Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНДИ́ЙСКОЕ ПИСЬМО́

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 237

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Б. Коряков, С. В. Кулланда

ИНДИ́ЙСКОЕ ПИСЬМО́, груп­па пись­мен­но­стей Юж­ной и Юго-Вост. Азии (а ра­нее и Центр. Азии), про­ис­хо­дя­щих от пись­ма брах­ми.

С 3 в. до н. э. в Ин­дии ис­поль­зо­ва­лись 2 сис­те­мы пись­ма – кха­рошт­хи и брах­ми. Кха­рошт­хи про­ис­хо­дит от ара­мей­ско­го пись­ма и ис­поль­зо­ва­лось на се­ве­ро-за­па­де Ин­дии до 3 в. н. э. и в Центр. Азии вплоть до 7 в., по­сле че­го бы­ло вы­тес­не­но брах­ми.

Точ­ное про­ис­хо­ж­де­ние брах­ми не­из­вест­но. Пред­по­ла­га­ет­ся, что оно со­зда­но спе­ци­аль­но для эдик­тов ца­ря Ашо­ки или ана­ло­гич­ных над­пи­сей на ос­но­ве ис­поль­зо­ван­ной в кха­рошт­хи кон­со­нант­но-сло­го­вой сис­те­мы (и по­то­му от­час­ти свя­за­но с ара­мей­ским пись­мом). Ни­ка­кой свя­зи брах­ми с пись­мом на пе­ча­тях 3–2-го тыс. до н. э. из Мо­хенд­жо-Да­роХа­рап­пы и др., об­на­ру­жен­ных в до­ли­не Ин­да, не про­сле­жи­ва­ет­ся. Все ос­таль­ные инд. пись­мен­но­сти про­ис­хо­дят от брах­ми; на­прав­ле­ние пись­ма обыч­но сле­ва на­пра­во.

В раз­ви­тии брах­ми вы­де­ля­ют­ся 3 пе­рио­да. Ран­нее брах­ми (3–1 вв. до н. э.) бы­ло от­но­си­тель­но уни­фи­ци­ро­ван­ным на всей тер­ри­то­рии Ин­дии. В сред­ний пе­ри­од (1–3 вв. н. э.) раз­ли­чия ме­ж­ду северными и южными раз­но­вид­но­стя­ми брах­ми уве­ли­чи­ва­ют­ся. В это вре­мя на се­ве­ре Ин­дии по­сле­до­ва­тель­но сме­ня­лись сти­ли ма­у­рья, шун­га, ку­шан­ский, кшат­рап­ский. На юге Ин­дии из­вест­ны та­кие раз­но­вид­но­сти, как ка­лин­га (про­су­ще­ст­во­ва­ла до 6 в.), та­миль­ское брах­ми, бхат­ти­про­лу (на тер­ри­то­рии совр. шта­та Ан­дх­ра-Пра­деш).

Индийское письмо

Для пе­рио­да позд­не­го брах­ми (4–7 вв.) при­ня­то го­во­рить уже об отд. ви­дах пись­ма. На се­ве­ре Ин­дии – это гупт­ское пись­мо (4–6 вв.), в Центр. Азии – на­клон­ное брах­ми (цен­траль­но­ази­ат­ское брах­ми), из­вест­ное как ми­ни­мум в трёх раз­но­вид­но­стях – то­хар­ской, сак­ской и уй­гур­ской. На юге Ин­дии сло­жи­лось не­сколь­ко но­вых раз­но­вид­но­стей брах­ми, ха­рак­те­ри­зую­щих­ся ок­руг­ло­стью очер­та­ний букв и вы­тес­нив­ших бо­лее ран­ние ва­ри­ан­ты: ка­дам­ба, раз­вив­шее­ся в ча­лу­кья, а за­тем лёг­шее в ос­но­ву ста­ро­кан­над­ско­го пись­ма, из ко­то­ро­го раз­ви­лись совр. пись­мен­но­сти те­лу­гу и кан­на­да; пал­ла­ва, став­шее осн. ис­точ­ни­ком ог­ром­но­го чис­ла пись­мен­но­стей Юго-Вост. Азии; грант­ха, из ко­то­ро­го в нач. 1-го тыс. н. э. вы­де­ли­лось та­миль­ское пись­мо со ско­ро­пис­ным ва­ри­ан­том ва­те­жут­ту, а в 14 в. ма­ла­ялам­ское пись­мо; син­галь­ское, ран­ние фор­мы ко­то­ро­го близ­ки к сев.-инд. пись­мен­но­стям, а позд­ние воз­ник­ли на ос­но­ве юж­но­ин­дий­ских.

