КОНСОНАНТИ́ЗМ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНСОНАНТИ́ЗМ (от лат. consonans, род. п. consonantis – согласный звук), система согласных в языке, диалекте, говоре или в семье, группе языков. К. может быть описан как в синхронии, так и в диахронии. В зависимости от конкретной задачи описания учитываются разные явления, характеризующие К. При описании конкретного языка в определённый период учитывают число согласных фонем, правила их употребления (зависящие от фонетич. позиций), фонетич. реализацию различит. признаков и её вариативность, функциональную нагрузку в речи. Число согласных фонем в языке по сравнению с числом гласных варьирует в широких пределах: в рус. яз. согласных почти в 6 раз больше, чем гласных, в исп. яз. – в 4 раза, в англ. яз. – в 2 раза (по сравнению с числом монофтонгов), во франц. яз. – в 1,25 раза, а в дат. яз. – несколько меньше, чем гласных (20 согласных и 23 гласных). Число согласных определяется тем, какие из их признаков являются релевантными для различения фонем, а какие зависят от фонетич. положения и тем самым характеризуют лишь аллофонич. изменения. Так, в рус. яз. мягкие согласные являются самостоят. фонемами и, будучи противопоставлены твёрдым, встречаются в идентичных фонетич. позициях, во франц. яз. палатализация согласных характеризует лишь определённую позицию (перед гласным переднего ряда /i/ и перед среднеязычным сонантом /j/), так что различение значимых единиц благодаря различию твёрдых (непалатализованных) и мягких (палатализованных) невозможно.
Релевантные для данной системы согласных признаки образуют оппозиции языковые, а положение конкретного согласного в системе фонем определяется характером этих оппозиций (см. также Корреляция в языкознании). Так, русские /b/, /d/, являющиеся смычными звонкими твёрдыми согласными, фонологически наиболее тесно связаны с /р/, /t/, т. е. с соответствующими глухими, с которыми они вступают в отношения чередования при определённых условиях (когда оказываются на конце слова или перед глухим шумным согласным и т. д.); эта связь сильнее, чем, напр., связь с соответствующими щелевыми /v/, /z/, фонетически более «похожими» на /b/ и /d/, но с которыми смычные не находятся в отношениях чередований. Чередования согласных в пределах одной морфемы определяются правилами употребления этих согласных в разл. фонетич. позициях (живыми и историч. фонетическими законами).
Фонетич. вариативность согласных определяется допустимой в данном языке вариативностью фонетич. коррелятов различительных признаков. Так, противопоставление глухих и звонких согласных в одних языках (напр., в славянских) реализуется как различия в поведении голосовых связок во время артикуляции (при артикуляции звонких голосовые связки работают, при артикуляции глухих – не работают), в других языках (напр., в ряде герм. языков) – как различия в степени напряжённости артикуляции («звонкие» – слабые, «глухие» – сильные). Однако и в слав. языках звонкие являются более слабыми, чем глухие, а в герм. языках вполне возможно участие голосовых связок при артикуляции слабых (ненапряжённых) согласных.
Примером фонетич. вариативности фонологич. признака является оппозиция русских твёрдых и мягких согласных, которая реализуется по-разному в зависимости от др. признаков согласных.
Некоторые признаки согласных фонетически реализуются на сегментах, соседних с согласными (так, в англ. яз. длительность гласного является наиболее надёжным признаком глухости или звонкости согласного, в рус. яз. качество гласного – признак твёрдости или мягкости соседнего согласного).
Функциональная нагрузка согласных в речи определяется их ролью в организации звуковой цепи: отношение числа согласных к числу гласных в слове определяется как консонансный коэф. Разные языки имеют разл. коэффициенты: в некоторых герм. языках он близок к 2, в русском равен 1,38, в полинезийских близок к 0,5. С величиной консонансного коэф. связана информационная нагрузка согласных: если и число согласных в системе фонем, и консонансный коэф. достаточно велики, информативность согласных тоже велика. Однако бóльшая роль согласных по сравнению с гласными в организации звуковых оболочек значимых единиц (морфем, слов), обнаруживаемая при анализе фонематич. явлений, ослабевает при переходе к фонетич. уровню, т. к. сами согласные на этом уровне реализуются (артикуляционно-акустически и перцептивно) лишь благодаря соседним гласным.