Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНДОАРИ́ЙСКИЕ ЯЗЫКИ́

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 302

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Я. Елизаренкова

ИНДОАРИ́ЙСКИЕ ЯЗЫКИ́ (ин­дий­ские язы­ки), груп­па ге­не­ти­чес­ки род­ст­вен­ных язы­ков, вос­хо­дя­щих к древ­не­ин­дий­ско­му язы­ку, ко­то­рая вхо­дит в ин­до­иран­ские язы­ки. Рас­про­стра­не­ны в Сев. и Центр. Ин­дии (хин­ди, ур­ду, бен­галь­ский язык, панд­жа­би, ма­рат­хи, гуд­жа­ра­ти, ория, ас­сам­ский язык, синд­хи и др.), Па­ки­ста­не (ур­ду, панд­жа­би, синд­хи), Банг­ла­деш (бен­галь­ский яз.), Шри-Лан­ке (син­галь­ский язык), Маль­див­ской Рес­пуб­ли­ке (маль­див­ский язык), Не­па­ле (не­паль­ский язык); за пре­де­ла­ми это­го ре­гио­на – цы­ган­ские язы­ки и па­рья (Тад­жи­ки­стан); см. Ин­доа­рий­ские на­ро­ды. Об­щее чис­ло го­во­ря­щих ок. 1 млрд. чел. (нач. 21 в., оцен­ка).

Древ­ней­ший пе­ри­од раз­ви­тия И. я. пред­став­лен ве­дий­ским язы­ком (язы­ком куль­та, функ­цио­ни­ро­вав­шим пред­по­ло­жи­тель­но с 12 в. до н. э.) и сан­ск­ри­том в не­сколь­ких его лит. раз­но­вид­но­стях [эпи­чес­кий (3–2 вв. до н. э.), эпи­гра­фи­че­ский (пер­вые ве­ка н. э.), клас­си­че­ский сан­ск­рит (рас­цвет в 4–5 вв.)]. Отд. ин­доа­рий­ские сло­ва, при­над­ле­жа­щие диа­лек­ту, от­лич­но­му от ве­дий­ско­го (име­на бо­гов, ца­рей, ко­не­вод­че­ские тер­ми­ны), за­сви­де­тель­ст­во­ва­ны на­чи­ная с 15 в. до н. э. в т. н. ми­тан­ний­ском арий­ском в до­ку­мен­тах из Пе­ред­ней Азии.

Для др.-инд. со­стоя­ния на фо­не­ти­ко-фо­но­ло­гич. уров­не ха­рак­тер­но на­ли­чие клас­сов смыч­ных шум­ных при­ды­ха­тель­ных и це­реб­раль­ных фо­нем (со­хра­нив­ших­ся с не­ко­то­ры­ми из­ме­не­ния­ми вплоть до совр. со­стоя­ния), фо­но­ло­гич. про­ти­во­пос­тав­ле­ние про­стых глас­ных по дол­го­те-крат­ко­сти в сло­гах лю­бо­го ти­па, до­пус­ти­мость со­глас­но­го ис­хо­да сло­ва на­ря­ду с глас­ным, на­ли­чие мно­го­числ. со­че­та­ний со­глас­ных, осо­бен­но слож­ных, в се­ре­ди­не сло­ва. В ос­но­ве др.-инд. мор­фо­ло­гии ле­жит сис­те­ма ка­че­ст­вен­ных че­ре­до­ва­ний глас­но­го в кор­не и в суф­фик­се. Язы­ку свой­ст­вен раз­ви­тый син­те­тич. строй (см. Син­те­тизм в язы­ко­зна­нии). Грам­ма­тич. зна­че­ния пе­ре­да­ют­ся со­че­та­ни­ем мно­го­числ. ти­пов ос­нов име­ни и гла­го­ла с той или иной се­ри­ей окон­ча­ний. Имя име­ет 8 па­де­жей, 3 чис­ла, гла­гол – 3 ли­ца, 3 чис­ла, 6–7 вре­мён, 4–6 на­кло­не­ний, 3 за­ло­га. Па­ра­диг­ма гла­го­ла пред­став­ле­на мно­ги­ми де­сят­ка­ми лич­ных флек­тив­ных форм. В сло­во­об­ра­зо­ва­нии про­дук­тив­ны пре­фик­са­ция и суф­фик­са­ция, при­чём ряд суф­фик­сов тре­бу­ет оп­ре­де­лён­ной сту­пе­ни че­ре­до­ва­ния кор­не­во­го глас­но­го. В син­так­си­се при пре­иму­ще­ст­вен­ном ко­неч­ном по­ло­же­нии гла­голь­но­го ска­зуе­мо­го и пре­по­зи­тив­но­сти оп­ре­де­ле­ния по­ря­док слов сво­бод­ный.