С сер. 6 в. до­ми­ни­рую­щим пись­мом на се­ве­ре Ин­дии ста­ло сидд­ха­мат­ри­ка (сидд­хам­ское, ку­ти­ла), в 7–8 вв. из не­го раз­ви­лись ти­бет­ское пись­мо, ша­ра­да (на се­ве­ро-за­па­де Ин­дии) и на­га­ри (в цен­тре и на вос­то­ке). На ос­но­ве ти­бет­ско­го позд­нее сло­жи­лись квад­рат­ное монг. пись­мо (см. Мон­голь­ское пись­мо) и неск. пись­мен­но­стей для ма­лых ги­ма­лай­ских язы­ков: лим­бу, леп­ча и др. Из ша­ра­да раз­ви­лись пись­мен­но­сти ла­нда, гур­му­кхи, синд­хи, так­ри и каш­ми­ри, ко­то­рые бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в Пенд­жа­бе, Каш­ми­ре, Син­де и со­сед­них рай­онах, но в 19 в. бы­ли силь­но по­тес­не­ны ара­би­цей и де­ва­на­га­ри, со­хра­нив­шись в Пен­д­жа­бе (гур­мук­хи, вве­дён­ное сик­ха­ми в 16 в.) и для не­сколь­ких ма­лых язы­ков на се­ве­ро-за­па­де Ин­дии (шта­ты Джам­му и Каш­мир, Хи­ма­чал-Пра­деш). Из на­га­ри раз­ви­лось неск. ви­дов пись­ма: ард­ха­на­га­ри, нан­ди­на­га­ри, не­вар­ское [ранд­жа­на; с 11 в. и по­ны­не в Не­па­ле (см. Не­вар­ский язык); по­слу­жи­ло так­же ос­но­вой для монг. пись­ма со­ём­бо], де­ва­на­га­ри и вост. на­га­ри (из ко­то­ро­го раз­ви­лись бен­галь­ское, ас­сам­ское пись­мо, ория и не­ко­то­рые др. пись­мен­но­сти на вос­то­ке Ин­дии). На ос­но­ве де­ва­на­га­ри сло­жи­лось неск. ско­ро­пис­ных форм (ма­хад­жа­ни в Рад­жаст­ха­не, мо­ди в Ма­ха­раш­тре, кайт­хи в Биха­ре, гуд­жа­ра­ти), со­су­ще­ст­во­вав­ших и впо­след­ст­вии поч­ти вы­тес­нен­ных им (кро­ме гуд­жа­ра­ти). Са­мо де­ва­на­га­ри в те­че­ние 20 в. ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось по всей Сев. Ин­дии и Не­па­лу, при­ме­ня­ясь для хин­ди, сан­ск­ри­та, ма­рат­хи, не­паль­ско­го язы­ка и мн. дру­гих.

Инд. пись­мен­но­сти – кон­со­нант­но-сло­го­вые (абу­ги­ды; см. Пись­мо). Их ба­зо­вая струк­ту­ра из­на­чаль­но по­строе­на на ос­но­ве ср.-инд. фо­но­ло­гич. сис­тем, для ко­то­рых ха­рак­тер­но от­сут­ст­вие за­кры­тых сло­гов (см. Прак­ри­ты). Ка­ж­дый знак (ак­ша­ра) обо­зна­ча­ет ли­бо от­дель­ный глас­ный, ли­бо «со­глас­ный + ба­зо­вый глас­ный» (обыч­но крат­кое «а», ре­же крат­кое «o»). Сло­ги с др. глас­ны­ми об­ра­зу­ют­ся пу­тём стан­дарт­ной мо­ди­фи­кации ба­зо­во­го зна­ка или до­бав­ле­ни­ем спец. зна­ков сле­ва, спра­ва, свер­ху или сни­зу. От­сут­ст­вие глас­но­го в кон­це сло­ва обо­зна­ча­ет­ся под­строч­ным зна­ком ви­ра­ма. Со­че­та­ния со­глас­ных ча­ще обо­зна­ча­ют­ся ли­га­ту­ра­ми, вклю­чаю­щи­ми ха­рак­тер­ные эле­мен­ты вхо­дя­щих в них зна­ков.

Письменности индийского происхождения в Юго-Восточной Азии

Совр. юго­во­сточ­но-ази­ат­ские ал­фа­ви­ты инд. про­ис­хож­де­ния от­ли­ча­ет от соб­ст­вен­но ин­дий­ских стрем­ле­ние уни­фи­ци­ро­вать за­пись со­глас­ных и глас­ных фо­нем на чи­сто гра­фич. ос­но­ве.

Ран­нее пись­мо всей Юго-Вост. Азии ха­рак­те­ри­зу­ет­ся оп­ре­де­лён­ным еди­но­об­ра­зи­ем. Пер­вый за­пи­сан­ный им про­ст­ран­ный текст – над­пись Вокань (рай­он Ня­чан­га, ны­не Юж. Вьет­нам; 3 в.) – бли­зок по фор­ме зна­ков к юж.-инд. над­пи­сям ди­на­стии Ик­шва­ков. Юго­во­сточ­но-ази­ат­ская эпи­гра­фи­ка 4 – нач. 7 вв. вы­пол­не­на т. н. пись­мом ран­нее пал­ла­ва (по сход­ст­ву с юж.-инд. пал­ла­ва – ва­ри­ан­том грант­ха). С сер. 7 в. до сер. (на Яве) или кон. 8 в. су­ще­ст­во­ва­ло т. н. позд­нее пал­ла­ва, от­ли­чавшее­ся преж­де все­го урав­не­ни­ем вы­со­ты ак­шар. В буд­дий­ских тек­стах и ле­ген­дах на мо­не­тах ис­поль­зо­ва­лось т. н. ран­нее на­га­ри (сид­дха­мат­ри­ка), не по­вли­яв­шее на совр. ал­фа­ви­ты.

