ФОНЕ́ТИКА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОНЕ́ТИКА (от греч. φωνητιϰός – звуковой, голосовой), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. языковедч. дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносит. аппарата (см. Органы речи), а также акустич. характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Совр. Ф. различает в звуке речи (см. Звуки речи) 4 аспекта: функциональный (или лингвистич.), артикуляторный, акустический и перцептивный. Ф. связана с такими нелингвистич. дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и речевая акустика – с другой. Как и языкознание в целом, Ф. связана с психологией, поскольку речевая деятельность – часть психич. деятельности человека.
В отличие от нелингвистич. дисциплин, Ф. рассматривает звуковые явления как элементы системы языковой, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка не может быть понята; даже отд. звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, т. е. благодаря его связям со смысловыми единицами языка. Данные совр. речевой акустики свидетельствуют о том, что элементы членения звуковой последовательности, осуществлённого самыми совершенными акустич. методами, не совпадают со звуками речи как реализациями фонем.
В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно Ф. и фонологию. Разделение их на 2 самостоят. раздела языкознания мн. совр. языковеды считают неправомерным.
Выделяют общую Ф. и частную Ф. (или Ф. отд. языков). Общая Ф. изучает общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносит. аппарата человека (напр., различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, если имеется в виду произносит. орган, определяющий осн. черты согласного, или смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования необходимой при артикуляции согласного преграды для выходящей из лёгких струи воздуха), а также анализирует акустич. особенности звуковых единиц, их спектральные характеристики, напр. наличие или отсутствие осн. тона голоса (нулевой форманты) при произнесении разных типов согласных, разное положение формант при образовании гласных. Строятся универсальные классификации звуков речи (гласных и согласных), которые основаны отчасти на артикуляционных, отчасти на акустич. признаках, а также классификации по дифференциальным признакам. Общая Ф. изучает также закономерности сочетания звуков, влияния особенностей одного из соседних звуков на другой (разного вида аккомодации или ассимиляции), коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков в слоги и факторы, обусловливающие слогоделение; фонетич. организацию слова, в частности ударение и сингармонизм. Она изучает средства, которые используются для интонации: высоту осн. тона голоса, силу (интенсивность), длительность отд. частей предложения, скорость их произнесения (темп; см. Темп речи), паузы и тембр.
В частной Ф. все указанные проблемы рассматриваются применительно к данному конкретному языку и сквозь призму функций, которые то или иное фонетич. явление или единица выполняют. Частная Ф. может быть описательной, или синхронной (см. Синхрония), и исторической, или диахронической (см. Диахрония), изучающей эволюцию звукового строя данного языка или группы языков.
Фонетич. и фонологич. аспекты представляют в частной Ф. единое целое, т. к. все звуковые единицы выделяются опосредованно через смысловые единицы языка.
В Ф. широко применяются экперим. методы; поскольку при этом используются особые приборы, эти методы называются также инструментальными. Применяются, кроме того, разл. методы изучения восприятия тех или иных звуковых явлений носителями языка, что особенно важно для фонологич. истолкования этих явлений. С 1980-х гг. в Ф. используются компьютеры.
Ф. имеет прикладное значение в разных областях: для рационализации письма (графики и орфографии), обучения правильному произношению, особенно на неродном языке, для диагностики исправления недостатков речи (логопедия и сурдопедагогика). Данные Ф. используются для проверки средств связи и для повышения их эффективности, а также для автоматич. распознавания речи.
Начало изучения механизма образования звуков речи относится к 17 в.; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых [работы Х. П. Бонета (Испания), Дж. Уоллиса (Великобритания), И. К. Аммана (Нидерланды)]. В кон. 18 в. Х. Краценштейн (Германия, Россия) положил начало акустич. теории гласных, которая была развита в сер. 19 в. Г. Л. Ф. Гельмгольцем. К сер. 19 в. исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке (Германия). С лингвистич. точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах впервые представлено в работе нем. языковеда Э. Зиверса «Grundzüge der Lautphysiologie» (1876; 2-е изд. – под назв. «Grundzüge der Phonetik» – 1881). Важную роль в развитии Ф. сыграли работы Г. Суита, О. Есперсена, М. Граммона (Франция) и др. В отеч. языкознании значит. вклад в развитие общей Ф. внесли И. А. Бодуэн де Куртенэ и его ученики В. А. Богородицкий и Л. В. Щерба: именно Бодуэном де Куртенэ и Щербой было положено начало теории фонемы (фонологии). Большое значение имели работы А. И. Томсона («Общее языковедение», 1906). Широко разрабатываются проблемы общей и частной Ф. (Р. И. Аванесов, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, А. А. Реформатский, В. А. Виноградов, Л. Л. Касаткин, Р. Ф. Касаткина, В. Б. Касевич и др.).