ОРИГЕ́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРИГЕ́Н (греч. ’Ωριγένης) (ок. 185, Александрия, Египет – 253/254), христианский богослов, философ, педагог. Родился в семье грамматика (школьного учителя) Леонида, который вскоре после рождения О. обратился в христианство. О. воспитывался преим. отцом, с детства проявлял большие способности к учению. После мученич. гибели Леонида (202) в период гонений при имп. Септимии Севере О., оставшись старшим в семье, некоторое время преподавал в школе отца, а в 18-летнем возрасте возглавил после Климента Александрийского Александрийское огласительное (катехизическое) уч-ще (см. также Александрийская школа). Круг преподаваемых им наук был, вероятно, достаточно широк, но в центре стояло богословие, целиком основывающееся на изучении и толковании Священного Писания. Для более глубокого постижения философии О., не прерывая работы в училище, неск. лет слушал лекции Аммония Саккаса – учителя Плотина. Преподавание О. в Александрийской школе принесло ему широкую известность как среди христиан, так и среди образованных язычников, хотя ряд его идей, видимо, вызвал оппозицию в церковных кругах. Ок. 230 О., будучи в Палестине, был рукоположен в пресвитеры двумя местными епископами (Александром Иерусалимским и Феоктистом Кесарийским) без согласия еп. Александрийского Димитрия, что вызвало конфликт. В результате решением двух поместных соборов в Александрии О. был лишён священства, преподавания и изгнан из христианской общины Александрии. Вся дальнейшая его жизнь прошла в Кесарии Палестинской, где он открыл школу по образцу Александрийского уч-ща. Из его учеников наиболее известен свт. Григорий Чудотворец, написавший «Похвальное слово Оригену», сохранившееся доныне. Во время гонений при имп. Деции (250) О. был схвачен и подвергнут жестоким пыткам, но не отрёкся от христианства. Вскоре после этого гонения закончились, и он был отпущен на свободу, но через неск. лет скончался.
О. был самым плодовитым церковным писателем доникейской эпохи, количество написанных им произведений не было известно уже в 4 в. (от 1000 до 6000 сочинений), Иероним Блаженный по этому поводу восклицал: «Кто мог когда-нибудь столько прочесть, сколько он написал?» Доныне сохранилась только малая часть этих сочинений, в основном – их лат. переводы, выполненные блж. Иеронимом и Руфином Аквилейским. Большое значение имеет сохранившийся сб-к выдержек из произведений О. на греч. яз. под назв. «Φιλοϰαλία» («Добротолюбие»), создание которого традиционно приписывается святителям Василию Великому и Григорию Богослову, однако ряд совр. исследователей сомневаются в их авторстве. Особое место в лит. наследии О. занимают «Гекзаплы» (греч. ‘Εξαπλᾶ – 6 столбцов) – труд по библейской текстологии, состоящий из 6 столбцов (отсюда и его назв.). В столбцах были даны разл. версии Ветхого Завета: 1) евр. текст, 2) его греч. транскрипция, 3) греч. перевод Аквилы, 4) перевод Симмаха, 5) текст Септуагинты, 6) перевод Феодотиона. Этот огромный по объёму труд в единственном экземпляре хранился в Кесарийской б-ке и ни разу не был полностью переписан. Ныне от него сохранились лишь малые фрагменты. Гл. задачей труда было предоставить корректный текст Ветхого Завета для его употребления в христианских церквах. Наибольшее распространение получил столбец с текстом Септуагинты.
Основной массив в наследии О. составляют экзегетич. сочинения, которые подразделяются на 3 категории: схолии, гомилии (проповеди, беседы) и толкования (комментарии). Схолии почти не сохранились. Гомилии представлены достаточно большим количеством произведений – ныне их насчитывается 279, из которых 21 проповедь дошла в греч. оригинале. В осн. это проповеди на разл. книги Ветхого Завета («Проповеди на Книгу пророка Иеремии», «Проповеди на Книгу Бытия», «Проповеди на Книгу Исход» и др.); из новозаветных гомилий сохранилось 39 «Проповедей на Евангелие от Луки». Из комментариев О. дошли в более или менее полном виде «Толкование на Книгу Песни Песней Соломона», «Толкование на Евангелие от Матфея», «Толкование на Евангелие от Иоанна» и «Толкование на Послание к Римлянам». Как толкователь Священного Писания О. стремился обнаружить во всех священных текстах духовный смысл, что часто приводило его к пренебрежению смыслом буквальным. Тенденция к сугубо иносказательному («анагогическому») толкованию позволяет некоторым исследователям упрекать О. в «экзегетическом произволе», хотя ряд конкретных изъяснений им трудных мест Писания представляет несомненный интерес. Из др. произведений О. выделяется трактат «О началах». Его греч. текст, за исключением нескольких фрагментов в «Добротолюбии», утерян, полностью трактат сохранился лишь в лат. пер. Руфина. В нынешнем виде он подразделяется на 4 книги, из которых последняя почти полностью посвящена теории экзегезы библейской. В первых 3 книгах сделана попытка дать общий очерк учения о Боге, тварном мире и разумных существах. Трактат является самым оспоримым сочинением О., поскольку в нём наиболее рельефно представлены его осн. неортодоксальные идеи. В 1941 в Египте (близ селения Тура) была найдена «Беседа Оригена с Гераклидом», представляющая собой стенографич. запись богословского диспута, состоявшегося в 244–249 в пров. Аравия. Хотя рукопись этой записи несколько испорчена, её содержание позволяет установить, насколько актуальными для христианской мысли 3 в. являлись вопросы христологии и антропологии. Во фрагментарном состоянии сохранились сочинения О. «О воскресении» и «Строматы». Значит. место в истории христианской апологетики занял труд О. «Против Цельса (Кельса)», посвящённый опровержению антихристианского сочинения платоника Цельса (Кельса) «Истинное слово», написанного ок. 176–180. Опровергая осн. тезисы Цельса, О. защищает гл. положения христианского вероучения: христологию, учение о спасении, антропологию и учение о воскресении. К нравственно-практич. сочинениям О. относятся «Увещание к мученичеству», в котором мученичество за Христа рассматривается в качестве высшей христианской добродетели, и «О молитве», где подчёркивается, что молитва действенна лишь при наличии чистоты жизни молящегося, даётся краткое толкование молитвы «Отче наш».
