ПА́НИНИ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́НИНИ (санскр. Pa̅ṇini) (ок. 5 в. до н. э.), др.-инд. грамматист. Родился в Шалатуре в Гандхаре. Из семьи брахмана. Учился, видимо, в Таксиле.
П., систематизировав уже сложившуюся традицию грамматики (вьякарану), создал первую в истории Индии нормативную грамматику санскрита «Аштадхьяи» («Восьмикнижие» или «Восемь уроков»), лёгшую в основу гл. ветви индийской языковедческой традиции. Целью было дать сведения, нужные для построения правильных ритуальных текстов из первичных единиц на основе набора правил. «Аштадхьяи» была составлена устно и только через неск. веков записана. Её текст был предназначен для заучивания наизусть, что требовало краткости и компактности изложения, а также диктовало особенности композиции. Осн. часть грамматики разделена на 8 уроков (адхьяя), каждый урок – на 4 части (пады), содержащие кратко сформулированные сутры. Число сутр, каждая из которых, как правило, состоит из нескольких слогов, относительно невелико (всего ок. 4 тыс.), но они исчерпывающе описывают, как из ограниченного набора исходных элементов (к которому сведены все многочисл. конкретные факты языка) по определённым правилам (типа правил порождения) строится всё множество явлений языка. В сутрах сформулированы правила соединения морфем внутри слова, сочетания слов, фонетич. изменений на стыках морфем и границах слов (сандхи). Т. о., «Аштадхьяи» – фактически первый в истории языкознания опыт системного подхода к описанию языка (санскрит описан в системе и всесторонне), ориентированного на синтез, на построение текстов из элементарных единиц, в то время как европ. наука с античности ориентировалась на анализ уже имеющихся текстов.
Уже в древности грамматика П. стала объектом подражания в Индии и в др. странах (в т. ч. в Китае). После её открытия в Европе (19 в.) она оказала большое влияние на формирование сравнит. грамматики, развитие фонетики, морфологии, морфонологии, порождающей грамматики. В труде П. тщательно разработана терминология, некоторые его термины (напр., сандхи) приняты лингвистикой. Он ввёл понятие нулевого элемента в языке как значимого отсутствия (т. е. фактически понятие нулевой формы).
Древние индусы считали, что описание языка осуществлено П. под воздействием божественного вдохновения. Оно до сих пор считается в Индии совершенным и используется в обучении санскриту.