ИНДОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНДОЛО́ГИЯ (индианистика), комплекс науч. дисциплин, изучающих народы Индостана, их языки, культуру, историю, религии, литературу, искусство, а также политику и экономику совр. Республики Индия; часть востоковедения.
Интерес к Индии в Европе восходит к античности, но формирование И. как отдельного науч. направления началось в Новое время после проникновения европейцев на Восток, в т. ч. в Индию. Оно было подготовлено деятельностью христианских миссионеров, составивших первые словари и грамматики таких языков, как тамильский, малаялам, телугу, и описавших (во мн. случаях достаточно реалистично) обычаи и нравы индийцев. Превращение Брит. Ост-Индской компании в территориальную державу потребовало от её служащих изучения истории и социально-экономич. отношений в Индии, что способствовало появлению ряда выдающихся для своего времени индологич. трудов. Датой возникновения И. в совр. смысле слова можно считать 1784, когда под патронажем У. Хейстингса и по инициативе У. Джонса и Г. Колбрука было основано Азиат. об-во Бенгалии (с 1858 Королевское азиат. об-во Бенгалии, с 1947 вновь Азиат. об-во Бенгалии). Оно развернуло работу по изданию текстов и переводов важнейших памятников инд. словесности. Открытие родства санскрита и многих живых инд. языков с европ. языками способствовало дальнейшему повышению интереса в Европе к Индии.
Брит. И. 19 в. отличали два подхода: европоцентристский, резко критический в отношении индийцев, их культуры и ценности их истории (Дж. Милль), и уважительный, нередко апологетический (М. Элфинстон, Дж. Тод). Наибольшее число трудов по истории Индии в брит. И. этого периода посвящено истории завоевания Индии и колониальной политике. Внимание исследователей привлекал также могольский период инд. истории, интерес к которому объяснялся стремлением изучить и использовать в брит. интересах применявшиеся тогда методы управления Индией. Раннесредневековый период первоначально не исследовался, поскольку не сохранились хроники того времени. Огромная работа была проделана брит. историками по изучению традиц. социального строя Индии, прежде всего кастовой системы. Была создана подробная этнологич. карта Индии, введены в науч. оборот и переведены на европ. языки все гл. памятники религ.-филос. мысли, а также историч. и худож. произведения. На этой основе были подвергнуты тщательному анализу инд. религии. С сер. 19 в. развернулись археологич. работы и изучение эпиграфики, которые позволили в общих чертах воссоздать историю И. домусульманского периода. Во 2-й пол. 19 в. происходило становление буддологии как составной части И., началось изучение другого крупного религ. движения инд. древности – джайнизма, а также филос. систем, основанных на индуизме. Развитие зап.-европ. И. в 20 в. характеризуется неуклонным расширением исследований по традиц. направлениям и включением в сферу её интересов социально-политич. и экономич. проблем современности.
Инд. нац. историография развивалась со 2-й пол. 19 в. во многом под влиянием британской, и это влияние чувствуется до сих пор. Подъём нац.-освободит. движения в нач. 20 в. пробудил у индийцев живой интерес к своему прошлому, ещё более укрепившийся после завоевания Индией независимости (1947). Это способствовало перемещению центра индологич. исследований в саму Индию, где сложились ведущие науч. центры И. при университетах крупных инд. городов – Дели, Калькутты, Бомбея (Мумбаи), Мадраса (Ченнаи), Пуны и др.
В последние годы инд. учёные достигли больших успехов в изучении истории и культуры Индии. Сложились разл. направления нац. инд. И. Существенный вклад в её развитие внесли И. Хабиб, Р. Тхапар, Сатиш Чандра, Т. Райчаудхури, Бипан Чандра. Значит. внимание стало уделяться проведению конкретных социологич. и социолого-этнографич. исследований (работы М. Н. Шриниваса и его школы).