Сред­не­ин­дий­ский пе­ри­од раз­ви­тия И. я. пред­став­лен мно­го­числ. язы­ка­ми и диа­лек­та­ми, быв­ши­ми в упот­реб­ле­нии в уст­ной, а за­тем и в письм. фор­ме к сер. 1-го тыс. до н. э. Из них наи­бо­лее ар­хаи­чен па­ли (язык буд­дий­ско­го ка­но­на), за ко­то­рым сле­ду­ют прак­ри­ты (бо­лее ар­ха­ич­ны прак­ри­ты над­пи­сей Ашо­ки) и апа­бхран­ша (диа­лек­ты, сло­жив­шие­ся к сер. 1-го тыс. н. э. в ре­зуль­та­те раз­ви­тия пра­к­ри­тов и яв­ляю­щие­ся пе­ре­ход­ным зве­ном к но­во­ин­дий­ским язы­кам). Для ср.-инд. со­стоя­ния по срав­не­нию с др.-ин­дий­ским на фо­не­ти­ко-фо­но­ло­гич. уров­не ха­рак­тер­ны рез­кие ог­ра­ни­че­ния на со­че­та­ния со­глас­ных, от­сут­ст­вие со­глас­но­го ис­хо­да сло­ва, из­ме­не­ние ин­тер­во­каль­ных смыч­ных, по­яв­ле­ние на­за­ли­зо­ван­ных глас­ных фо­нем, уси­ле­ние рит­мич. за­ко­но­мер­но­стей в сло­ве (глас­ные про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся по дол­го­текрат­ко­сти толь­ко в от­кры­тых сло­гах). В ре­зуль­та­те этих фо­не­тич. из­ме­не­ний ут­ра­чи­ва­ет­ся яс­ность мор­фем­ной струк­ту­ры сло­ва, ис­че­за­ет сис­те­ма ка­че­ст­вен­ных мор­фо­но­ло­гич. че­ре­до­ва­ний глас­ных и ос­ла­бе­ва­ет раз­ли­чит. си­ла флек­сии. В мор­фо­ло­гии про­яв­ля­ют­ся тен­ден­ции к уни­фи­ка­ции ти­пов скло­не­ния, к сме­ше­нию имен­но­го и ме­сто­имен­но­го скло­не­ния, к силь­но­му уп­ро­ще­нию па­деж­ной па­ра­диг­мы и раз­ви­тию сис­те­мы по­сле­ло­го­об­раз­ных слу­жеб­ных слов (см. По­сле­лог), к ис­чез­но­ве­нию це­ло­го ря­да гла­голь­ных ка­те­го­рий и су­же­нию сфе­ры упот­реб­ле­ния лич­ных форм (на­чи­ная с прак­ри­тов в функ­ции лич­ных форм гла­го­ла в прош. вр. упот­реб­ля­ют­ся толь­ко при­час­тия). В син­так­си­се по­яв­ля­ет­ся ряд до­пол­нит. ог­ра­ни­че­ний, при­вед­ших к боль­шей стан­дар­ти­за­ции струк­ту­ры пред­ло­же­ния.

