ИНДОАРИ́ЙСКИЕ ЯЗЫКИ́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНДОАРИ́ЙСКИЕ ЯЗЫКИ́ (индийские языки), группа генетически родственных языков, восходящих к древнеиндийскому языку, которая входит в индоиранские языки. Распространены в Сев. и Центр. Индии (хинди, урду, бенгальский язык, панджаби, маратхи, гуджарати, ория, ассамский язык, синдхи и др.), Пакистане (урду, панджаби, синдхи), Бангладеш (бенгальский яз.), Шри-Ланке (сингальский язык), Мальдивской Республике (мальдивский язык), Непале (непальский язык); за пределами этого региона – цыганские языки и парья (Таджикистан); см. Индоарийские народы. Общее число говорящих ок. 1 млрд. чел. (нач. 21 в., оценка).
Древнейший период развития И. я. представлен ведийским языком (языком культа, функционировавшим предположительно с 12 в. до н. э.) и санскритом в нескольких его лит. разновидностях [эпический (3–2 вв. до н. э.), эпиграфический (первые века н. э.), классический санскрит (расцвет в 4–5 вв.)]. Отд. индоарийские слова, принадлежащие диалекту, отличному от ведийского (имена богов, царей, коневодческие термины), засвидетельствованы начиная с 15 в. до н. э. в т. н. митаннийском арийском в документах из Передней Азии.
Для др.-инд. состояния на фонетико-фонологич. уровне характерно наличие классов смычных шумных придыхательных и церебральных фонем (сохранившихся с некоторыми изменениями вплоть до совр. состояния), фонологич. противопоставление простых гласных по долготе-краткости в слогах любого типа, допустимость согласного исхода слова наряду с гласным, наличие многочисл. сочетаний согласных, особенно сложных, в середине слова. В основе др.-инд. морфологии лежит система качественных чередований гласного в корне и в суффиксе. Языку свойствен развитый синтетич. строй (см. Синтетизм в языкознании). Грамматич. значения передаются сочетанием многочисл. типов основ имени и глагола с той или иной серией окончаний. Имя имеет 8 падежей, 3 числа, глагол – 3 лица, 3 числа, 6–7 времён, 4–6 наклонений, 3 залога. Парадигма глагола представлена многими десятками личных флективных форм. В словообразовании продуктивны префиксация и суффиксация, причём ряд суффиксов требует определённой ступени чередования корневого гласного. В синтаксисе при преимущественном конечном положении глагольного сказуемого и препозитивности определения порядок слов свободный.
Среднеиндийский период развития И. я. представлен многочисл. языками и диалектами, бывшими в употреблении в устной, а затем и в письм. форме к сер. 1-го тыс. до н. э. Из них наиболее архаичен пали (язык буддийского канона), за которым следуют пракриты (более архаичны пракриты надписей Ашоки) и апабхранша (диалекты, сложившиеся к сер. 1-го тыс. н. э. в результате развития пракритов и являющиеся переходным звеном к новоиндийским языкам). Для ср.-инд. состояния по сравнению с др.-индийским на фонетико-фонологич. уровне характерны резкие ограничения на сочетания согласных, отсутствие согласного исхода слова, изменение интервокальных смычных, появление назализованных гласных фонем, усиление ритмич. закономерностей в слове (гласные противопоставляются по долготекраткости только в открытых слогах). В результате этих фонетич. изменений утрачивается ясность морфемной структуры слова, исчезает система качественных морфонологич. чередований гласных и ослабевает различит. сила флексии. В морфологии проявляются тенденции к унификации типов склонения, к смешению именного и местоименного склонения, к сильному упрощению падежной парадигмы и развитию системы послелогообразных служебных слов (см. Послелог), к исчезновению целого ряда глагольных категорий и сужению сферы употребления личных форм (начиная с пракритов в функции личных форм глагола в прош. вр. употребляются только причастия). В синтаксисе появляется ряд дополнит. ограничений, приведших к большей стандартизации структуры предложения.
Новоиндийский период в развитии И. я. начинается после 10 в. Представлен приблизительно 30 крупными языками и большим количеством диалектов, иногда весьма отличающихся друг от друга. Не существует общепринятой классификации новоиндийских языков. Первые попытки были предприняты в 1880-х гг. англ. лингвистом А. Ф. Р. Хёрнле. Наиболее известными были классификации Дж. А. Грирсона (Великобритания, Ирландия; 1920-е гг., переработана в 1931) и С. К. Чаттерджи (1926). В основе классификации Грирсона, впоследствии отвергнутой большинством учёных, лежит различение «внешних» (периферийных) языков и «внутренних» (которые должны были соответствовать ранней и поздней волнам миграции в Индию ариев, шедших с северо-запада). Позднее свои варианты классификации предложили Р. Л. Тёрнер (Великобритания; 1960), С. М. Катре (Индия; 1965), Нигам (Индия; 1972), Дж. Кардона (США; 1974). Общепризнанным можно считать разделение И. я. на островные (сингальский и мальдивский языки) и материковые. Последние обычно делят на группы: центральную (зап. хинди, урду; в разных классификациях может также включать вост. панджаби, вост. хинди, бихари, все языки зап. и сев. групп), северо-западную [вост. панджаби, зап. панджаби, или лахнда (ланда, сирайки, хиндко, кхетрани), догри, зап. пахари, годжри (гуджари), думаки, синдхи], северную [центр. пахари (кумауни и гархвали), непальский язык (вост. пахари)], восточную [ассамский яз., бенгальский яз., раджбанси, бишнуприя, ория, халби, бихари (майтхили, магахи, бходжпури, садри, ангика), тхару, вост. хинди], западную (гуджарати, бхили, кхандеши, ахирани, паври, савраштра, раджастхани, ламбади), юго-западную (маратхи, конкани). На периферии находятся язык парья и цыганские языки (европейско-цыганский, боша, домари), близкие к языкам центр. группы.