Важную роль в развитии И. играют периодич. науч. издания: «The Indian Economic and Social History Review» (c 1963), «The Indian Historical Review» (с 1974), «Studies in History» (c 1979) и др.
Со становлением инд. нац. историографии брит. И. утратила позиции мирового лидера, хотя крупные исследования по истории, социологии и антропологии Индии продолжают появляться в Великобритании (А. Л. Бэшем). Герм. индологи внесли значит. вклад в изучение языков народов Индостана. В последние годы ими был подготовлен также ряд ценных историч. трудов (Д. Ротермунд, Г. Кульке). В США серьёзный интерес к Индии возник только после 2-й мировой войны. Осн. внимание уделялось исследованиям в области антропологии и социологии (Б. С. Кон, М. Сингер), появился также ряд работ по истории Индии (Б. Стайн, Р. Э. Фрикенберг, Б. Э. Ф. Бэк, С. Талбот, С. Коэн). Широкому кругу индологич. проблем посвящены труды Т. Р. Траутманна. Серьёзные успехи в санскритологии и изучении истории Индии, особенно южной, достигнуты в Японии (Н. Карашима и др.).
В России основоположником индологич. исследований считается Г. С. Лебедев, написавший в нач. 19 в. книгу о нравах и обычаях бенгальцев и грамматику калькуттского жаргона хиндустани. В 19 – нач. 20 вв. осн. направлением рос. И. была санскритология (Р. Х. Ленц, О. Н. Бётлингк, П. Я. Петров). Во 2-й пол. 19 в. работы И. П. Минаева заложили основы рос. буддологии. Из буддологич. школы вышли С. Ф. Ольденбург и Ф. И. Щербатской.
В сов. период индологич. исследования приобрели значит. политич. акцент. Они концентрировались на темах колониальной эксплуатации, народных, рабочего, крестьянского и антиколониального движений. Началось изучение социально-экономич. строя Индии на всех этапах её истории, совр. политич. и экономич. развития. Основы этих исследований заложили И. М. Рейснер, А. М. Дьяков, А. М. Осипов, К. А. Антонова и др. В постсоветский период наряду с этими направлениями развивается также изучение инд. религий, духовного мира древних и ср.-век. индийцев, философии, публикация источников. Ведущими рос. науч. центрами И. являются Востоковедения институты РАН в Москве и в С.-Петербурге, Вост. факультет С.-Петерб. гос. ун-та, Ин-т философии РАН, Ин-т стран Азии и Африки при МГУ, МГИМО. В последние десятилетия индологич. исследования проводятся в высших учебных заведениях ряда городов РФ (Калуга, Липецк, Ярославль, Ростов-на-Дону, Казань, Иркутск и др.).
Лингвистическая И. включает собственно индоарийское языкознание (изучение индоарийских языков), а также изучение дравидийских языков и мунда языков.
Изучение языка зародилось в Индии в древности на основе правил рецитации Вед (см. Индийская языковедческая традиция). Первое из сохранившихся индоарийских грамматич. сочинений – «Восьмикнижие» Панини (полное нормативное описание санскрита; 5 в. до н. э.) – предполагает существование длительной предшествующей традиции. Среди последующих грамматистов, представляющих разл. школы, выделяется Патанджали (2 в. до н. э.). Основы сравнительного изучения индоарийских языков заложил Вараручи (3–2 вв. до н. э.), проводивший в своей грамматике «Пракрита-пракаша» идею развития ср.-инд. языков (пракритов) из санскрита. Поздние пракриты – апабхранша – получили наряду с санскритом и более ранними пракритами некоторое освещение в трудах Хемачандры (11–12 вв. н. э.). Значит. успехов достигла др.-инд. лексикография, в т. ч. были созданы словари, классифицирующие лексику санскрита по смысловым группам (напр., «Амаракоша» Амарасинхи, сер. 1-го тыс. н. э.).
