ИНДИ́ЙСКОЕ ПИСЬМО́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНДИ́ЙСКОЕ ПИСЬМО́, группа письменностей Южной и Юго-Вост. Азии (а ранее и Центр. Азии), происходящих от письма брахми.
С 3 в. до н. э. в Индии использовались 2 системы письма – кхароштхи и брахми. Кхароштхи происходит от арамейского письма и использовалось на северо-западе Индии до 3 в. н. э. и в Центр. Азии вплоть до 7 в., после чего было вытеснено брахми.
Точное происхождение брахми неизвестно. Предполагается, что оно создано специально для эдиктов царя Ашоки или аналогичных надписей на основе использованной в кхароштхи консонантно-слоговой системы (и потому отчасти связано с арамейским письмом). Никакой связи брахми с письмом на печатях 3–2-го тыс. до н. э. из Мохенджо-Даро, Хараппы и др., обнаруженных в долине Инда, не прослеживается. Все остальные инд. письменности происходят от брахми; направление письма обычно слева направо.
В развитии брахми выделяются 3 периода. Раннее брахми (3–1 вв. до н. э.) было относительно унифицированным на всей территории Индии. В средний период (1–3 вв. н. э.) различия между северными и южными разновидностями брахми увеличиваются. В это время на севере Индии последовательно сменялись стили маурья, шунга, кушанский, кшатрапский. На юге Индии известны такие разновидности, как калинга (просуществовала до 6 в.), тамильское брахми, бхаттипролу (на территории совр. штата Андхра-Прадеш).
Для периода позднего брахми (4–7 вв.) принято говорить уже об отд. видах письма. На севере Индии – это гуптское письмо (4–6 вв.), в Центр. Азии – наклонное брахми (центральноазиатское брахми), известное как минимум в трёх разновидностях – тохарской, сакской и уйгурской. На юге Индии сложилось несколько новых разновидностей брахми, характеризующихся округлостью очертаний букв и вытеснивших более ранние варианты: кадамба, развившееся в чалукья, а затем лёгшее в основу староканнадского письма, из которого развились совр. письменности телугу и каннада; паллава, ставшее осн. источником огромного числа письменностей Юго-Вост. Азии; грантха, из которого в нач. 1-го тыс. н. э. выделилось тамильское письмо со скорописным вариантом ватежутту, а в 14 в. малаяламское письмо; сингальское, ранние формы которого близки к сев.-инд. письменностям, а поздние возникли на основе южноиндийских.
С сер. 6 в. доминирующим письмом на севере Индии стало сиддхаматрика (сиддхамское, кутила), в 7–8 вв. из него развились тибетское письмо, шарада (на северо-западе Индии) и нагари (в центре и на востоке). На основе тибетского позднее сложились квадратное монг. письмо (см. Монгольское письмо) и неск. письменностей для малых гималайских языков: лимбу, лепча и др. Из шарада развились письменности ланда, гурмукхи, синдхи, такри и кашмири, которые были широко распространены в Пенджабе, Кашмире, Синде и соседних районах, но в 19 в. были сильно потеснены арабицей и деванагари, сохранившись в Пенджабе (гурмукхи, введённое сикхами в 16 в.) и для нескольких малых языков на северо-западе Индии (штаты Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш). Из нагари развилось неск. видов письма: ардханагари, нандинагари, неварское [ранджана; с 11 в. и поныне в Непале (см. Неварский язык); послужило также основой для монг. письма соёмбо], деванагари и вост. нагари (из которого развились бенгальское, ассамское письмо, ория и некоторые др. письменности на востоке Индии). На основе деванагари сложилось неск. скорописных форм (махаджани в Раджастхане, моди в Махараштре, кайтхи в Бихаре, гуджарати), сосуществовавших и впоследствии почти вытесненных им (кроме гуджарати). Само деванагари в течение 20 в. широко распространилось по всей Сев. Индии и Непалу, применяясь для хинди, санскрита, маратхи, непальского языка и мн. других.
Инд. письменности – консонантно-слоговые (абугиды; см. Письмо). Их базовая структура изначально построена на основе ср.-инд. фонологич. систем, для которых характерно отсутствие закрытых слогов (см. Пракриты). Каждый знак (акшара) обозначает либо отдельный гласный, либо «согласный + базовый гласный» (обычно краткое «а», реже краткое «o»). Слоги с др. гласными образуются путём стандартной модификации базового знака или добавлением спец. знаков слева, справа, сверху или снизу. Отсутствие гласного в конце слова обозначается подстрочным знаком вирама. Сочетания согласных чаще обозначаются лигатурами, включающими характерные элементы входящих в них знаков.
Письменности индийского происхождения в Юго-Восточной Азии
Совр. юговосточно-азиатские алфавиты инд. происхождения отличает от собственно индийских стремление унифицировать запись согласных и гласных фонем на чисто графич. основе.
Раннее письмо всей Юго-Вост. Азии характеризуется определённым единообразием. Первый записанный им пространный текст – надпись Вокань (район Нячанга, ныне Юж. Вьетнам; 3 в.) – близок по форме знаков к юж.-инд. надписям династии Икшваков. Юговосточно-азиатская эпиграфика 4 – нач. 7 вв. выполнена т. н. письмом раннее паллава (по сходству с юж.-инд. паллава – вариантом грантха). С сер. 7 в. до сер. (на Яве) или кон. 8 в. существовало т. н. позднее паллава, отличавшееся прежде всего уравнением высоты акшар. В буддийских текстах и легендах на монетах использовалось т. н. раннее нагари (сиддхаматрика), не повлиявшее на совр. алфавиты.
С сер. 8 в. возникают собственно юговосточно-азиатские модификации брахми, не имеющие прямых инд. прототипов [первый памятник – надпись Плумпунган (Хампран) с Центр. Явы; 750]. Вводятся новые диакритические знаки, формируются сохраняющиеся в дальнейшем особенности графики (дополнительный верхний элемент ряда кхмерских акшар и т. п.), но принцип записи продолжает соответствовать санскр. фонетике.
Становление характерных для совр. языков систем письма относится к позднему Средневековью. Так, на Яве не позднее 15 в. оформляется запись гласных инициалей по аналогии с согласными посредством немой акшары ha-. Эта тенденция окончательно реализована в бугийско-макасарском письме и письменностях некоторых тайских языков, где самостоят. знаков для гласных нет, а отсутствие согласного в начале слога обозначается особой графемой (графемами), не имеющей самостоят. чтения и служащей «опорой» присущего гласного или диакритич. знака.
В кхмерском языке и большинстве тайских языков сохранение на письме различия между глухими и звонкими смычными одного происхождения, в большинстве случаев исчезнувшего в произношении, привело к созданию двух «серий» – первой (этимологически глухие) и второй (этимологически звонкие); эта система была использована для записи более богатого, чем в санскрите, вокализма или тонов. Так, в кхмерском у омофонов различных серий – разные присущие гласные, а диакритики, как правило, читаются по-разному в зависимости от серии. В некоторых языках «серийный» принцип отрывается от этимологии: в лаосском языке имеется три серии, а в языке лы все графемы после реформы письменности получили 2 написания для двух серий.
Инд. система с использованием знаков гласных сохраняется в полном объёме в чамском яз. (см. Чамские языки), а в некоторых др. совр. языках (кхмерском, яванском языке и др.) употребляется для записи санскритских, палийских и собственных древних текстов.