Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АШО́КА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 594-595

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Вигасин

АШО́КА, наи­бо­лее из­вест­ный др.-инд. пра­ви­тель (264–227 до н. э.) из ди­на­стии Ма­у­рья, объ­еди­нив­ший под сво­ей вла­стью в хо­де меж­до­усоб­ной борь­бы и мно­го­числ. за­вое­ва­тель­ных по­хо­дов поч­ти всю тер­ри­то­рию Юж. Азии. По об­раз­цу Ахе­ме­ни­дов и эл­ли­ни­стич. пра­ви­те­лей при­ка­зал вы­сечь на ска­лах и ка­мен­ных ко­лон­нах над­пи­си (т. н. эдик­ты) на ср.-инд. язы­ках, а так­же на греч. и ара­мей­ском. Над­пи­си А. яв­ля­ют­ся древ­ней­ши­ми об­раз­ца­ми инд. пись­мен­но­сти, наи­бо­лее об­шир­ным ком­плек­сом эпи­гра­фич. ис­точ­ни­ков Древ­ней Ин­дии. Осн. их со­дер­жа­ние – про­по­ведь дхар­мы, близ­кой буд­дий­ской мо­ра­ли (ахим­са – не­при­чи­не­ние вре­да жи­вым су­ще­ст­вам, по­чи­та­ние стар­ших, долж­ное от­но­ше­ние к род­ным и близ­ким, ми­ло­сти­вое от­но­ше­ние к ра­бам и слу­гам и т. д.). А. вы­сту­па­ет как «царь дхар­мы», осу­ще­ст­в­ляю­щий с её по­мо­щью за­вое­ва­ние Все­лен­ной (в этой свя­зи упо­ми­на­ют­ся от­прав­лен­ные им мис­сии к эл­ли­нистич. мо­нар­хам – от Си­рии до Бал­кан и Сев. Аф­ри­ки). Об­ра­ща­ясь к буд­дий­ским мо­на­хам, А. пе­ре­чис­ля­ет ре­ко­мен­дуе­мые им для чте­ния ка­но­нич. тек­сты. Ис­то­рич. тра­ди­ция со­об­ща­ет о со­зы­ве при А. буд­дий­ско­го со­бо­ра, строи­тель­ст­ве мно­го­числ. ступ и рас­про­стра­не­нии буд­диз­ма на Лан­ке. В ле­ген­дах А. пред­став­лен в ка­че­ст­ве иде­аль­но­го ца­ря, ко­то­рый всю Зем­лю жерт­ву­ет буд­дий­ской об­щи­не – санг­хе. Льви­ная ка­пи­тель од­ной из ко­лонн А. яв­ля­ет­ся гер­бом Рес­пуб­ли­ки Ин­дия.

Вернуться к началу