Но­во­ин­дий­ский пе­ри­од в раз­ви­тии И. я. на­чи­на­ет­ся по­сле 10 в. Пред­став­лен при­бли­зи­тель­но 30 круп­ны­ми язы­ка­ми и боль­шим ко­ли­че­ст­вом диа­лек­тов, ино­гда весь­ма от­ли­чаю­щих­ся друг от дру­га. Не су­щест­ву­ет об­ще­при­ня­той клас­си­фи­ка­ции но­во­ин­дий­ских язы­ков. Пер­вые по­пыт­ки бы­ли пред­при­ня­ты в 1880-х гг. англ. линг­ви­стом А. Ф. Р. Хёрн­ле. Наи­бо­лее из­вест­ны­ми бы­ли клас­си­фи­ка­ции Дж. А. Грир­со­на (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ир­лан­дия; 1920-е гг., пе­ре­ра­бо­та­на в 1931) и С. К. Чат­терд­жи (1926). В ос­но­ве клас­си­фи­ка­ции Грир­со­на, впо­след­ст­вии от­верг­ну­той боль­шин­ст­вом учёных, ле­жит раз­ли­че­ние «внеш­них» (пе­ри­фе­рий­ных) язы­ков и «внут­рен­них» (ко­то­рые дол­жны бы­ли со­от­вет­ст­во­вать ран­ней и позд­ней вол­нам ми­гра­ции в Ин­дию ари­ев, шед­ших с се­ве­ро-за­па­да). Позд­нее свои ва­ри­ан­ты клас­си­фи­ка­ции пред­ло­жи­ли Р. Л. Тёр­нер (Ве­ли­ко­бри­та­ния; 1960), С. М. Кат­ре (Ин­дия; 1965), Ни­гам (Ин­дия; 1972), Дж. Кар­до­на (США; 1974). Об­ще­при­знан­ным мож­но счи­тать раз­де­ле­ние И. я. на ост­ров­ные (син­галь­ский и маль­див­ский язы­ки) и ма­те­ри­ко­вые. Пос­лед­ние обыч­но де­лят на груп­пы: цент­раль­ную (зап. хин­ди, ур­ду; в раз­ных клас­си­фика­ци­ях мо­жет так­же вклю­чать вост. пан­д­жа­би, вост. хин­ди, би­ха­ри, все язы­ки зап. и сев. групп), се­ве­ро-за­пад­ную [вост. панд­жа­би, зап. панд­жа­би, или лахн­да (ланда, си­рай­ки, хинд­ко, кхе­тра­ни), дог­ри, зап. па­ха­ри, год­жри (гуд­жа­ри), ду­ма­ки, син­д­хи], се­вер­ную [центр. па­ха­ри (ку­мау­ни и гарх­ва­ли), не­паль­ский язык (вост. па­ха­ри)], во­сточ­ную [ас­сам­ский яз., бен­галь­ский яз., радж­бан­си, биш­нуп­рия, ория, хал­би, би­ха­ри (майт­хи­ли, ма­га­хи, бходж­пу­ри, сад­ри, ан­ги­ка), тха­ру, вост. хин­ди], за­пад­ную (гуд­жа­ра­ти, бхи­ли, кхан­де­ши, ахи­ра­ни, пав­ри, сав­раш­тра, рад­жа­стха­ни, лам­ба­ди), юго-за­пад­ную (ма­рат­хи, кон­ка­ни). На пе­ри­фе­рии на­хо­дят­ся язык па­рья и цы­ган­ские язы­ки (ев­ро­пей­ско-цы­ган­ский, бо­ша, до­ма­ри), близ­кие к язы­кам центр. груп­пы.

Совр. И. я. объ­е­ди­ня­ет ряд об­щих осо­бен­но­стей, ко­то­рые в из­вест­ной сте­пе­ни объ­яс­ня­ют­ся даль­ней­шим раз­ви­ти­ем тен­ден­ций, свой­ст­вен­ных прак­ри­там, и на­ли­чи­ем межъ­я­зы­ко­вых кон­так­тов, при­во­дя­щих к об­ра­зо­ва­нию разл. язы­ко­вых сою­зов. Фо­но­ло­гич. сис­те­мы этих язы­ков на­счи­ты­ва­ют от 30 до 50 и бо­лее фо­нем (чис­ло фо­нем по­сте­пен­но умень­ша­ет­ся в язы­ко­вых ареа­лах с се­ве­ро-за­па­да на юго-вос­ток). В це­лом для об­ще­ин­дий­ской фо­но­ло­гич. мо­де­ли ха­рак­тер­но на­ли­чие со­глас­ных при­ды­ха­тель­но­го и це­реб­раль­но­го ря­дов. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная мо­дель кон­со­нан­тиз­ма вклю­ча­ет 5 ря­дов со­глас­ных: k–g, kh–gh; с–j, ch–jh; ṭ–ḍ, ṭh–ḍh; t–d, th–dh; p–b, ph–bh (хин­ди, ория, бен­галь­ский яз., не­паль­ский яз., ма­рат­хи и синд­хи; в по­след­них двух язы­ках об­щая мо­дель пред­став­ле­на в расширенном ви­де: в ма­рат­хи за счёт аф­фри­кат, в синд­хи за счёт им­пло­зив­ных). В панд­жа­би это не че­ты­рёх-, а трёх­член­ное про­ти­во­пос­тав­ле­ние (k–g–kh и т. д., как в дард­ских язы­ках), в син­галь­ском и маль­див­ском – дво­ич­ное (k–g и т. д., как в та­миль­ском языке), в ас­сам­ском мо­дель та же, че­ты­рёх­член­ная, но нет квад­ра­тов це­реб­раль­ных и па­ла­таль­ных. Оп­по­зи­ция при­ды­ха­тель­но­сти у звон­ких со­глас­ных в ря­де совр. И. я. трак­ту­ет­ся как про­яв­ляю­щая­ся на гра­ни сег­мент­ной и про­со­ди­чес­кой (см. Про­со­ди­че­ские сред­ст­ва язы­ка); в пан­д­жа­би, лах­нда, диа­лек­тах зап. па­ха­ри и вост. бен­га­ли это про­со­дич. оп­по­зи­ция то­нов. В боль­шин­ст­ве язы­ков (кро­ме ма­рат­хи, син­галь­ско­го и маль­див­ско­го) для глас­ных фо­но­ло­гич­на оп­по­зи­ция на­заль­но­сти, про­ти­во­пос­тав­ле­ние по дол­го­те-крат­ко­сти не фо­но­ло­гич­но (кро­ме син­галь­ско­го и маль­див­ско­го). Для совр. И. я. в це­лом ха­рак­тер­но от­сут­ст­вие на­чаль­но­го со­че­та­ния со­глас­ных фо­нем.