Согласно замечанию архимандрита Киприана (Керна), О. являет собой «крупнейшего богослова всех времён», «богослова по преимуществу», он, по сути, наметил все те проблемы, которые стали предметом рассмотрения позднейшей богословской мысли. Вместе с тем богословские взгляды О. характеризуются смешением элементов христианского вероучения с идеями, восходящими к традиции платонизма и гностицизма.
В учении о Боге и Троице О. придерживался вполне ортодоксальных для своего времени взглядов: признавал три Ипостаси и единое Божество, у него присутствует идея единосущия (хотя сам термин «единосущие», принятый только в 325 I Вселенским собором, он не использовал). В то же время О. присущ определённый субординационизм: понятие «Бог» с артиклем (ὁ Θεός) применялось им только к Отцу, тогда как Сын обозначался просто как «Бог» (Θεός). Высказывалась также мысль о вечном рождении Сына от Отца (подразумевается не совершённый акт, а длящееся рождение). По сравнению с учением о первых двух Лицах Троицы учение о Св. Духе осталось у О., как и у большинства доникейских богословов, детально не разработанным. Вовне различие Лиц, согласно О., проявляется следующим образом: действие Отца простирается на всё бытие, действие Сына – на разумные создания, а действие Св. Духа – на Церковь и её членов, образуя т. о. как бы 3 концентрич. круга. Хотя О. признавал общий христианский тезис о Сотворении мира из ничего (ex nihilo), этот тезис вступал у него в противоречие с идеей о том, что Бог как Творец не мог не быть Творцом, а потому творит вечно. В ещё большее противоречие с христианским вероучением вступает концепция О., предполагающая, что первоначально Богом были созданы «умы», или «духи», равные между собой, обладающие свободной волей и составляющие некую цельность и единство («небесную Церковь»). Уклонение свободной воли этих «умов» от Бога привело некоторых из них к падению, и степень этого падения определяет огрубление их телесной оболочки, первоначально бывшей тончайшей или эфирной. В результате такого домирного падения и появляются человеческие души, как бы «охладевшие» в своей любви к Богу, а также разл. «чины» бесов. Эта идея предсуществования душ допускает одно исключение: предсуществующий «ум», или душа, Христа, в отличие от прочих человеческих душ, не пала, пребывая в нерасторжимом единстве с Богом. Единство предсуществующей души Христа и Логоса ставит вопрос о субъекте воплощения, на который ясного ответа у О. нет. В христологии О. проскальзывает определённая докетическая тенденция (см. Докетизм), поскольку он считал, что плоть Христа обладала свойством казаться каждому из окружающих Его людей в разл. виде, соответственно степени его духовного зрения. Спасение падшего человечества осуществляется в новозаветной Церкви, основанной Христом, через её таинства. При этом экклезиология и учение о таинствах О. подробно не разрабатывались. Особенно большой накал споров как в прошлом, так и в настоящем вызывает эсхатология О., в первую очередь его теория всеобщего апокатастасиса («восстановления всех»). Согласно этой гипотезе, величайшее милосердие Божие не допускает, чтобы зло в к.-л. его виде могло существовать вечно, а поэтому в конце времён Бог восстановит всех без исключения – великих грешников, бесов и диавола в их первоначальном состоянии. Эта гипотеза вступала в кардинальное противоречие и с учением Христа, и с Преданием Церкви, а потому была отторгнута христианским сознанием.
Неортодоксальные идеи О. впоследствии были развиты его последователями, что привело к возникновению т. н. оригенистских споров, проходивших в 2 этапа: в самом кон. 4 в. они вспыхнули в Египте, в сер. 6 в. – в Палестине. В результате оригенизм как ересь был осуждён Церковью на V Вселенском соборе и последующих Вселенских соборах.