С сер. 8 в. во­зни­ка­ют соб­ст­вен­но юго­во­сточ­но-ази­ат­ские мо­ди­фи­ка­ции брах­ми, не имею­щие пря­мых инд. про­то­ти­пов [пер­вый па­мят­ник – над­пись Плум­пун­ган (Хам­пран) с Центр. Явы; 750]. Вво­дят­ся но­вые ди­ак­ри­ти­че­ские зна­ки, фор­ми­ру­ют­ся со­хра­няю­щие­ся в даль­ней­шем осо­бен­но­сти гра­фи­ки (до­пол­ни­тель­ный верх­ний эле­мент ря­да кхмер­ских ак­шар и т. п.), но прин­цип за­пи­си про­дол­жа­ет со­от­вет­ст­во­вать санскр. фо­не­ти­ке.

Ста­нов­ле­ние ха­рак­тер­ных для совр. язы­ков си­стем пись­ма от­но­сит­ся к по­зд­не­му Сред­не­ве­ко­вью. Так, на Яве не позд­нее 15 в. офор­мля­ет­ся за­пись глас­ных ини­ци­а­лей по ана­ло­гии с со­глас­ны­ми по­сред­ст­вом не­мой ак­ша­ры ha-. Эта тен­ден­ция окон­ча­тель­но реа­ли­зо­ва­на в бу­гий­ско-ма­ка­сар­ском пись­ме и пись­мен­но­стях не­ко­то­рых тай­ских язы­ков, где са­мо­сто­ят. зна­ков для глас­ных нет, а от­сут­ст­вие со­глас­но­го в на­ча­ле сло­га обо­зна­ча­ет­ся осо­бой гра­фе­мой (гра­фе­ма­ми), не имею­щей са­мо­сто­ят. чте­ния и слу­жа­щей «опо­рой» при­су­ще­го глас­но­го или ди­ак­ри­тич. зна­ка.

В кхмер­ском язы­ке и боль­шин­ст­ве тай­ских язы­ков со­хра­не­ние на пись­ме раз­ли­чия меж­ду глу­хи­ми и звон­ки­ми смыч­ны­ми од­но­го про­ис­хож­де­ния, в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев ис­чез­нув­ше­го в про­из­но­ше­нии, при­ве­ло к соз­да­нию двух «се­рий» – пер­вой (эти­мо­ло­ги­че­ски глу­хие) и вто­рой (эти­мо­ло­ги­че­ски звон­кие); эта си­сте­ма бы­ла ис­поль­зо­ва­на для за­пи­си бо­лее бо­га­то­го, чем в санс­кри­те, во­ка­лиз­ма или то­нов. Так, в кхмер­ском у омофо­нов различных се­рий – раз­ные при­су­щие глас­ные, а ди­ак­ри­ти­ки, как пра­ви­ло, чи­та­ют­ся по-раз­но­му в за­ви­си­мо­сти от се­рии. В не­ко­то­рых язы­ках «се­рий­ный» прин­цип от­ры­ва­ет­ся от эти­мо­ло­гии: в ла­ос­ском язы­ке име­ет­ся три се­рии, а в язы­ке лы все гра­фе­мы по­сле ре­фор­мы пись­мен­но­сти по­лу­чи­ли 2 на­пи­са­ния для двух се­рий.

Инд. си­сте­ма с ис­поль­зо­ва­ни­ем зна­ков глас­ных со­хра­ня­ет­ся в пол­ном объ­ё­ме в чам­ском яз. (см. Чамские языки), а в не­ко­то­рых др. совр. язы­ках (кхмер­ском, яван­ском язы­ке и др.) упо­треб­ля­ет­ся для за­пи­си санс­крит­ских, па­лий­ских и соб­ст­вен­ных древ­них тек­стов.

Лит.: Dani A. H. Indian palaeography. Oxf., 1963; Ис­т­рин В. А. Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие пись­ма. М., 1965; Falk H. Schrift im alten In­dien: Ein Forschungsbericht mit Anmer­kun­gen. Tüb., 1993; The World’s writing systems / Ed. by P. T. Daniels, W. Bright. N. Y.; Oxf., 1996; Фрид­рих И. Ис­то­рия пись­ма. 2-е изд. М., 2001; Ди­рин­гер Д. Ал­фа­вит. 2-е изд. М., 2004; Rogers H. Writing systems: a linguistic approach. Oxf., 2005.

Лит.: Cœdès G. History of the Thai writing. Bangkok, [1925]; Francisco J. R. Philippine palaeography. Manila, 1973; Casparis J. G. de. Indonesian palaeography. Leiden, 1978.

Вернуться к началу