В об­лас­ти мор­фо­ло­гии совр. И. я. пред­став­ля­ют раз­ные ста­дии по­сле­до­ват. про­цес­сов: ут­ра­та ста­рой флек­сии – вы­ра­бот­ка ана­ли­тич. форм (см. Ана­ли­тизм в язы­ко­зна­нии) – соз­да­ние на их ба­зе но­вой агг­лю­ти­на­тив­ной флек­сии (см. Аг­глю­ти­на­ция в лин­гвис­ти­ке) или но­вой син­те­тич. флек­сии, вы­ра­жаю­щей мень­ший круг зна­че­ний, чем ста­рая флек­сия. На ос­но­ва­нии ти­по­ло­гич. изу­че­ния мор­фо­ло­гич. строя совр. И. я. Г. А. Зо­граф де­лит их на 2 ти­па: «за­пад­ный» и «вос­точ­ный». В язы­ках «за­пад­но­го» ти­па грам­ма­тич. зна­че­ния пе­ре­да­ют­ся флек­тив­ны­ми и ана­ли­тич. по­ка­за­те­ля­ми, при­чём вто­рые на­ра­щи­ва­ют­ся на пер­вые, об­ра­зуя двухъ- и трёхъ­я­рус­ные сис­те­мы фор­ман­тов (у имён – кос­вен­ная ос­но­ва + по­сле­ло­ги, пер­вич­ные и про­из­вод­ные; у гла­го­ла – со­че­та­ние при­час­тий или от­гла­голь­ных имён со вспо­мо­гат. гла­го­ла­ми, пер­вич­ны­ми и вто­рич­ны­ми). В язы­ках «вос­точ­но­го» ти­па эти зна­че­ния пе­ре­да­ют­ся пре­им. агг­лю­ти­на­тив­ны­ми по­ка­за­те­ля­ми, на ко­то­рые мо­гут на­ра­щи­вать­ся ана­ли­ти­че­ские, напр., у имён – ос­но­ва (= пря­мо­му па­де­жу) + [аф­фикс оп­ре­де­лён­но­сти или мно­же­ст­вен­но­сти] + аф­фикс па­де­жа + [по­сле­лог]; у гла­го­лов – ос­но­ва (= кор­ню) + аф­фикс вре­ме­ни + аф­фикс ли­ца. В «за­пад­ных» язы­ках есть грам­ма­тич. ка­те­го­рия ро­да, вклю­чаю­щая обыч­но 2 ро­да, ре­же – 3 (ма­рат­хи, гуд­жа­ра­ти), в «вос­точ­ных» та­кой ка­те­го­рии нет. В «за­пад­ных» язы­ках при­ла­га­тель­ные де­лят­ся на 2 под­клас­са: из­ме­няе­мые и не­из­ме­няе­мые, в «вос­точ­ных» они все­гда не­из­ме­няе­мы.

В син­так­си­се для совр. И. я. ха­рак­тер­но фик­си­ро­ван­ное по­ло­же­ние гла­го­ла (в кон­це пред­ло­же­ния) и свя­зан­ных с ним слов, ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние слу­жеб­ных слов (в язы­ках «за­пад­но­го» ти­па – по­сле­ло­ги, «вос­точ­но­го» – осо­бые час­ти­цы). Для «за­пад­но­го» ти­па ха­рак­тер­но раз­ви­тие эр­га­тив­ной или раз­ных ва­ри­ан­тов эр­га­ти­во­об­раз­ной кон­ст­рук­ции (см. Эр­га­тив­ный строй); «вос­точ­но­му» ти­пу они не свой­ст­вен­ны.

