АШРА́МА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АШРА́МА (санскр.), интенсивное духовное усилие или место, где такое усилие совершается, – пристанище или убежище отшельника, в осн. в индуизме и буддизме.
1) В индуизме – стадии жизни «дваждырождённых», т. е. членов трёх высших варн – брахманов, кшатриев и вайшьев, получающих посвящение в Веды (оно считается «вторым рождением»). В идеале жизненный путь «дваждырождённого» должен подразделяться на четыре этапа: (1) брахмачарина, или ученика, – время изучать Веды под руководством учителя, (2) грихастха, или домохозяина, – время для создания семьи, забот о её благосостоянии, но при этом и для материальной поддержки жрецов и отшельников; (3) ванапрастха, или лесного отшельника, – время уединения в лесной обители, углублённого размышления и йоги, наступающее после появления внуков, и (4) санньясина, или отшельника, – время бродяжничества и жизни на подаяние (см. Аскетизм в индийских религиях). Каждой стадии предписывалась своя дхарма (религ. долг). Для брахмачарина это целомудрие, прислуживание учителю, присмотр за ритуальным огнём в доме учителя, образ жизни нищего. Для грихастха – пять великих жертвоприношений (животным, людям, богам, предкам и Брахме), а также множество других ритуалов, целомудрие, помимо времени, определённого для зачатия детей. Для ванапрастха – ношение одежды из коры деревьев и шкур, необрезание волос и ногтей, принятие в пищу только лесных плодов и объедков, оставшихся после жертвоприношения. Санньясин же полностью свободен от ритуальных обязанностей, а значит, и от поддерживания дхармы как морально-космического закона, управляющего ходом перерождения (сансары). Именно с этой стадией соотносится высшая цель в системе целей человеческой жизни (пуруша-артха) индуизма – мокша, связанная с выходом из сансары. Остальные А. соответствуют артхе и дхарме. Переход от одной стадии к другой сопровождался определёнными ритуалами, однако сама последовательность стадий на практике не всегда соблюдалась; напр., допускался переход брахмачарина (или грихастха) прямо к состоянию санньясина, без прохождения промежуточных стадий.
Концепция четырёх А., представляющая венец человеческой жизни как полную отрешённость от социума, была попыткой вписать идеал аскета в рамки ортодоксального брахманистского мировоззрения и примирить его с идеей строго иерархич. распределения ритуальных обязанностей – варна – ашрама – дхарма (религ. долга сословий и стадий жизни).
2) Убежище для тех, кто стремится к духовному самосовершенствованию под руководством учителя, – религ. община, основанная к.-л. известным духовным учителем с целью создания благоприятных условий для духовного развития своих последователей. Ашрам (именно такая форма санскр. слова укоренилась в рус. яз.) является открытым – любой желающий может там поселиться и оставаться сколько хочет. Ашрамы известны со времён Будды (буддийские тексты упоминают ашрам, созданный брахманом Бавари в Юж. Индии), но наиболее широкое распространение они получили в 20 в. В совр. Индии насчитываются тысячи ашрамов самых разных религ. направлений. Многие из них стали влиятельными организациями, занимающимися просветительской, издательской и благотворительной деятельностью, напр. Ауробиндо в Пондишери, Севграм, основанный М. Ганди близ Вардхи, Раманы Махариши в Тируваннамалай, Винобы Бхаве близ Паунара.