Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОНЕ́ТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 468-469

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Р. Зиндер

ФОНЕ́ТИКА (от греч. φωνητιϰός – зву­ко­вой, го­ло­со­вой), раз­дел язы­ко­зна­ния, изу­чаю­щий зву­ко­вую сто­ро­ну язы­ка. В от­ли­чие от др. язы­ко­ведч. дис­ци­п­лин, Ф. ис­сле­ду­ет не толь­ко язы­ко­вую функ­цию, но и ма­те­ри­аль­ную сто­ро­ну сво­его объ­ек­та: ра­бо­ту про­из­но­сит. ап­па­ра­та (см. Ор­га­ны ре­чи), а так­же аку­стич. ха­рак­те­ри­сти­ку зву­ко­вых яв­ле­ний и вос­при­ятие их но­си­те­ля­ми язы­ка. Совр. Ф. раз­ли­ча­ет в зву­ке ре­чи (см. Зву­ки ре­чи) 4 ас­пек­та: функ­цио­наль­ный (или лин­гвис­тич.), ар­ти­ку­ля­тор­ный, аку­сти­че­ский и пер­цеп­тив­ный. Ф. свя­за­на с та­ки­ми не­лин­гвис­тич. дис­ци­п­ли­на­ми, как ана­то­мия и фи­зио­ло­гия ре­че­об­ра­зо­ва­ния и вос­при­ятия ре­чи, с од­ной сто­ро­ны, и ре­че­вая аку­сти­ка – с дру­гой. Как и язы­ко­зна­ние в це­лом, Ф. свя­за­на с пси­хо­ло­ги­ей, по­сколь­ку ре­че­вая дея­тель­ность – часть пси­хич. дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

В от­ли­чие от не­лин­гвис­тич. дис­ци­п­лин, Ф. рас­смат­ри­ва­ет зву­ко­вые яв­ле­ния как эле­мен­ты сис­те­мы язы­ко­вой, слу­жа­щие для во­пло­ще­ния слов и пред­ло­же­ний в ма­те­ри­аль­ную зву­ко­вую фор­му, без че­го об­ще­ние не­воз­мож­но. Вне этой функ­ции зву­ко­вая сто­ро­на язы­ка не мо­жет быть по­ня­та; да­же отд. звук ре­чи вы­де­ля­ет­ся из зву­ко­вой це­пи лишь как пред­ста­ви­тель фо­не­мы, т. е. бла­го­да­ря его свя­зям со смы­сло­вы­ми еди­ни­ца­ми язы­ка. Дан­ные совр. ре­че­вой аку­сти­ки сви­де­тель­ст­ву­ют о том, что эле­мен­ты чле­не­ния зву­ко­вой по­сле­до­ва­тель­но­сти, осу­ще­ст­в­лён­но­го са­мы­ми со­вер­шен­ны­ми аку­стич. ме­то­да­ми, не сов­па­да­ют со зву­ка­ми ре­чи как реа­ли­за­ция­ми фо­нем.

В со­от­вет­ст­вии с тем, что зву­ко­вую сто­ро­ну язы­ка мож­но рас­смат­ри­вать в аку­сти­ко-ар­ти­ку­ля­тор­ном и функ­цио­наль­но-язы­ко­вом ас­пек­тах, в фо­не­ти­ке раз­ли­ча­ют соб­ст­вен­но Ф. и фо­но­ло­гию. Раз­де­ле­ние их на 2 са­мо­сто­ят. раз­де­ла язы­ко­зна­ния мн. совр. язы­ко­ве­ды счи­та­ют не­пра­во­мер­ным.

