ЛОГОПЕ́ДИ́Я
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОГОПЕ́ДИ́Я (от греч. λόγος – слово, речь и παιδεία – воспитание, обучение, коррекция), наука о нарушениях речевой деятельности при врождённых и приобретённых отклонениях (нарушениях) психоречевого развития, её специфич. закономерностях и функционировании у детей раннего, дошкольного, школьного возрастов и у взрослых. Л. представляет собой самостоят. отрасль коррекционной педагогики. Л. характеризует сложная система связей с др. областями науч. знания – психологией, психофизиологией, психолингвистикой, психологией речи, неврологией и др.
Л. исследует структуру нарушений речи и их влияние на психич. развитие человека; разрабатывает методы педагогической (логопедической) диагностики и устранения этих нарушений; предупреждает, выявляет и устраняет (компенсирует) нарушения речи путём специально организованной системы логопедич. воздействия, которое включает развитие сенсорных функций, речевой моторики, речемыслительной деятельности, процессов внимания, памяти; способствует нормализации коммуникативных и социальных отношений.
Методы логопедич. воздействия дифференцируются в зависимости от формы и глубины нарушения, времени его наступления, наличия отклонений психич. развития, а также условий коррекционно-образоват. процесса (дошкольное образоват. учреждение, школа, санаторий и т. п.).
Разработаны разл. классификации [С. Ортон (США), М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина] речевых нарушений, отражающие разные подходы к анализу речевых расстройств. Это обусловлено широким спектром вопросов, которыми занимается Л., методов, используемых в теоретич. и эмпирич. исследованиях речевой коммуникации и особенностей речевого поведения лиц с нарушениями речи разл. этиологии. Содержание науч. деятельности в области Л. эволюционирует в связи с накоплением новых данных в области речевой патологии и высокой эффективностью преодоления и предупреждения нарушений речи средствами коррекционного обучения и воспитания.
Осн. этапы развития Л.:
Становление педагогич. направления Л.; теоретич. обоснование и внедрение новых организац. форм помощи детям с выраженными отклонениями речевого развития (1940–70-е гг.; М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, О. В. Правдина).
Интенсивное накопление новых знаний о нарушениях речевой деятельности с учётом достижений психолингвистики и когнитивной психологии; обобщение эмпирич. данных на основе анализа эффективности функционирования логопедич. учреждений системы образования. Разработка специализир. коррекционно-образоват. программ [1970–90-е гг.; Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Ч. Ван Райпер (США)].
Новые исследования речемыслительной и коммуникативной деятельности лиц с нарушениями речи; разработка и систематизация дифференцир. логопедич. технологий преодоления разл. форм речевых расстройств [1990–2000-е гг.; Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, С. Шейвиц (США) и др.].
Развитие Л. характеризуется новыми подходами к дифференциации лиц с нарушениями речи с позиции выделения особых образоват. ресурсов в целях наиболее полной интеграции в социальную среду.
Характерны две осн. тенденции развития Л.: с одной стороны, выделение её специализир. областей (фонопедия, изучение и коррекция дислексии, превентивная Л., исследование сложной структуры речевого недоразвития и др.) с соответствующим методологич. аппаратом; с другой стороны, обобщение (синтез) фундам. теоретич. основ Л. как гуманитарной науки интегративного типа.