Среди дравидийских языков древнейшую лингвистич. традицию имеет тамильский язык (она открывается грамматикой «Толхаппиям», ок. 5 в.; среди более поздних выделяется «Наннул» Павананди, 14 в.). Первая грамматика телугу – «Шабдачинтамани» Наннаи Бхатты (11 в.); древнейшие грамматики каннада – «Карнатака бхашабхушана» Нагавармы (12 в., на санскрите) и «Шабдаманидарпана» Кешираджи (13в., на каннада), малаялам – «Лилатилакам» (14 в., на санскрите). Языки мунда собств. традиции изучения не имеют.
Изучение языков Индии европейцами началось в 17–18 вв.: миссионеры и чиновники колониальных компаний создавали учебные пособия по живым языкам. В кон. 18 – нач. 19 вв. благодаря трудам У. Джонса и Г. Т. Колбрука (оба – Великобритания) состоялось знакомство европейцев с санскритом, что послужило толчком к возникновению в Европе теоретич. языкознания на базе сравнительно-историч. метода. Работы Ф. Боппа способствовали тому, что санскрит стал важнейшим объектом изучения на кафедрах сравнительного языкознания, появившихся сначала в Германии, а затем в крупнейших ун-тах др. стран Европы (включая Россию) и США. Для 19 в. характерно в первую очередь описание фонетики и грамматики санскрита [Т. Бенфей (Германия), Б. Дельбрюк, Г. Бюлер (Австрия), О. Н. Бётлингк, М. Мюллер, У. Д. Уитни, И. Шпейер (Нидерланды) и др.]. Достижения в этой области обобщены в капитальной грамматике Я. Ваккернагеля [1-й том вышел в 1896; завершена А. Дебруннером (Швейцария) и Л. Рену (Франция) в 1950-х гг.]. Основы изучения ведийского языка заложили Г. Грассман, К. Ф. Гельднер (Германия), А. Макдонелл (Великобритания) и др. Значит. внимание уделялось изучению трудов др.-инд. языковедов. Вершиной санскр. лексикографии стали составленные Бётлингком и нем. учёным В. Р. фон Ротом т. н. Петербургские санскритско-немецкие словари – «полный» (1855–75) и «краткий» (1879–89).
Первым среди пракритов внимание европейцев привлёк пали. Основоположники его изучения – К. Лассен (Германия) и Э. Бюрнуф (Франция). Рус. грамматика пали (1872) И. П. Минаева была сразу же переведена на англ. и франц. языки. Р. Чайлдерс (Великобритания) составил пали-англ. словарь (1875). Вклад в исследование пракритов внесли Э. Б. Кауэлл (Великобритания), А. Ф. Р. Хёрнле, Г. Г. Якоби (оба – Германия), Э. Сенар (Франция). Первую сравнит. грамматику пракритов, опиравшуюся на труды инд. грамматиков, издал в 1900 Р. Пишель (Германия).
В 1870-е гг. произошёл качественный поворот в новоиндийском языкознании. Были созданы сравнительные грамматики живых индоарийских языков [одним из основоположников инд. востоковедения Р. Г. Бхандаркаром (1877) и работавшими в Индии Дж. Бимсом (Великобритания; 1872–79) и А. Ф. Р. Хёрнле (1880)]. Появились описания конкретных языков – синдхи [Э. Трумпа (Великобритания), 1872] и хинди [С. Г. Келлогга (США), 1875], словари. Как отрасль индоарийского языкознания развивалась цыганистика (А. Ф. Потт, Ф. Миклошич и др.). В кон. 19 – нач. 20 вв. значительно продвинулось изучение дардских языков, сведения о которых раньше давались попутно в разного рода общих работах.
Ещё в 1856 Р. Колдуэлл (Великобритания) издал сравнительную грамматику дравидийских языков, впервые убедительно показав их генетич. обособленность от индоарийских. Появились грамматики и словари всех четырёх лит. дравидийских языков, а также отд. бесписьменных (напр., малто).
