ША́НКАРА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ША́НКАРА (санскр. Śankara) (7 в. – нач. 8 в.), инд. философ и религ. деятель, основатель школы адвайта-веданта. Родился в селении Калади в Керале; в инд. агиографич. литературе считается воплощением бога Шивы. Ещё в детстве приняв обеты бродячего аскета-санньясина, Ш. начал свою лит.-филос. деятельность под рук. учителя Говинды. К предшественникам Ш. традиция причисляет Гаудападу, автора трактата «Мандукья-карики», учителей Бхартрипрапанчу и Сундарапандью, а также отчасти грамматиста Бхартрихари.
Гл. труды: комментарии к «Брахма-сутрам» Бадараяны, основным Упанишадам, «Бхагавадгите»; трактаты «Упадеша-сахасри» («Тысяча учений»), «Вивека-чудамани» («Жемчужина различения»), «Атма-бодха» («Пробуждение Атмана»); стихотв. циклы «Дакшинамурти-стотра» («Восхваление благодатного [Шивы]»), «Шиванаида-лахари» («Волна блаженства Шивы») и др.
Сущность учения Ш. выражена в популярном санскр. стихе: «Брахман – истинa, мир – ложь, душа неотличима от Брахмана». В целом адвайта Ш. оказалась первой вполне оформленной и наиболее влиятельной школой в рамках веданты. Опираясь на священные тексты индуизма, Ш. предложил собств. интерпретацию отношений между Богом и миром, стремясь прежде всего примирить речения Упанишад о Брахмане как источнике Вселенной с не менее авторитетными речениями о его неизменности. Согласно Ш., Брахман – это высшая и единственная реальность; он не просто един: с точки зрения «высшей истины» (парамартхика), с ним никогда ничего не происходило, а всё многообразие природного мира обязано своим феноменальным существованием майе, или «космической иллюзии». Майя – это творящая сила (шакти), или своего рода оборотная сторона самого Брахмана; в своём гносеологич. аспекте майя тождественна авидье, или неведению. Именно майя-авидья мешает осознать, что духовное начало (Атман) каждого живого существа абсолютно тождественно высшему Брахману. Освобождение индивидуальной души из-под власти иллюзии и прекращение сансарного (см. Сансара) цикла перерождений возможно лишь как возвращение её к Брахману как чистому знанию.
Агиографич. тексты повествуют о проповеднич. деятельности Ш. во время его странствий, участии в публичных диспутах и обращении в свою веру множества сторонников. Хотя упадок неортодоксальных учений в Индии начался ещё до рождения Ш., традиция именно с его именем связывает окончат. вытеснение буддизма из страны. Ш. реформировал монастырскую организацию индуизма, во многом взяв за образец буддийскую сангху. В жизнеописаниях Ш. перечислены 10 основанных им индуистских монастырей и 10 монашеских орденов аскетов-санньясинов.