ГРИГО́РИЙ НИ́ССКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИГО́РИЙ НИ́ССКИЙ (греч. Γρηγόριος ὁ Νύσσης) [ок. 331 или 335, Неокесария Понтийская (ныне г. Никсар, Турция) или Кесария Каппадокийская (ныне г. Кайсери, Турция) – после 394, г. Нисса (ныне Невшехир, Турция)], епископ Нисский (371 или 372–376; с 378), Отец и учитель Церкви, крупнейший богослов древней Церкви, один из каппадокийских отцов, разработавших в контексте арианских споров 4 в. основы богословия Св. Троицы, христианский святой.
Из благочестивой семьи, брат свт. Василия Великого и, возможно, епископа Севастии Армянской (ныне г. Савас) св. Петра Севастийского (ум. после 391). Получил образование под рук. Василия Великого и сестры – прп. Макрины, обучался риторике и философии; в филос. взглядах испытал влияние платонизма, в богословии – александрийской традиции (Оригена, Филона Александрийского). К периоду до 371 относится известие о его женитьбе на некоей Феосевии. Ок. 371 или 372, при поддержке Василия Великого, был избран на епископскую кафедру каппадокийского г. Нисса. Вместе с Василием Великим принимал участие в укреплении в пров. Каппадокия позиций никейского православия, в борьбе с арианами. В 376, обвинённый в неканонич. поставлении, Г. Н. был вынужден покинуть кафедру. В 378, после гибели имп. Валента, благоволившего арианам, вернулся на Нисскую кафедру. Принимал участие в Антиохийском соборе 379, а также в Константинопольском соборе 381 (2-м Вселенском; см. Вселенские соборы). Следуя определению Антиохийского собора, предпринял поездку по христианским церквам Палестины и Аравии с целью уточнения их отношения к арианству; на 2-м Вселенском соборе выступил с догматич. речью «О Божестве, против Евагрия». Эдиктом имп. Феодосия I был вместе с митр. Элладием Кесарийским и еп. Отрием Мелитинским объявлен хранителем православия в Понте. В 394 участвовал в соборе по делам Аравийской церкви, созванном в Константинополе. Дальнейшие сведения о его жизни отсутствуют. День памяти в Рус. православной церкви – 10(23) янв.; в Римской католич. церкви – 9 марта.
Г. Н. – автор многочисл. сочинений, которые можно подразделить на экзегетич., догматико-полемич., нравственно-аскетич. и агиографич., проповеди, письма. К экзегетич. сочинениям относятся: «Об устроении человека», «О Шестодневе, слово защитительное к брату Петру», «О жизни Моисея Законодателя, или О совершенстве в добродетели», «О надписаниях псалмов», «Беседы на Екклесиаста», «Толкование Песни Песней», «Беседы о Блаженствах», «Беседы о молитве Господней» и др. Догматико-полемич. сочинения включают: «Против Евномия» 4 трактата, «Большое огласительное слово», «О Святом Духе, против македониан-пневматомахов», «К Авлавию, о том, что не три Бога», «К Евстафию, о Святой Троице», «К Симплицию, о вере в Отца, Сына и Святого Духа», «О различии между сущностью и ипостасью», «Против Аполлинария Лаодикийского», «Диалог о душе и воскресении», «К префекту Иерию, о младенцах, преждевременно похищенных смертью» и др. Нравственно-аскетич. и агиографич. сочинения: «О девстве» (371; самое раннее сочинение), «К Армонию, о том, что значит имя "христианин"», «Послание о жизни преподобной Макрины», «О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве», «Слово о жизни св. Григория Чудотворца», «Похвальное слово св. Ефрему Сирину» и др.
Труды Г. Н. оказали значит. влияние на христианское богословие, особенно периода древней Церкви, поскольку в них затронуты его важнейшие аспекты – триадология и христология, антропология, эсхатология.
Согласно Г. Н., человек есть венец творения. Однако, в отличие от греч. философов (греч. философия, несомненно, была одним из источников учения Г. Н.; он широко использовал традиции разл. античных школ и направлений, прежде всего платонизма), святитель считал самым важным в человеке то, что он создан по образу и подобию Божию. Изначально человек был создан для жизни в Боге, был наполнен Божественными благами. Всё это было утеряно в грехопадении, поэтому нынешнее его состояние является не только тварным, но и падшим, и через грехопадение человека от Бога оказался отрезан весь мир. Однако образ Божий не был утрачен в грехопадении, но только затемнился страстями, плотской нечистотой и, следовательно, может быть очищен. Человек не полностью потерял связь со своим Творцом, т. к., согласно Г. Н., он сохранил свободу воли – неотъемлемую черту образа Божия. Очищение образа Божия от скверны греха, уподобление Богу как Первообразу – необходимое условие богопознания («О девстве», 11, 5). Согласно Г. Н., существуют два вида богопознания: естественное, через видимый мир и через познание в себе характерных черт образа Божия и сверхъестественное, мистическое. Г. Н. подробно описывает ступени мистического богопознания, однако, как он сам признаёт, «необъятное по природе не может быть постигнуто» («О жизни Моисея…», 2).
В триадологии Г. Н. одним из ключевых аспектов является обоснование того, что никейское омиоусианство («единосущие») не есть модализм. В соч. «Против аполлинаристов», во многом предвосхищая халкидонскую христологию, Г. Н. отстаивает полноту человечества и полноту божественности Иисуса Христа.
Говоря о Христе как о Первосвященнике (см.: Евр. 4:14), совершающем жертвоприношение, жертва в котором – Он Сам, Г. Н. подчёркивает, что, приняв на Себя нашу вражду с Богом, возникшую из-за греха, Христос Собой вновь соединил с Богом человечество («Против Евномия», 3, 10). С точки зрения Г. Н., люди в лице первого человека добровольно продали себя в рабство дьяволу, став его рабами и пленниками, так что дьявол, имеющий державу смерти, уже законно владел ими. Сами себя они выкупить не могли и поэтому нуждались в Искупителе и Освободителе, поскольку же люди добровольно продали себя, то Освобождающий их по благости воспользовался «справедливым способом» возвращения их из плена. В качестве выкупа Бог предложил Самого Себя, для чего Ему потребовалось «прикрыться плотью», т. е. воплотиться («Большое огласительное слово», 23): «Божество сокрылось под завесой нашей природы, и врагом, как жадными рыбами, с приманкою плоти увлечена была уда Божества» («Большое огласительное слово», 24). Т. о., согласно Г. Н., дьявол, соблазнив человека в раю, воспользовался обманом, поэтому и Бог совершил в отношении него «воздаяние по достоинству», но Бог преследовал благую цель – спасти человека и дать урок самому дьяволу, что свидетельствует о благости Бога и о том, что недоступное Божество стало доступно через воспринятое человечество.
В «Большом огласительном слове» затрагивается также и эсхатологич. проблематика, реализуемая Г. Н. преим. в этич. плане. Конец времён для Г. Н. означает в т. ч. абсолютное устранение зла, ибо зло есть только лишение добра («Большое огласительное слово», 6), оно бессильно противостоять добру («Об устроении человека», 21). В эсхатологии Г. Н. эта идея – результат оригеновского влияния; также к Оригену восходит разделявшееся Г. Н. учение о конечном восстановлении всего в Божественной любви (апокатастасис), согласно которому после определённого периода окончатся муки осуждённых нечестивых людей и демонов и произойдёт всеобщее восстановление в прежнем состоянии (осуждено 5-м Вселенским собором).