Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАТАНДЖА́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 436

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПАТАНДЖА́ЛИ (2–1 вв. до н. э.), др.-инд. фи­ло­лог, один из ос­но­ва­те­лей ин­дий­ской язы­ко­вед­че­ской тра­ди­ции. Ав­тор грам­ма­тич. трак­та­та «Ма­хаб­ха­шья» («Боль­шой ком­мен­та­рий»), пред­став­ляю­ще­го со­бой под­роб­ный ком­мен­та­рий к со­чи­не­нию Па­ни­ни «Аш­тадхъ­яи» («Вось­ми­кни­жие») и к про­из­ве­де­ни­ям Кать­яя­ны (3 в. до н. э.), в ча­ст­но­сти к ра­бо­те «Варт­ти­ка» («До­пол­не­ния»), со­дер­жа­щей кри­тич. ана­лиз тру­да Па­ни­ни. В трак­та­те П. ос­ве­ща­ют­ся важ­ные про­бле­мы об­щей тео­рии язы­ка: раз­ли­че­ние грам­ма­тич. и ес­теств. ро­да, зна­че­ние грам­ма­ти­ки, при­ро­да сло­ва и т. п. В этом трак­та­те – од­ном из древ­ней­ших ис­точ­ни­ков све­де­ний о клас­сич. сан­ск­ри­те, диа­лек­тах Древ­ней Ин­дии – П. пер­вым из­ло­жил уче­ние о спхо­те (лин­гвис­тич. сущ­но­сти, яв­ляю­щей­ся но­си­те­лем зна­че­ния), воз­ник­шее, ве­ро­ят­но, в фи­ло­со­фии. Он со­брал и тон­ко ин­тер­пре­ти­ро­вал мно­го язы­ко­вых фак­тов, поя­вив­ших­ся в язы­ке уже по­сле Па­ни­ни. В трак­та­те П. про­ана­ли­зи­ро­ва­ны мн. об­раз­цы др.-инд. сло­вес­но­сти (ве­ды, лит-ра смри­ти, эпос, дра­ма, лит-ра ка­вья и др.), а так­же ос­ве­ще­ны разл. сто­ро­ны жиз­ни др.-инд. об­ще­ст­ва.

П. не­ред­ко оши­боч­но ото­жде­ст­в­ля­ют с од­но­им. ос­но­ва­те­лем сис­те­мы йо­ги.

Изд.: The Vya̅karaṇa – Maha̅bha̅ṣhya of Pata­ñjali. Bombay, 1878–1885. Vol. 1–3.

Лит.: Patañjali’s Maha̅bha̅ṣhya / With English transl., notes and comment. by K. Ch. Chat­te­rji. [2nd ed.]. Calcutta, [1957]; The Maha̅b­ha̅ṣhya. L., 1963; Patañjalis Vya̅karaṇa maha̅b­haṣhya. Poona, 1969; Staal J. F. A reader on the Sanskrit grammarians. Camb., 1972 (bibl.); За­харь­ин Б. А. Па­та­нд­жа­ли «Пас­па­ша», или Вве­де­ние в нау­ку о язы­ке и линг­во­фи­ло­со­фию Древ­ней Ин­дии. М., 2003.

Вернуться к началу