ГРИГО́РИЙ ПАЛАМА́
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИГО́РИЙ ПАЛАМА́ (Γρηγόριος ὁ Παλαμᾶς) (1296, Константинополь – 14.11.1359, Салоники), визант. богослов и церк. деятель, архиепископ Фессалоникийский, святой православной церкви (канонизирован в 1368). Будучи поборником и систематизатором мистич. учения исихазма, дал ему филос. оформление.
Родился в знатной семье, в школьные годы интенсивно занимался светскими дисциплинами (в т. ч. философией, гл. обр. аристотелевской) под рук. Феодора Метохита. Ок. 1316 стал монахом и жил в монастырях Сев. Греции, преим. на Афоне. Священник (с 1326). С 1337 вовлечён в полемику с Варлаамом Калабрийским (т. н. паламитские споры), в которой философско-богословская дискуссия тесно переплеталась с политич. борьбой. После победы на Константинопольском поместном соборе в 1341 Г. П. был арестован (1342) и отлучён от Церкви (1344); в 1347 получил свободу и сан архиепископа Фессалоник; в 1351 собор признал его доктрину церковным учением. В 1354–55 в тур. плену имел беседы и споры о вере с мусульманами (в отличие от мн. представителей поздневизантийской культуры, Г. П. сравнительно спокойно относился к перспективе тур. завоевания, но надеялся на обращение турок в православие: характерно, что у Г. П. православная идея едва ли не впервые отделяется от идеала «ромейской» государственности).
Защищая мистич. практику афонских исихастов в полемике с представителями теологич. рационализма (Варлаам Калабрийский, Акиндин, Никифор Григора), вдохновлявшимися отчасти наследием антич. философии, отчасти примером зап. схоластики, Г. П. отстаивал тезис, согласно которому аскет на вершине духовного восхождения непосредственно воспринимает несотворённое («нетварное») излучение самой Божественности Бога. Тем самым как бы снималось противопоставление Творца и сотворённого – осн. оппозиция христианского богословия. Свою теорию Г. П. был вынужден противопоставить не только усвоенным мн. христианскими мыслителями аксиомам платонизма и неоплатонизма, но отчасти – патристич. традиции как таковой (что выразилось, в частности, в его протесте против абсолютизации иерархич. принципа сочинений Дионисия Ареопагита, исключавшей возможность непосредств. встречи с Богом) и библейскому учению о невидимости Бога. Г. П. утверждал, что созерцание Бога – не умозрение, но действие (через естественное зрение) благодати, делающей человеческую плоть «богопричастной». Отмежёвываясь от пантеизма, Г. П. развивал при помощи понятийного инструментария Аристотеля и Дионисия Ареопагита учение о различии между пребывающей в себе и недоступной сущностью Бога («Божество превыше-лежащее») и его пронизывающими мир и сообщаемыми человеку «энергиями», или самовыявлениями («Божество ниспускаемое»). Это навлекло на Г. П. обвинения в отступлении от принципа строгого единобожия, защищаясь от которых он выдвинул положение о самотождественном различии сущности и энергий: существующее в мысли и для мысли различие не нарушает «простоты» и неделимости Божества, единство сущности которого сохраняется в многообразии энергий.
Антропология Г. П. включает сложные психологич. наблюдения. Идеал Г. П. – такое «просветление» духа, которое распространялось бы и на тело: согласно его взглядам, человеческий дух богоподобен именно в силу своей способности «животворить» плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов. Г. П. оказал сильное влияние на традицию поздневизантийской мистики. День памяти в Рус. православной церкви во 2-ю неделю Великого поста и 14(27) ноября.