СВЕ́ДЕНБОРГ ЭМАНУЭЛЬ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СВЕ́ДЕНБОРГ (Swedenborg) Эмануэль (29.1.1688, Стокгольм – 29.3.1772, Лондон), швед. учёный-естествоиспытатель, философ, мистик, богослов, чл. Королевского науч. об-ва в Уппсале (1729), швед. Королевской АН (1740), поч. чл. Петерб. АН (1734). Сын протестантского епископа Йеспера Сведберга, профессора богословия Уппсальского ун-та (С. носил эту фамилию до 1719, когда сменил её в связи с возведением семьи в дворянство). В 1709 окончил Уппсальский ун-т, в 1710 совершил поездку в Нидерланды, Францию и Германию и 4 года провёл в Лондоне, изучая физику, механику и философию. Вернувшись в 1715 в Швецию, в течение 20 лет занимался естеств. науками и многочисл. инж. проектами, с 1716 асессор Горной коллегии в Стокгольме. В 1716–17 издавал науч. ж. «Северный Дедал» («Daedalus Hyperboreus»). В 1730-е гг. опубликовал ряд работ по горному делу, математике, астрономии, а также анатомии и физиологии, в т. ч. «Труды по философии и минералогии» («Opera philosophica et mineralia», vol. 1–3), высказал космогонич. гипотезу о происхождении Солнечной системы, впоследствии разработанную И. Кантом и П. Лапласом, и о существовании во Вселенной обитаемых небесных тел. Первоначально развивавшаяся им механистич. концепция мироздания постепенно сменилась спиритуалистич. натурфилософией, родственной неоплатонизму. В результате пережитого им в 1743–45 душевного кризиса, сопровождавшегося разл. рода видениями, С. стал мистиком и духовидцем. С этого времени свою жизненную задачу он видел в истолковании истинного смысла Библии: «Тайны небесные» («Arcana coelestia», vol. 1–8, 1749–56, опубл. в Голландии и Англии), содержащие комментарий к двум первым книгам Пятикнижия, «Апокалипсис открытый» («Apocalypsis revelata», 1766, рус. пер. 2002), «Истинная христианская религия» («Vera christiana religiо», 1771). Учение С. о «корреспонденциях» – соответствиях между земными явлениями и духовным, небесным царством изложено в соч. «О небесах, о мире духов и об аде» («De coelo et ejos mirabilibus, et de inferno, ex auditis et visis», 1758, рус. пер. 1863). С. истолковывал христианское учение о Троице как учение о трёх аспектах единого Бога, резко критиковал протестантскую доктрину о спасении «только верой» (sola fide). С критикой теософских воззрений С. выступил И. Кант в соч. «Грёзы духовидца» (1766).
Общины последователей С. (т. н. Новая церковь) получили распространение в Англии, США, Скандинавии и ряде др. стран, в т. ч. с нач. 1900-х гг. в Африке (ЮАР). Начиная с эпохи романтизма влияние С. в 19–20 вв. испытали У. Блейк, С. Колридж, О. де Бальзак, Ш. Бодлер, А. Стриндберг, Р. У. Эмерсон, У. Джеймс, К. Г. Юнг и др.