Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́НИНИ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 217

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПА́НИНИ (санскр. Pa̅ṇini) (ок. 5 в. до н. э.), др.-инд. грам­ма­тист. Ро­дил­ся в Ша­ла­ту­ре в Ганд­ха­ре. Из се­мьи брах­ма­на. Учил­ся, ви­ди­мо, в Так­си­ле.

П., сис­те­ма­ти­зи­ро­вав уже сло­жив­шую­ся тра­ди­цию грам­ма­ти­ки (вья­ка­ра­ну), соз­дал пер­вую в ис­то­рии Ин­дии нор­ма­тив­ную грам­ма­ти­ку сан­ск­ри­та «Аш­тад­хь­яи» («Вось­ми­кни­жие» или «Во­семь уро­ков»), лёг­шую в ос­но­ву гл. вет­ви ин­дий­ской язы­ко­вед­че­ской тра­ди­ции. Це­лью бы­ло дать све­де­ния, нуж­ные для по­строе­ния пра­виль­ных ри­ту­аль­ных тек­стов из пер­вич­ных еди­ниц на ос­но­ве на­бо­ра пра­вил. «Аш­тад­хь­яи» бы­ла со­став­ле­на уст­но и толь­ко че­рез неск. ве­ков за­пи­са­на. Её текст был пред­на­зна­чен для за­учи­ва­ния наи­зусть, что тре­бо­ва­ло крат­ко­сти и ком­пакт­но­сти из­ло­же­ния, а так­же дик­то­ва­ло осо­бен­но­сти ком­по­зи­ции. Осн. часть грам­ма­ти­ки раз­де­ле­на на 8 уро­ков (ад­хь­яя), ка­ж­дый урок – на 4 час­ти (па­ды), со­дер­жа­щие крат­ко сфор­му­ли­ро­ван­ные сут­ры. Чис­ло сутр, ка­ж­дая из ко­то­рых, как пра­ви­ло, со­сто­ит из не­сколь­ких сло­гов, от­но­си­тель­но не­ве­ли­ко (все­го ок. 4 тыс.), но они ис­чер­пы­ваю­ще опи­сы­ва­ют, как из ог­ра­ни­чен­но­го на­бо­ра ис­ход­ных эле­мен­тов (к ко­то­ро­му све­де­ны все мно­го­числ. кон­крет­ные фак­ты язы­ка) по оп­ре­де­лён­ным пра­ви­лам (ти­па пра­вил по­ро­ж­де­ния) стро­ит­ся всё мно­же­ст­во яв­ле­ний язы­ка. В сут­рах сфор­му­ли­ро­ва­ны пра­ви­ла со­еди­не­ния мор­фем внут­ри сло­ва, со­че­та­ния слов, фо­не­тич. из­ме­не­ний на сты­ках мор­фем и гра­ни­цах слов (санд­хи). Т. о., «Аш­тад­хь­яи» – фак­ти­че­ски пер­вый в ис­тории язы­ко­зна­ния опыт сис­тем­но­го подхо­да к опи­са­нию язы­ка (сан­ск­рит опи­сан в сис­те­ме и все­сто­рон­не), ори­ен­ти­ро­ван­но­го на син­тез, на по­строе­ние тек­стов из эле­мен­тар­ных еди­ниц, в то вре­мя как ев­роп. нау­ка с ан­тич­но­сти ори­ен­ти­ро­ва­лась на ана­лиз уже имею­щих­ся тек­стов.

Уже в древ­но­сти грам­ма­ти­ка П. ста­ла объ­ек­том под­ра­жа­ния в Ин­дии и в др. стра­нах (в т. ч. в Ки­тае). По­сле её от­кры­тия в Ев­ро­пе (19 в.) она ока­за­ла боль­шое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние срав­нит. грам­ма­ти­ки, раз­ви­тие фо­не­ти­ки, мор­фо­ло­гии, мор­фо­но­ло­гии, по­ро­ж­даю­щей грам­ма­ти­ки. В тру­де П. тща­тель­но раз­ра­бо­та­на тер­ми­но­ло­гия, не­ко­то­рые его тер­ми­ны (напр., санд­хи) при­ня­ты лин­гвис­ти­кой. Он ввёл по­ня­тие ну­ле­во­го эле­мен­та в язы­ке как зна­чи­мо­го от­сут­ст­вия (т. е. фак­ти­че­ски по­ня­тие ну­ле­вой фор­мы).

Древ­ние ин­ду­сы счи­та­ли, что опи­са­ние язы­ка осу­ще­ст­в­ле­но П. под воз­дей­ст­ви­ем бо­же­ст­вен­но­го вдох­но­ве­ния. Оно до сих пор счи­та­ет­ся в Ин­дии со­вер­шен­ным и ис­поль­зу­ет­ся в обу­че­нии сан­ск­ри­ту.

Изд.: Renou L. La grammaire de Panini. P., 1947–1954. Fasc. 1–3; Ashta̅dha̅yī of Panini. Delhi, 1962. Vol. 1–2.

Лит.: Renou L. Études védiques et paninéen­nes. P., 1955–1971; Vol. 1–18; То­по­ров В. Н. О не­ко­то­рых ана­ло­ги­ях к про­бле­мам и ме­то­дам со­вре­мен­но­го язы­ко­зна­ния в тру­дах древ­не­ин­дий­ских грам­ма­ти­ков // Крат­кие со­об­ще­ния Ин­сти­ту­та на­ро­дов Азии. 1961. Вып. 57; Staal J. F. Euclid and Panini // Philosophy East and West. 1965. № 15; Дим­ри Дж. П. Па­ни­ни и его «Вось­ми­кни­жие» // На­ро­ды Азии и Аф­ри­ки. 1973. № 6; Ива­нов В. П. Мад­хва «Сар­ва-дар­ша­на-сан­гра­ха». «Па­ни­ни-дар­ша­на» // Ис­то­рия фи­ло­со­фии. М., 2000. Вып. 7; За­харь­ин Б. А. Ка­те­го­рия «са­ма­вая» у па­ни­ни­стов и ее ме­сто в об­щем и ин­дий­ском язы­ко­зна­нии // Там же.

Вернуться к началу