Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНХРОНИ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 252-253

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С. Кубрякова

СИНХРОНИ́Я (от греч. σύγχρονος – од­но­вре­мен­ный), 1) со­стоя­ние язы­ка в оп­ре­де­лён­ный мо­мент его раз­ви­тия как сис­те­мы од­но­вре­мен­но су­ще­ст­вую­щих взаи­мо­свя­зан­ных и взаи­мо­обу­слов­лен­ных эле­мен­тов (см. Сис­те­ма язы­ко­вая); со­во­куп­ность фак­тов язы­ка как «един­ст­вен­ной и под­лин­ной ре­аль­но­сти», дан­ной го­во­ря­ще­му (Ф. де Сос­сюр) и ис­поль­зуе­мой им в про­цес­сах ком­му­ни­ка­ции; пе­ри­од в раз­ви­тии язы­ка, вы­де­лен­ный ус­лов­но по при­зна­ку от­сут­ст­вия в нём из­ме­не­ний или же не­су­ще­ст­вен­но­сти по­след­них («син­хрон­ный срез язы­ка»). 2) Изу­че­ние язы­ка в ука­зан­ном со­стоя­нии, т. е. как сис­те­мы оп­ре­де­лён­ных отно­ше­ний, рас­смат­ри­вае­мой в пре­дель­ном от­вле­че­нии от фак­то­ра вре­ме­ни и/или язы­ко­вых из­ме­не­ний.

По­ня­тие С. вве­де­но Ф. де Сос­сю­ром вме­сте с по­ня­ти­ем ди­а­хро­нии в со­ста­ве еди­ной ан­ти­но­мии или ди­хо­то­мии. Раз­гра­ни­че­ние этих по­ня­тий со­от­вет­ст­во­ва­ло про­ти­во­пос­тав­ле­нию ста­ти­ки и ди­на­ми­ки, язы­ка и ре­чи, сис­тем­но­сти и бес­сис­тем­но­сти, грам­ма­ти­ки и фо­не­ти­ки, а так­же оси од­но­вре­мен­но­сти и оси по­сле­до­ва­тель­но­сти (к по­след­не­му про­ти­во­по­с­тав­ле­нию ещё ра­нее при­шли И. А. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ и Н. В. Кру­шев­ский). Не­ко­то­рые ос­но­ва­ния по­доб­но­го про­ти­во­пос­тав­ле­ния под­верг­лись кри­ти­ке уже в «Те­зи­сах Праж­ско­го лин­гвис­ти­че­ско­го круж­ка». Осо­бен­но су­ще­ст­вен­ные воз­ра­же­ния (напр., у Р. О. Якоб­со­на) вы­зва­ло при­рав­ни­ва­ние С. и ста­ти­ки: по­сколь­ку язык оп­ре­де­ля­ет­ся как объ­ект, не­ста­ти­че­ский по сво­ей при­ро­де, ди­на­ми­ка рас­смат­ри­ва­ет­ся как не­отъ­ем­ле­мое свой­ст­во язы­ка в лю­бой мо­мент его су­ще­ст­во­ва­ния, в т. ч. и в син­хро­нии.

За­да­ча син­хрон­но­го изу­че­ния язы­ка – ус­та­нов­ле­ние прин­ци­пов его ор­га­ни­за­ции как сис­те­мы, про­яв­ляю­щей из­вест­ное рав­но­ве­сие под­виж­но­го и ус­той­чи­во­го, ди­на­ми­че­ско­го и ста­ти­че­ско­го и по­то­му вы­сту­паю­щей в ка­че­ст­ве сис­те­мы не толь­ко еди­ниц, но и пра­вил. В ха­рак­те­ри­сти­ку син­хрон­но­го со­стоя­ния язы­ка вхо­дит со­от­вет­ст­вен­но ука­за­ние на «сла­бые» и «силь­ные» зве­нья сис­те­мы, на ут­ра­чи­вае­мое в сис­те­ме и толь­ко за­ро­ж­даю­щее­ся, на её яд­ро и пе­ри­фе­рию и т. п. и, сле­до­ва­тель­но, оп­ре­де­ле­ние тен­ден­ций её раз­ви­тия. С точ­ки зре­ния С. мож­но изу­чать не толь­ко совр. со­стоя­ние, но и отд. пе­рио­ды в ис­то­рии язы­ков (в т. ч. мёрт­вых), ус­лов­но вы­де­ляе­мые по прин­ци­пу от­но­сит. ста­биль­но­сти сис­те­мы язы­ка в этот пе­ри­од (напр., ко­гда в ка­че­ст­ве син­хрон­но­го сре­за опи­сы­ва­ет­ся пра­ин­до­ев­ро­пей­ское или пра­гер­ман­ское со­стоя­ние).

Лит.: Ко­се­риу Э. Син­хро­ния, ди­а­хро­ния и ис­то­рия // Но­вое в лин­гвис­ти­ке. М., 1963. Вып. 3; Куб­ря­ко­ва Е. С. О по­ня­ти­ях син­хро­нии и ди­а­хро­нии // Во­про­сы язы­ко­зна­ния. 1968. № 3; Кли­мов Г. А. Про­бле­ма раз­гра­ни­че­ния син­хро­нии и ди­а­хро­нии // Об­щее язы­ко­зна­ние. Ме­то­ды лин­гвис­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний. М., 1973; Сос­сюр Ф. де. Тру­ды по язы­ко­зна­нию. М., 1977.

Вернуться к началу