ВА́РНЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВА́РНЫ (санскр., букв. – качество, категория, цвет), четыре сословно-кастовые группы традиц. индийского общества (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Принадлежность к той или иной В. определялась происхождением и наследовалась по отцовской линии. Браки заключались в пределах одной В.; если этот порядок нарушался, то муж по В. не должен был быть ниже жены. Первые три В. признавались «благородными» (арья). Мальчики из этих В. получали посвящение, считавшееся «вторым рождением» (отсюда понятие «дваждырождённые»), и право на чтение священных текстов Вед и на участие в ведийских ритуалах. В Древней Индии каждой В. приписывались определённые социальные функции: брахманы должны были руководить религ.-духовной жизнью общества, кшатрии – воевать и защищать страну, вайшьи – разводить скот, заниматься земледелием, торговлей и ростовщичеством. Обязанностью шудр являлось смиренное служение высшим В. и занятие ремёслами. В древних ведийских и индуистских религ. текстах всячески подчёркивается привилегированное положение брахманов. В буддийских письм. памятниках на первое место нередко выдвигаются кшатрии. В иран. Авесте имеются указания на схожую с делением на В. социальную структуру др.-иран. общества: жрецы, колесничные воины и народ (за пределами оставались ремесленники и слуги). По всей видимости, инд. система четырёх В. уходит своими корнями в период общеарийского (индо-иранского) единства. В Индии она впервые получила отражение в гимне Ригведы, в котором говорится о возникновении В. из разных частей тела космич. гиганта Пуруши (брахманов – из уст, кшатриев – из рук, вайшьев – из бёдер, шудр – из ступней). С течением времени в Индии сложилось множество местных каст. Деление на В. стало способом их классификации: касты жрецов и учителей считались брахманскими, политически господствующие касты причислялись к кшатриям и т. д. Оценка места касты в иерархии В. учитывала историч. изменения, что придавало кастовому обществу определённую социальную мобильность.