трёх ипо­ста­сей), со­зер­цае­мая осо­бо, есть Бог и все три, со­зер­цае­мые вме­сте, есть так­же один Бог».

Р. Кампен. «Троица». Ок. 1428–30. Створка алтаря. Штеделевский художественный институт (Франкфурт-на-Майне).

В ка­ж­дом Бо­же­ст­вен­ном дей­ст­вии при­ни­ма­ют уча­стие все ли­ца Т. в со­от­вет­ст­вии со свои­ми ипо­стас­ны­ми осо­бен­но­стя­ми: соз­да­ние ми­ра, Бо­го­во­пло­ще­ние, спа­се­ние и др. про­мыс­ли­тель­ные дей­ст­вия в твар­ном ми­ре не из­ме­ня­ют сущ­ность Т. По­это­му тай­на Т. не­по­сти­жи­ма и в хри­сти­ан­ском бо­го­сло­вии не объ­яс­ня­ет­ся. Всту­пая в Цер­ковь, хри­стиа­нин при­ни­ма­ет ве­рой уче­ние о Т., на выс­ших сту­пе­нях ду­хов­ной жиз­ни под­виж­ни­ки удо­стаи­ва­ют­ся Её со­зер­ца­ния.

В бо­го­сло­вии зап. хри­сти­ан­ст­ва по­сте­пен­но по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние идея, что Свя­той Дух ис­хо­дит не толь­ко от От­ца, но и от Сы­на. На­чи­ная с 6 в. (То­лед­ские со­бо­ры) в Ни­кео-Кон­стан­ти­но­поль­ский сим­вол ве­ры ста­ло вклю­чать­ся при­бав­ле­ние Filioque (и от Сы­на). Это но­во­вве­де­ние яв­ля­ет­ся од­ним из су­ще­ст­вен­ных пре­пят­ст­вий в цер­ков­ном об­ще­нии пра­во­слав­ных и ка­то­ли­ков.

Иконография

Троица. Деталь четырёхчастной иконы. Новгородская школа. Нач. 15 в. Третьяковская галерея (Москва).

В ран­не­хри­сти­ан­ском и ви­зант. иск-ве скла­ды­ва­ет­ся сю­жет т. н. вет­хо­за­вет­ной Т., изо­бра­жаю­щий гос­те­при­им­ст­во Ав­раа­ма («Яв­ле­ние трёх ан­ге­лов Ав­раа­му», мо­заи­ки церк­вей Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре в Ри­ме, 432–440, Сан-Ви­та­ле в Ра­вен­не, 546–547) и яв­ляю­щий­ся про­об­ра­зом Т. но­во­за­вет­ной. Эта те­ма по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ви­зант. и др.-рус. иск-ве («Зыр­нян­ская Трои­ца», 1379–1400, Во­ло­год­ский гос. ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник; ико­на Ан­д­рея Руб­лё­ва, ок. 1410 или 1425–1428, ГТГ). На­ря­ду с ним, фор­ми­ру­ет­ся ико­но­гра­фия но­во­за­вет­ной Т. («Оте­че­ст­ва»), пред­став­ляю­щая Бо­га От­ца в ви­де стар­ца (ино­гда с тре­уголь­ным ним­бом), вос­се­даю­ще­го на тро­не, Хри­ста как от­ро­ка на его ло­не и Свя­то­го Ду­ха в ви­де го­лу­бя, встре­чаю­щая­ся в ви­зант. книж­ной ми­ниа­тю­ре и в др.-рус. ико­нах (ико­на нов­го­род­ской шко­лы «Оте­че­ст­во», 15 в., ГТГ). В зап.-ев­роп. ико­но­гра­фии Т. фи­гу­ра Бо­га От­ца изо­бра­жа­ет­ся над Рас­пя­тым Хри­стом, ме­ж­ду ни­ми па­рит го­лубь Свя­то­го Ду­ха [фре­ска Ма­зач­чо (1427; см. илл. к ст. о нём) в ц. Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла, Фло­рен­ция; сце­на «Дис­пу­та» [«Цер­ковь Зем­ная и Не­бес­ная» Ра­фа­эля (1508–11) в ва­ти­кан­ских Стан­цах]. В Сев. Ев­ро­пе с нач. 12 в. по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние ико­но­гра­фич. тип «Пре­стол ми­ло­сер­дия», изо­бра­жаю­щий Бо­га От­ца, вос­се­даю­ще­го на тро­не и дер­жа­ще­го на ру­ках те­ло мёрт­во­го Хри­ста; ком­по­зи­цию мо­жет до­пол­нять го­лубь Свя­то­го Ду­ха (мн. скульп­тур­ные груп­пы, створ­ки ал­та­рей Р. Кам­пе­на, ок. 1410 и ок. 1428–30, обе – Ште­де­лев­ский ху­дож. ин-т, Франк­фурт-на-Май­не; Ал­тарь Трои­цы Х. ван дер Гу­са, ок. 1478–79, Нац. га­ле­рея Шот­лан­дии, Эдин­бург). Этот об­раз Т. ис­поль­зу­ет­ся в жи­во­пи­си пе­рио­да Контр­ре­фор­ма­ции (кар­ти­на Эль Гре­ко, 1577, Пра­до, Мад­рид).

Вернуться к началу