Вы­де­ля­ют об­щую Ф. и ча­ст­ную Ф. (или Ф. отд. язы­ков). Об­щая Ф. изу­ча­ет об­щие ус­ло­вия зву­ко­об­ра­зо­ва­ния, ис­хо­дя из воз­мож­но­стей про­из­но­сит. ап­па­ра­та че­ло­ве­ка (напр., раз­ли­ча­ют­ся губ­ные, пе­ред­нея­зыч­ные, зад­нея­зыч­ные со­глас­ные, ес­ли име­ет­ся в ви­ду про­из­но­сит. ор­ган, оп­ре­де­ляю­щий осн. чер­ты со­глас­но­го, или смыч­ные, ще­ле­вые, ес­ли име­ет­ся в ви­ду спо­соб об­ра­зо­ва­ния не­об­хо­ди­мой при ар­ти­ку­ля­ции со­глас­но­го пре­гра­ды для вы­хо­дя­щей из лёг­ких струи воз­ду­ха), а так­же ана­ли­зи­ру­ет аку­стич. осо­бен­но­сти зву­ко­вых еди­ниц, их спек­траль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, напр. на­ли­чие или от­сут­ст­вие осн. то­на го­ло­са (ну­ле­вой фор­ман­ты) при про­из­не­се­нии раз­ных ти­пов со­глас­ных, раз­ное по­ло­же­ние фор­мант при об­ра­зо­ва­нии глас­ных. Стро­ят­ся уни­вер­саль­ные клас­си­фи­ка­ции зву­ков ре­чи (глас­ных и со­глас­ных), ко­то­рые ос­но­ва­ны от­час­ти на ар­ти­ку­ля­ци­он­ных, от­час­ти на аку­стич. при­зна­ках, а так­же клас­си­фи­ка­ции по диф­фе­рен­ци­аль­ным при­зна­кам. Об­щая Ф. изу­ча­ет так­же за­ко­но­мер­но­сти со­че­та­ния зву­ков, влия­ния осо­бен­но­стей од­но­го из со­сед­них зву­ков на дру­гой (раз­но­го ви­да ак­ко­мо­да­ции или ас­си­ми­ля­ции), ко­ар­ти­ку­ля­цию; при­ро­ду сло­га, за­ко­ны со­че­та­ния зву­ков в сло­ги и фак­то­ры, обу­слов­ли­ваю­щие сло­го­де­ле­ние; фо­не­тич. ор­га­ни­за­цию сло­ва, в ча­ст­но­сти уда­ре­ние и син­гар­мо­низм. Она изу­ча­ет сред­ст­ва, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся для ин­то­на­ции: вы­со­ту осн. то­на го­ло­са, си­лу (ин­тен­сив­ность), дли­тель­ность отд. час­тей пред­ло­же­ния, ско­рость их про­из­не­се­ния (темп; см. Темп ре­чи), пау­зы и тембр.

В ча­ст­ной Ф. все ука­зан­ные про­бле­мы рас­смат­ри­ва­ют­ся при­ме­ни­тель­но к дан­но­му кон­крет­но­му язы­ку и сквозь приз­му функ­ций, ко­то­рые то или иное фо­не­тич. яв­ле­ние или еди­ни­ца вы­пол­ня­ют. Ча­ст­ная Ф. мо­жет быть опи­са­тель­ной, или син­хрон­ной (см. Син­хро­ния), и ис­то­ри­че­ской, или ди­а­хро­ни­че­ской (см. Ди­а­хро­ния), изу­чаю­щей эво­лю­цию зву­ко­во­го строя дан­но­го язы­ка или груп­пы язы­ков.

Фо­не­тич. и фо­но­ло­гич. ас­пек­ты пред­став­ля­ют в ча­ст­ной Ф. еди­ное це­лое, т. к. все зву­ко­вые еди­ни­цы вы­де­ля­ют­ся опо­сре­до­ван­но че­рез смы­сло­вые еди­ни­цы язы­ка.

В Ф. ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся эк­пе­рим. ме­то­ды; по­сколь­ку при этом ис­поль­зу­ют­ся осо­бые при­бо­ры, эти ме­то­ды на­зы­ва­ют­ся так­же ин­ст­ру­мен­таль­ны­ми. При­ме­ня­ют­ся, кро­ме то­го, разл. ме­то­ды изу­че­ния вос­при­ятия тех или иных зву­ко­вых яв­ле­ний но­си­те­ля­ми язы­ка, что осо­бен­но важ­но для фо­но­ло­гич. ис­тол­ко­ва­ния этих яв­ле­ний. С 1980-х гг. в Ф. ис­поль­зу­ют­ся ком­пь­ю­те­ры.

