САНСКРИ́Т
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САНСКРИ́Т, один из основных др.-инд. языков. Сложился на основе др.-инд. диалектов и получил распространение с 1-го тыс. до н. э. в Сев. Индии. В пределах древнего периода противостоит ведийскому языку и ряду др.-инд. диалектов, давших позднее начало пракритам (см. Индоарийские языки). С. рано был кодифицирован в качестве именно лит. языка, пользующегося особым престижем (С. называли «божественным языком»), и отличался строго нормализованной и унифицированной грамматич. системой. Само назв. «С.» – saṃ-skṛta – обозначает ‘со-ставленный’, ‘с-ложенный’ язык, доведённый до формального совершенства.
В вокализме С. – 3 чистые гласные (а, е, о), среди которых центр. место занимает «а», два глайда (i, u) и плавные слоговые ṛ и ḷ. Из просодич. признаков (см. Просодия) существенны свободное ударение, тоны, зависящие от ударения, долгота и краткость гласных. Консонантизм представляет собой обширную и строго упорядоченную систему согласных, образующих 5 блоков (губные, зубные, церебральные, заднеязычные и палатальные), внутри которых противопоставляются звонкие и глухие, придыхательные и непридыхательные.
Правила соединения слов и морфем в речевом потоке (сандхи) разнообразны и многочисленны. Ядро морфонологии – трёхступенчатые чередования гласных в корне и суффиксе.
Морфология характеризуется семипадежной системой имени (и звательной формой), тремя родами и тремя числами. Глаголу свойственна сильно развитая система времён и наклонений, а также особые типы производного спряжения.
Синтаксис в большой степени зависит от характера текста и от вида (см. ниже) С. Один полюс – синтаксич. система, ориентирующаяся на глагольный строй и богатство флективных форм, другой – преобладание т. н. именного строя [обилие сложных слов, иногда состоящих из мн. членов и практически эквивалентных целым синтагмам или даже предложению; уменьшение роли глагола; аналитич. формы (см. Аналитизм) времени и наклонения и т. п.].
Лексика отличается многообразием, богатством синонимии, немало заимствований из дравидийских языков и австроазиатских языков.
Различают неск. видов С.: эпический (язык «Махабхараты» и «Рамаяны», более архаичный и менее регулярный); классический (предельно унифициров. язык более поздних текстов, описанный др.-инд. грамматиками); буддийский гибридный С. и джайнский С. (ср.-инд. языки буддийских и, соответственно, джайнских текстов, подвергшиеся сильной санскритизации); иногда выделяют и ведийский С. – язык поздневедийских текстов, подвергшийся сильному влиянию С. На С. написаны многочисл. произведения религ., филос., юридич., науч. лит-ры. Особое развитие получила худож. лит-ра (см. Санскритская литература). В Индии С. используется как язык гуманитарных наук и культа. В узком кругу учёных-брахманов им пользуются как разг. языком. С. и санскритоязычная культура оказали влияние на соседние ареалы (Юго-Вост. и Центр. Азия; ср. сильно санскритизированный др.-яванский яз. кави) и с кон. 18 в. на Европу и Америку. С открытием и изучением С. связано начало сравнительно-исторического языкознания.
Для записи текстов на С. употреблялись разные типы алфавитов, восходящие к брахми (ср. кхароштхи, кушанское письмо, гупта, нагари и т. п.), пока не возобладало как основное и стандартное письмо деванагари (см. Индийское письмо).
Изучение С. началось более 2,5 тыс. лет назад (Панини и его предшественники; см. Индийская языковедческая традиция, Индология).