В лек­си­ке совр. И. я. при­ня­то раз­ли­чать сло­ва тадб­ха­ва (букв. – «про­ис­хо­дя­щий от не­го», т. е. от сан­ск­ри­та) – осн. яд­ро ис­кон­ных, не­за­им­ст­во­ван­ных слов, про­шед­ших че­рез прак­ри­ты к совр. со­стоя­нию; тат­са­ма (букв. – «по­доб­ный ему», т. е. сан­ск­ри­ту) – за­им­ст­во­ва­ния из сан­ск­ри­та; де­шья (букв. – «ме­ст­ный») – сло­ва, не имею­щие сан­ск­рит­ско­го ис­точ­ни­ка, диа­лек­тиз­мы др.-инд. пе­рио­да, за­им­ст­во­ва­ния из не­арий­ских язы­ков Ин­дии. Сре­ди внеш­них за­им­ст­во­ва­ний вы­де­ля­ют­ся араб­ские, пер­сид­ские, анг­лий­ские и др.

В раз­ных мес­тах ареа­ла совр. И. я. на об­щую мо­дель на­кла­ды­ва­ют­ся ме­ст­ные осо­бен­но­сти. От­чёт­ли­во про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся на всех уров­нях вост.-инд. язы­ки и бо­лее раз­дроб­лен­ная груп­па язы­ков, ус­лов­но на­зы­вае­мая за­пад­но­ин­дий­ской. Чер­ты язы­ко­во­го сою­за объ­е­ди­ня­ют не­ко­то­рые И. я. с дра­ви­дий­ски­ми язы­ка­ми: син­галь­ский с та­миль­ским язы­ком, ма­рат­хи с кан­на­да. Синд­хи, панд­жа­би, па­ха­ри об­на­ру­жи­ва­ют ряд об­щих черт с др. язы­ка­ми «ги­ма­лай­ско­го» язы­ко­вого сою­за, в ча­ст­но­сти с дард­ски­ми язы­ка­ми и ти­бет­ски­ми язы­ка­ми.

И. я. поль­зу­ют­ся мно­го­числ. ал­фа­ви­та­ми, ис­то­ри­че­ски вос­хо­дя­щи­ми к брах­ми (де­вана­га­ри, гур­мук­хи и др.; см. Ин­дий­ское пись­мо). Не­ко­то­рые язы­ки Сев. и Сев.-Зап. Ин­дии ис­поль­зу­ют ара­бо-перс. гра­фи­ку (ур­ду, синд­хи, лах­нда). Об изу­че­нии И. я. см. в ст. Ин­до­ло­гия.

Лит.: Hoernle R. A comparative gram­mar of the Gaudian languages. L., 1880; Grier­son G. A. Linguistic survey of India. Calcutta, 1903–1928. Vol. 1–11; idem. On the modern Indo-Aryan vernaculars. [Bоmbay, 1933]; Turner R. L. Some problems of sound change of Indo-Aryan. Poona, 1960; Вloch J. Indo-Aryan from the Vedas to modern times. P., 1965; Katre S. M. Some problems of historical linguistics in Indo-Aryan. 2nd ed. Poona, 1965; Chatterji S. K. The origin and de­velopment of Bengali lan­guage. 2nd ed. L., 1970–1972. Pt. 1–3; Ели­за­рен­ко­ва Т. Я. Ис­сле­до­ва­ния по ди­а­хро­ни­че­ской фо­но­ло­гии ин­доа­рий­ских язы­ков. М., 1974; Зо­граф Г. А. Мор­фо­ло­ги­че­ский строй но­вых ин­доа­рий­ских язы­ков. М., 1976; он же. Язы­ки Юж­ной Азии. М., 1990; Язы­ки Азии и Аф­ри­ки. М., 1976. Т. 1; Чат­терд­жи С. К. Вве­де­ние в ин­доа­рий­ское язы­ко­зна­ние. М., 1977; Masica C. P. The Indo-Aryan lan­guages. Camb.; N. Y., 1991; The Indo-Aryan langua­ges / Ed. by D. Jain, G. Cardona. L., 2003; Язы­ки ми­ра: Ин­до­арий­ские язы­ки древ­не­го и сред­не­го пе­рио­дов. М., 2004.

Сло­ва­ри: Turner R. L. A comparative dictio­na­ry of the Indo-Aryan languages. 2nd ed. L., 1971–1985. Vol. 1–2.

Вернуться к началу