Ф. име­ет при­клад­ное зна­че­ние в раз­ных об­лас­тях: для ра­цио­на­ли­за­ции пись­ма (гра­фи­ки и ор­фо­гра­фии), обу­че­ния пра­виль­но­му про­из­но­ше­нию, осо­бен­но на не­род­ном язы­ке, для ди­аг­но­сти­ки ис­прав­ле­ния не­дос­тат­ков ре­чи (ло­го­пе­дия и сур­до­пе­да­го­ги­ка). Дан­ные Ф. ис­поль­зу­ют­ся для про­вер­ки средств свя­зи и для по­вы­ше­ния их эф­фек­тив­но­сти, а так­же для ав­то­ма­тич. рас­по­зна­ва­ния ре­чи.

На­ча­ло изу­че­ния ме­ха­низ­ма об­ра­зо­ва­ния зву­ков ре­чи от­но­сит­ся к 17 в.; оно бы­ло вы­зва­но по­треб­но­стя­ми обу­че­ния глу­хо­не­мых [ра­бо­ты Х. П. Бо­не­та (Ис­па­ния), Дж. Уол­ли­са (Ве­ли­ко­бри­та­ния), И. К. Ам­ма­на (Ни­дер­лан­ды)]. В кон. 18 в. Х. Кра­цен­штейн (Гер­ма­ния, Рос­сия) по­ло­жил на­ча­ло аку­стич. тео­рии глас­ных, ко­то­рая бы­ла раз­ви­та в сер. 19 в. Г. Л. Ф. Гельм­голь­цем. К сер. 19 в. ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти ана­то­мии и фи­зио­ло­гии зву­ко­об­ра­зо­ва­ния бы­ли обоб­ще­ны в тру­дах Э. В. Брюк­ке (Гер­ма­ния). С лин­гвис­тич. точ­ки зре­ния уче­ние о зву­ко­вой сто­ро­не язы­ка во всех его раз­де­лах впер­вые пред­став­ле­но в ра­бо­те нем. язы­ко­ве­да Э. Зи­вер­са «Grundzüge der Lautphysiologie» (1876; 2-е изд. – под назв. «Grundzüge der Phonetik» – 1881). Важ­ную роль в раз­ви­тии Ф. сыг­ра­ли ра­бо­ты Г. Суи­та, О. Ес­пер­се­на, М. Грам­мо­на (Фран­ция) и др. В отеч. язы­ко­зна­нии зна­чит. вклад в раз­ви­тие об­щей Ф. вне­сли И. А. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ и его уче­ни­ки В. А. Бо­го­ро­диц­кий и Л. В. Щер­ба: имен­но Бо­ду­эном де Кур­те­нэ и Щер­бой бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло тео­рии фо­не­мы (фо­но­ло­гии). Боль­шое зна­че­ние име­ли ра­бо­ты А. И. Том­со­на («Об­щее язы­ко­ве­де­ние», 1906). Ши­ро­ко раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся про­бле­мы об­щей и ча­ст­ной Ф. (Р. И. Ава­не­сов, Л. Р. Зин­дер, М. И. Ма­ту­се­вич, А. А. Ре­фор­мат­ский, В. А. Ви­но­гра­дов, Л. Л. Ка­сат­кин, Р. Ф. Ка­сат­ки­на, В. Б. Ка­се­вич и др.).

Лит.: Ма­ту­се­вич М. И. Вве­де­ние в об­щую фо­не­ти­ку. 3-е изд. М., 1959; Речь. Ар­ти­ку­ля­ция и вос­при­ятие. М.; Л., 1965; Бон­дар­ко Л. В. Ос­цил­ло­гра­фи­че­ский ана­лиз ре­чи. Л., 1965; Abercrombie D. Elements of general pho­netics. Edinburgh, 1967; Manual of phonetics. Amst., 1968; Malmberg B. La phonétique. P., 1968; idem. Einführung in die Phonetik als Wissenschaft. Münch., 1976; Pilch H. Pho­nem­theorie. 3. Aufl. Basel, 1974. Tl 1; Zwirner E., Zwirner K. Grundfragen der phonometrischen Linguistik. 3. Aufl. Basel, 1982; Зин­дер Л. Р. Об­щая фо­не­ти­ка и из­бран­ные ста­тьи. 2-е изд. М.; СПб., 2007; Ре­фор­мат­ский А. А. Вве­де­ние в язы­ко­ве­де­ние. 5-е изд. М., 2008.

Вернуться к началу