Совр. И. я. объединяет ряд общих особенностей, которые в известной степени объясняются дальнейшим развитием тенденций, свойственных пракритам, и наличием межъязыковых контактов, приводящих к образованию разл. языковых союзов. Фонологич. системы этих языков насчитывают от 30 до 50 и более фонем (число фонем постепенно уменьшается в языковых ареалах с северо-запада на юго-восток). В целом для общеиндийской фонологич. модели характерно наличие согласных придыхательного и церебрального рядов. Наиболее распространённая модель консонантизма включает 5 рядов согласных: k–g, kh–gh; с–j, ch–jh; ṭ–ḍ, ṭh–ḍh; t–d, th–dh; p–b, ph–bh (хинди, ория, бенгальский яз., непальский яз., маратхи и синдхи; в последних двух языках общая модель представлена в расширенном виде: в маратхи за счёт аффрикат, в синдхи за счёт имплозивных). В панджаби это не четырёх-, а трёхчленное противопоставление (k–g–kh и т. д., как в дардских языках), в сингальском и мальдивском – двоичное (k–g и т. д., как в тамильском языке), в ассамском модель та же, четырёхчленная, но нет квадратов церебральных и палатальных. Оппозиция придыхательности у звонких согласных в ряде совр. И. я. трактуется как проявляющаяся на грани сегментной и просодической (см. Просодические средства языка); в панджаби, лахнда, диалектах зап. пахари и вост. бенгали это просодич. оппозиция тонов. В большинстве языков (кроме маратхи, сингальского и мальдивского) для гласных фонологична оппозиция назальности, противопоставление по долготе-краткости не фонологично (кроме сингальского и мальдивского). Для совр. И. я. в целом характерно отсутствие начального сочетания согласных фонем.
В области морфологии совр. И. я. представляют разные стадии последоват. процессов: утрата старой флексии – выработка аналитич. форм (см. Аналитизм в языкознании) – создание на их базе новой агглютинативной флексии (см. Агглютинация в лингвистике) или новой синтетич. флексии, выражающей меньший круг значений, чем старая флексия. На основании типологич. изучения морфологич. строя совр. И. я. Г. А. Зограф делит их на 2 типа: «западный» и «восточный». В языках «западного» типа грамматич. значения передаются флективными и аналитич. показателями, причём вторые наращиваются на первые, образуя двухъ- и трёхъярусные системы формантов (у имён – косвенная основа + послелоги, первичные и производные; у глагола – сочетание причастий или отглагольных имён со вспомогат. глаголами, первичными и вторичными). В языках «восточного» типа эти значения передаются преим. агглютинативными показателями, на которые могут наращиваться аналитические, напр., у имён – основа (= прямому падежу) + [аффикс определённости или множественности] + аффикс падежа + [послелог]; у глаголов – основа (= корню) + аффикс времени + аффикс лица. В «западных» языках есть грамматич. категория рода, включающая обычно 2 рода, реже – 3 (маратхи, гуджарати), в «восточных» такой категории нет. В «западных» языках прилагательные делятся на 2 подкласса: изменяемые и неизменяемые, в «восточных» они всегда неизменяемы.
В синтаксисе для совр. И. я. характерно фиксированное положение глагола (в конце предложения) и связанных с ним слов, широкое распространение служебных слов (в языках «западного» типа – послелоги, «восточного» – особые частицы). Для «западного» типа характерно развитие эргативной или разных вариантов эргативообразной конструкции (см. Эргативный строй); «восточному» типу они не свойственны.
В лексике совр. И. я. принято различать слова тадбхава (букв. – «происходящий от него», т. е. от санскрита) – осн. ядро исконных, незаимствованных слов, прошедших через пракриты к совр. состоянию; татсама (букв. – «подобный ему», т. е. санскриту) – заимствования из санскрита; дешья (букв. – «местный») – слова, не имеющие санскритского источника, диалектизмы др.-инд. периода, заимствования из неарийских языков Индии. Среди внешних заимствований выделяются арабские, персидские, английские и др.
В разных местах ареала совр. И. я. на общую модель накладываются местные особенности. Отчётливо противопоставляются на всех уровнях вост.-инд. языки и более раздробленная группа языков, условно называемая западноиндийской. Черты языкового союза объединяют некоторые И. я. с дравидийскими языками: сингальский с тамильским языком, маратхи с каннада. Синдхи, панджаби, пахари обнаруживают ряд общих черт с др. языками «гималайского» языкового союза, в частности с дардскими языками и тибетскими языками.
И. я. пользуются многочисл. алфавитами, исторически восходящими к брахми (деванагари, гурмукхи и др.; см. Индийское письмо). Некоторые языки Сев. и Сев.-Зап. Индии используют арабо-перс. графику (урду, синдхи, лахнда). Об изучении И. я. см. в ст. Индология.