В 20 в. расширился и углубился интерес самих индийцев к изучению родных языков, были созданы нормативные грамматики маратхи (М. К. Дамле), хинди (К. Гуру), гуджарати (К. П. Триведи) и др., большие толковые словари.
Изучение древнеиндийского языка развивалось по пути всё более глубокого исследования как конкретных явлений его строя, так и в плане определённых этапов развития. Были созданы многочисл. монографии и широкие системные описания языков: труды Г. Гхоша (Индия), В. Пизани, Г. Ортеля, П. Тиме (оба – Германия), Л. Рену, Т. Барроу (Великобритания), Я. Гонды, Ф. Б. Я. Кёйпера (оба – Нидерланды) и др. Пристальное внимание уделялось предыстории индоарийских языков; исследовались как общие проблемы индоевропеистики, поставленные открытием древних индоевропейских языков Передней Азии (работы Э. Стёртеванта, Пизани и др.), так и вопросы влияния на индоарийские языки неарийского субстрата в Индии [С. Леви, Ж. Пржилуски, Ж. Блок (все – Франция), Барроу, Кёйпер]. Одна из итоговых работ – этимологич. словарь др.-инд. яз. М. Майрхофера. В Пуне составляется капитальный словарь санскрита, основанный на историч. принципах (А. М. Гхатаге и др.).
В изучении пракритов, как и вообще в истории индоарийских языков, серьёзную роль сыграло исследование эпиграфич. и ранних рукописных памятников [Ж. Блок, Э. Хульч (Германия), Дж. Браф (Великобритания) и др.]. Были созданы описания «буддийского гибридного санскрита» (Ф. Эджертон, США) и пракрита из Ния. В 1940-х гг. инд. учёными опубликованы обобщающие труды по сравнительной грамматике и историч. синтаксису ср.-инд. языков (С. Сен), языку пракритских надписей (М. Мехендале) и апабхранша (Г. Тагаре). Продолжалось исследование пали [В. Гейгер, Г. Людерс (оба – Германия) и др.]; составляется «Critical Pali dictionary» [К. Р. Норман (Великобритания) и др.].
В 1-й трети 20 в. Дж. А. Грирсон (Великобритания, Ирландия) при участии С. Конова (Норвегия) издал «Лингвистический обзор Индии» (179 языков и 544 диалекта), что стимулировало как дальнейшие полевые работы, так и теоретич. осмысление доступных материалов. На новый качественный уровень вышли фонетич. описания [Т. Г. Бейли (Великобритания), С. К. Чаттерджи, Дж. Р. Фёрс]. Труды Ж. Блока (1920) и Чаттерджи (1926) по истории маратхи и бенгальского языка открыли серию историч. описаний др. новоиндоарийских языков (инд. учёные Дх. Варма, Б. Саксена, У. Тивари, С. Джха и др.). Большой материал по дардским языкам собрал Г. Моргенстьерне (Норвегия). В 1934 появился общий очерк истории индоарийских языков Блока, а к 1966 был закончен «Сравнительный словарь индоарийских языков» Р. Л. Тёрнера (Великобритания).
В дравидологии в 1-й четв. 20 в. созданы грамматики ряда бесписьменных языков (гонди, куй, курукх, брауи и др.), продолжалась грамматич. и лексикографич. работа по лит. языкам. С 1940-х гг. регулярными стали полевые работы [М. Б. Эмено (США), Т. Барроу, С. Бхаттачарья (Индия) и др.]. Созданы обобщающие труды: «Грамматический строй дравидских языков» Ж. Блока (1946), «Этимологический словарь дравидских языков» Барроу и Эмено (2-е изд., 1984). С 1960-х гг. расширились исследования в области историч. фонетики и морфологии (М. Б. Эмено, инд. исследователи Л. В. Рамасвами Айяр, Б. Кришнамурти, Г. Самбасава Рао, П. С. Субрахманьям, С. В. Шанмугам и др.).
