Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИАХРОНИ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 722

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Я. Порхомовский

ДИАХРОНИ́Я (от греч. δια... – че­рез, сквозь и χρόνος – вре­мя) в язы­ко­зна­нии, из­ме­не­ние сис­те­мы язы­ко­вой, её разл. со­став­ляю­щих, ас­пек­тов, эле­мен­тов по оси вре­ме­ни; ис­то­рич. под­ход к изу­че­нию язы­ка.

Срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ское язы­ко­зна­ние, воз­ник­шее в нач. 19 в., ста­ло на­ча­лом совр. нау­ки о язы­ке. В ту эпо­ху гу­ма­ни­тар­ные дис­цип­ли­ны бы­ли пре­им. опи­са­тель­ны­ми, а на­уч. ана­лиз прак­ти­че­ски и ис­чер­пы­вал­ся ис­то­рич. под­хо­дом. Ф. де Сос­сюр в кон. 19 в. в сво­их лек­ци­ях по об­ще­му язы­ко­зна­нию обос­но­вал осо­бое зна­че­ние син­хрон­но­го под­хо­да к изу­че­нию язы­ка (синхрония вы­де­ля­ет в ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. объ­ек­та изу­че­ния к.-л. оп­ре­де­лён­ный, ча­ще со­вре­мен­ный, уро­вень язы­ка или этап его ис­то­рич. раз­ви­тия) и фак­ти­че­ски про­ти­во­по­ста­вил его ис­то­рич. под­хо­ду. В рам­ках это­го про­ти­во­по­став­ле­ния во­зник­ло от­но­ше­ние к Д. как к од­но­му из ас­пек­тов из­уче­ния язы­ка.

В язы­ко­зна­нии боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось про­бле­ме со­от­но­ше­ния Д. и син­хро­нии; от жё­ст­ко­го про­ти­во­пос­тав­ле­ния этих двух ас­пек­тов оно при­шло к осоз­на­нию их тес­ной взаи­мо­свя­зи и не­воз­мож­но­сти глу­бо­ко­го по­ни­ма­ния од­но­го из них в от­ры­ве от дру­го­го. До­ка­за­тель­ст­вом пло­до­твор­но­сти це­ло­ст­но­го под­хо­да к язы­ку слу­жат, в ча­ст­но­сти, ус­пе­хи ди­а­хро­ни­че­ской ти­по­ло­гии, за­ни­маю­щей­ся ис­сле­до­ва­ни­ем наи­бо­лее об­щих за­ко­но­мер­но­стей ис­то­рич. раз­ви­тия язы­ков ми­ра.

Д. в язы­ко­зна­нии ино­гда про­ти­во­по­став­ля­ют пан­хро­нии и ахро­нии – изу­че­нию наи­бо­лее об­щих свойств язы­ка вне фак­то­ра вре­ме­ни.

В бо­лее ши­ро­ком смыс­ле тер­мин «Д.» ис­поль­зу­ет­ся в др. гу­ма­ни­тар­ных нау­ках (напр., в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии, ис­то­рии) для обо­зна­че­ния прин­ци­па ис­то­риз­ма в изу­че­нии разл. яв­ле­ний.

Лит.: Сос­сюр Ф. де. Курс об­щей лин­гвис­ти­ки. 3-е изд. М., 2006.

Вернуться к началу