Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВА́РНЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 611

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Вигасин

ВА́РНЫ (санскр., букв. – ка­че­ст­во, ка­те­го­рия, цвет), че­ты­ре со­слов­но-кас­то­вые груп­пы тра­диц. ин­дий­ско­го об­ще­ст­ва (брах­ма­ны, кшат­рии, вай­шьи, шуд­ры). При­над­леж­ность к той или иной В. оп­ре­де­ля­лась про­ис­хо­ж­де­ни­ем и на­сле­до­ва­лась по от­цов­ской ли­нии. Бра­ки за­клю­ча­лись в пре­де­лах од­ной В.; ес­ли этот по­ря­док на­ру­шал­ся, то муж по В. не дол­жен был быть ни­же же­ны. Пер­вые три В. при­зна­ва­лись «бла­го­род­ны­ми» (арья). Маль­чи­ки из этих В. по­лу­ча­ли по­свя­ще­ние, счи­тав­шее­ся «вто­рым ро­ж­де­ни­ем» (от­сю­да по­ня­тие «два­ж­ды­ро­ж­дён­ные»), и пра­во на чте­ние свя­щен­ных тек­стов Вед и на уча­стие в ве­дий­ских ри­туа­лах. В Древ­ней Ин­дии ка­ж­дой В. при­пи­сы­ва­лись оп­ре­де­лён­ные со­ци­аль­ные функ­ции: брах­ма­ны долж­ны бы­ли ру­ко­во­дить ре­лиг.-ду­хов­ной жиз­нью об­ще­ст­ва, кшат­рии – вое­вать и за­щи­щать стра­ну, вай­шьи – раз­во­дить скот, за­ни­мать­ся зем­ле­де­ли­ем, тор­гов­лей и рос­тов­щи­че­ст­вом. Обя­зан­но­стью шудр яв­ля­лось сми­рен­ное слу­же­ние выс­шим В. и за­ня­тие ре­мёс­ла­ми. В древ­них ве­дий­ских и ин­дуи­ст­ских ре­лиг. тек­стах вся­че­ски под­чёр­ки­ва­ет­ся при­ви­ле­ги­ро­ван­ное по­ло­же­ние брах­ма­нов. В буд­дий­ских письм. па­мят­ни­ках на пер­вое ме­сто не­ред­ко вы­дви­га­ют­ся кшат­рии. В иран. Аве­сте име­ют­ся ука­за­ния на схо­жую с де­ле­ни­ем на В. со­ци­аль­ную струк­ту­ру др.-иран. об­ще­ст­ва: жре­цы, ко­лес­нич­ные вои­ны и на­род (за пре­де­ла­ми ос­та­ва­лись ре­мес­лен­ни­ки и слу­ги). По всей ви­ди­мо­сти, инд. сис­те­ма че­ты­рёх В. ухо­дит свои­ми кор­ня­ми в пе­ри­од об­ще­арий­ско­го (ин­до-иран­ско­го) един­ст­ва. В Ин­дии она впер­вые по­лу­чи­ла от­ра­же­ние в гим­не Риг­ве­ды, в ко­то­ром го­во­рит­ся о воз­ник­но­ве­нии В. из раз­ных час­тей те­ла кос­мич. ги­ган­та Пу­ру­ши (брах­ма­нов – из уст, кшат­ри­ев – из рук, вай­шьев – из бё­дер, шудр – из ступ­ней). С те­че­ни­ем вре­ме­ни в Ин­дии сло­жи­лось мно­же­ст­во ме­ст­ных каст. Де­ле­ние на В. ста­ло спо­со­бом их клас­си­фи­ка­ции: кас­ты жре­цов и учи­те­лей счи­та­лись брах­ман­ски­ми, по­ли­ти­че­ски гос­под­ствую­щие кас­ты при­чис­ля­лись к кшат­ри­ям и т. д. Оцен­ка мес­та кас­ты в ие­рар­хии В. учи­ты­ва­ла ис­то­рич. из­ме­не­ния, что при­да­ва­ло кас­то­во­му об­ще­ст­ву оп­ре­де­лён­ную со­ци­аль­ную мо­биль­ность.

Лит.: Шар­ма Р. Ш. Древ­не­ин­дий­ское об­ще­ст­во. М., 1987; За­ко­ны Ма­ну. М., 1992; Ви­га­син А. А. Древ­няя Ин­дия // Ис­то­рия Вос­то­ка. М., 1997. Т. 1: Вос­ток в древ­но­сти.

Вернуться к началу