ДА́РДСКИЕ ЯЗЫКИ́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДА́РДСКИЕ ЯЗЫКИ́, группа индоевропейских языков, восходящая к их арийской ветви. Распространены в горных районах Сев. Афганистана, Пакистана и Индии. Общее число говорящих св. 5 млн. чел. (оценка, 1990-е гг.).
Д. я. подразделяются на 5 подгрупп. В восточную входят языки кашмири, шина, пхалура; ряд языков и диалектов, объединяемых условно под назв. кохистани (значение этого лингвонима – ‘горский’), – майян (и родственный ему каньявали), торвали и др.; группа диалектов, объединяемых под назв. башкарик, или гарви; яз. катаркалаи и некоторые другие. Кунарскую подгруппу составляют языки гавар-бати, шумашти и глангали; к ним, по некоторым данным, примыкает яз. тирахи. В отд. подгруппу объединяют сильно различающиеся диалекты пашаи. Ещё одна подгруппа состоит из языков кховар и калаша. На правах самостоят. подгруппы к Д. я. относят яз. дамели, генетич. позиция которого неопределённа, – он имеет черты Д. я. и нуристанских языков. Последние (также восходящие к арийской ветви) раньше по типологич. признакам тоже причисляли к Д. я., однако, по уточнённой генетич. классификации, они составляют отд. группу арийских языков.
Фонологич. особенности: вокализм различается по языкам; в консонантизме отдельных Д. я. (в диалектах пашаи, в калаша, пхалура) отсутствует корреляция аспирации, в остальных – трёхчленная корреляция (типа t – th – d), в некоторых языках (торвали, майян, кашмирский диалект каштавари) – четырёхчленная (типа t – th – d – dh). Корреляция церебральности охватывает чистые смычные, аффрикаты (в большей части Д. я.) и щелевые š – ṣ̌, ž – ẓ̌ (в некоторых Д. я.). В языках шина, дамели и в диалектах, относимых к группе башкарик, имеются тоновые оппозиции (см. Тон).
В морфологии 2–4 падежа, дополняемые системой послелогов (реже предлогов). Категория числа связана обычно с падежными показателями, но имеются и внепадежные агглютинативные форманты (см. Агглютинация в языкознании) мн. числа. Категория рода (как правило, муж. и жен. род) выражается в большинстве языков соотнесённостью существительных с прилагательными, местоимениями, глаголами соответствующего рода. Категория определённости-неопределённости выражается артиклями и различием в падежном оформлении имени объекта; лицо/не-лицо (и одушевлённость-неодушевлённость) – различием в падежной парадигме имён и соотнесённостью существительных с разными местоимениями. Счёт двадцатичный, кроме кашмири, где используется десятичная система счисления. Личные местоимения имеются, как правило, для 1-го и 2-го лица; 3-е лицо выражается указат. местоимениями. Имеются энклитич. местоимения (см. Клитика), употребляемые постпозитивно при глаголе для указания на субъект или объект (в пхалура, дамели, кашмири) или при имени как показатели принадлежности (в гавар-бати, калаша); в обеих функциях они отмечены в пашаи, шумашти, тирахи, катаркалаи. Глагольная система неоднородна. В вост. Д. я. преобладают причастные предикаты и аналитич. формы (см. Аналитизм в языкознании), не всегда имеющие категорию лица (особенно в торвали, майян и др., где связка изменяется только в роде и числе); в остальных языках развиты флективные формы (см. Флективность). В кховар и калаша сохраняется аугмент (особый префикс при формах прош. вр.).
Для синтаксиса большинства Д. я. (кроме кховар и калаша) характерны эргативная и эргативообразная конструкции предложения с перех. глаголами в прошедшем (в шина – и в настоящем) времени, однако наличие залоговых противопоставлений и пассивных конструкций делает эргативность формальной и подчинённой (см. Эргативный строй). Словообразование в целом единообразно (словосложение и аффиксация). Лексика в основном исконна. Заимствования из урду, пушту, персидского языка и дари (по регионам), в кашмири также из санскрита (гл. обр. религ. индуистская терминология), английского. Араб. лексика заимствуется – через языки-посредники – и из книжных источников.
Многовековую письм. традицию имеет только кашмири (использовались некоторые разновидности индийского письма). Совр. кашмири и недавно получившие письменность кховар, майян, шина, пашаи пользуются араб. алфавитом в разных модификациях. Остальные языки бесписьменные.
Изучение Д. я. началось в 1830-х гг., значительно продвинулось в кон. 19 – нач. 20 вв., в основном в трудах Дж. А. Грирсона (Великобритания) и возглавляемого им коллектива создателей издававшегося в первой трети 20 в. многотомного «Лингвистического обзора Индии». Появились описания отд. Д. я.: в 1920–30-х гг. Д. Л. Р. Лоримера и Т. Г. Бейли (Великобритания) – языки шина, кашмири и др., Г. Моргенстьерне (Норвегия) – калаша, кховар, пашаи, гавар-бати, дамели и мн. др.; в 1950-х гг. Г. Буддрусса (Германия) – катаркалаи, каньявали и др. В 1970-х гг. некоторые Д. я. были описаны отеч. лингвистами – А. Л. Грюнбергом (глангали), Б. А. Захарьиным, Д. И. Эдельман (кашмири и др.); тогда же кашмири исследовал Б. Качру (Индия). С 1980-х гг. активизировалось изучение языков кховар, калаша и др. силами учёных разных стран. С 1960-х гг. развивается также исследование Д. я. в сравнительно-историч., типологич. и ареальном аспектах – Моргенстьерне, Ж. Фусман (Франция), Буддрусс, Р. Л. Тёрнер (Великобритания), В. Н. Топоров, Грюнберг, Эдельман, А. И. Коган (Россия) и др.