Из языков мунда наиболее активно изучался сантальский, его грамматику и 5-томный словарь (1929–36) составил П. О. Боддинг (Норвегия). Полевая работа над др. языками и общие исследования их строя развернулись гл. обр. с 1950-х гг. [С. Бхаттачарья, Х. Ю. Пиннов (Германия), Н. Зайде (США) и др.].
Внимание исследователей, особенно американских и индийских, привлекли проблемы социолингвистики (Дж. Гамперц, Ч. А. Фергюсон, П. Б. Пандит, Л. Кхубчандани и др.). Стала активно разрабатываться типологич. и ареальная проблематика [М. Б. Эмено, Ф. Саусуорс (США), К. Масика (США), Х. Вермер (Нидерланды) и др.].
Со 2-й пол. 20 в. характерно быстрое развитие отеч. лингвистич. И., индологич. исследований в Чехословакии, Германии (ГДР) и США, а главное – перемещение центра исследований в саму Юж. Азию, прежде всего в Индию. Вслед за Калькуттским ун-том, где ещё в 1920-х гг. сложилась сильная сравнит.-историч. школа (С. К. Чаттерджи, С. Сен и др.), в независимой Индии появились центры прикладной (Пуна) и дравидской (Аннамалайнагар) лингвистики (выпускающие ежегодно многотомную серию исследований), а также центр. ин-ты инд. языков (Майсур), хинди (Агра) и др. Функционирует Лингвистич. об-во Индии (Пуна). В изучение региональных языков значит. вклад вносят местные ун-ты. Публикуются диалектологич. материалы, издаются языковедч. журналы, др. периодич. издания по индологии.
В отеч. И. развивается санскритологич. традиция, которая в дореволюционное время была представлена, наряду с О. Бётлингком, такими учёными, как Р. X. Ленц, К. А. Коссович, И. П. Минаев, Ф. И. Щербатской. В дальнейшем разл. аспектам строя санскрита посвятили свои работы Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров, А. А. Зализняк и др. В. А. Кочергина издала первый санскр.-рус. словарь (1978). Исследованиями ведийского яз. до 1940 занималась Р. О. Шор, а позднее – Э. А. Макаев и Т. Я. Елизаренкова. Исследуются пали (Елизаренкова, Топоров, А. В. Парибок) и пракриты (В. В. Вертоградова). Но наибольший размах получило изучение новоиндийских языков, начатое вскоре после Окт. революции 1917 А. П. Баранниковым и его учениками. Ведутся исследования совр. строя и истории хинди и урду, бенгальского, ория и ассамского, панджаби, синдхи, гуджарати, маратхи, непальского, сингальского, цыганских, дардских языков. Неизвестный ранее индоарийский яз. парья открыл на территории Таджикистана и описал И. М. Оранский. Предметом спец. анализа стали вопросы типологии индоарийских языков (Елизаренкова, Зограф) и лингвистич. география индоиранского ареала (Д. И. Эдельман). Тамильский яз. исследовался А. М. Мервартом; особенно активно дравидийские языки стали изучаться благодаря работам М. С. Андронова, который дал типологич. и сравнит.-историч. характеристику этой семьи языков. Исследования языка протоиндийских надписей (Ю. В. Кнорозов, М. Ф. Альбедиль, Н. В. Гуров и др.) показали его соответствие дравидийскому строю. Строй языков мунда был исследован в работах Ю. К. Лекомцева. Активно изучаются социолингвистич. проблемы Юж. Азии, и в первую очередь Индии. Большое значение для развития И. имеют достижения отеч. индологов в области литературоведения.
Осн. центры отеч. лингвистич. И.: Ин-ты востоковедения РАН в Москве и С.-Петербурге, Ин-т стран Азии и Африки при МГУ, С.-Петерб. гос. ун-т, МГИМО.