БХАРТРИХА́РИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БХАРТРИХА́РИ, инд. философ и грамматист 5 в. Отождествляется преданием с Б.-поэтом, автором цикла назидательных поэм «Шатака-траям» («Три сотни») о любви, праведном поведении и отрешении. Выходец из семьи брахмана, он некоторое время жил при дворе Майтраки, царя Валлабхи (ныне Вала, Гуджарат), где прославился утончённым вкусом к чувственным удовольствиям. Испытывая, однако, сильную тягу к духовной жизни, Б. после долгой борьбы с собой стал йогом и провёл остаток жизни в пещере под Удджайном. Осн. соч.: трактат «Вакьяпадия» («О предложении и слове») и комментарий к «Махабхашье» грамматиста Патанджали.
В историю инд. мысли Б. вошёл как создатель доктрины лингвистич. недуализма (шабда-адвайта). С точки зрения Б., «всё познание пронизано словом» («Вакьяпадия», 1.123). Слово (шабда) выступает у него символом первоначального внутр. единства сознания – ещё не рождённой лингвистич. формы и обозначаемого объекта, а познание – интуитивным открытием в себе этого глубинного Слова, врождённого всем существам. Это первичное, всеобъемлющее Слово Б. отождествляет с единым и вечным Брахманом, содержащим – в отличие от Брахмана-абсолюта Шанкары – реальные потенции-силы (шакти). Благодаря своим шакти Брахман предстаёт как субъект, объект и сам акт познания. Б. наделяет такими силами буквально всё: слова, понятия, вещи, события; ничто не реализовано полностью и окончательно, ничто не равно самому себе, всё находится в процессе раскрытия, проявления, манифестации. Всё сущее, включая язык, есть только игра потенций: каждый объект обладает всеми потенциями, каждое слово – всеми значениями. В любом слове бесконечные возможности языка сталкиваются с бесконечностью объекта, поэтому единицей смысла для Б. является фраза (вакья), значение же отд. слова условно и зависит от намерения субъекта.
Если «внутреннее» Слово-реальность – это находящийся в постоянном бурлении океан, то эмпирич. слово подобно магнетич. вспышке, выхватывающей из потока лишь случайные статич. конфигурации потенций-сил, это искусственные «перерывы постепенности», статич. форма динамического. Если высшее Слово содержит «послание», хотя и очень тонкое, немыслимое и непроизносимое, то его кто-то должен принять и расшифровать. Это «послание», по Б., есть прежде всего Веды, а его адресаты – члены высших варн (сословий). Веды, с одной стороны, служат средством постижения высшего Слова-Брахмана, доступным человеку как конечному существу, а с другой, сами являются многоликими проявлениями этого Слова. Главная среди многочисл. наук – грамматика, ибо именно она открывает прямой доступ к высшей сущности слова. Грамматика – «врата к избавлению» – становится у Б. одним из средств освобождения (мокша) от сансары наряду с йогой и медитацией.
Лит.: Исаева Н. В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму. Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. М., 1997; Лысенко В. Г. Лингвистический монизм Бхартрихари // Историко-философский ежегодник 2003. М., 2004. С. 275–290.