ОТКРОВЕ́НИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОТКРОВЕ́НИЕ, 1) в теистических религиях в широком смысле – явление божества, его непосредственное волеизъявление или исходящая от него информация, в узком смысле – Священное Писание.
В монотеистич. религиях в О. трансцендентный личный Бог прямо или опосредованно (через ангельский мир, пророков, посредством чудесных явлений) открывает Себя людям, возвещая Свою волю и замысел о мире. Инициатива О. в монотеистич. религиях всегда исходит от Бога. О. рассматривается религ. сознанием как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Т. н. авраамич. религии – иудаизм, христианство, ислам принято называть также религиями Откровения. Кроме истинного О. существует понятие ложных О., выражаемых злыми духами, лжепророками, ложными чудесами. В отличие от лжепророков, истинные пророки характеризуются тем, что к Божественному О. они ничего не добавляют от себя, не пытаясь вместить его в рамки собств. логики.
Во многих религиях письм. фиксация О. признаётся источником вероучения, Священным Писанием (Танах в иудаизме, Авеста в зороастризме, Библия в христианстве, Коран в исламе), которое истолковывается и раскрывается в Предании (Талмуд в иудаизме, святоотеческое наследие в христианстве). В индуизме О. как Писанию отчасти соответствует понятие шрути, Преданию – смрити (в Ведах боги, как правило, к людям сами не обращаются, а в классич. индуизме статус богов во многом отличается от личностного Абсолюта).
В Танахе возвещение Бога о Самом Себе, а также Его воли нашло разл. выражения, главными из которых являются сами писания. Осн. событием в становлении и жизни евр. народа является Синайское О. – дарование Богом Торы народу на горе Синай. При этом чрезвычайно важным считается предполагаемое аутентичное сохранение изначальной письм. формы О. (прежде всего, Торы). О. проявляется также посредством к.-л. чуда, в виде прорицания, знамения. О. Бога, Его действием в мире предстаёт сама история израильского народа.
Согласно христианским представлениям, О., начатое в Ветхом Завете, завершается в Новом Завете. Высшим и окончательным О. Бога в истории являются Боговоплощение, Воскресение Христово, а также грядущее Второе пришествие Христа. Будучи воплотившимся Сыном Божиим, Иисус Христос явил Собой тайну Св. Троицы. В христианстве существует также понятие частных О. – явления Бога или различных Его посланников, сообщения Богом Своей воли тем или иным лицам, что, напр., выражается в видениях отд. святых-мистиков (см. также Мистика).
Ислам осознаёт себя самым новым и, следовательно, высшим О. Бога. Различаются пророческое О. (вахй, танзил), обращённое к целым народам, и менее значимое О. (ильхам), доступное святым (аулия) и мистикам (см. также Суфизм). Согласно мусульм. вероучению, окончательную форму О. приняло в Коране, ниспосланном Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джибрила в голосах, видениях и сновидениях. Шииты верят в продолжение полученного пророком Мухаммедом О. через имамов и высших богословов-правоведов – аятолл.
2) В иудаизме и христианстве О. также лит. жанр (апокалиптич. лит-ра), содержащий описание явленных человеку Божественного О. или видений. Этот жанр возник в 1-м тыс. до н. э. («Апокалипсис Исайи» – Ис. 24–27; Книга Еноха) и нашёл своё продолжение в христианской письменности (Откровение Иоанна Богослова, «Откровение Варуха», «Откровение Петра», «Откровение Павла», «Откровение Пресвятой Богородицы», «Откровение Божественной любви» Юлианы Нориджской).