ПСИХОЛИНГВИ́СТИКА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПСИХОЛИНГВИ́СТИКА, наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Возникла в 1950-х гг. как реакция на появление практич. задач, для решения которых оказался недостаточным аппарат лингвистики и традиц. психологии (социальное воздействие при помощи речи, инженерно-психологич. задачи, интенсификация обучения неродному языку и т. п.). Развивалась в трудах Ч. Э. Осгуда, Т. Себеока (США). Близкие идеи высказывали отеч. учёные А. Р. Лурия (создавший нейролингвистику), психолог Н. И. Жинкин, лингвист С. Д. Кацнельсон.
В отеч. науке П. возникла как особое направление в 1960-х гг. на базе сов. психологич. школы Л. С. Выготского и лингвистич. традиции, идущей от Л. В. Щербы. Отеч. П. (иногда называемая также теорией речевой деятельности) рассматривает речь как один из видов целенаправленной деятельности человека, подчиняющейся общим закономерностям организации деятельности. Осн. направления исследования – модели грамматич. порождения высказываний (А. А. Леонтьев, Т. В. Рябова, И. А. Зимняя, Е. М. Верещагин), механизмы восприятия и понимания семантич. стороны речи, а также вообще закономерности семантич. организации языковой способности человека (А. А. Брудный, А. П. Клименко и др.); вероятностная организация восприятия речи (P. М. Фрумкина и др.). Интенсивно разрабатываются проблемы психологии общения, закономерностей строения цельного и связного текста. Осн. области практич. применения – обучение иностр. языку, инженерная и космич. психология, детская речь, проблемы речевого воздействия (радио, ораторская речь и т. д.).
В зарубежной П. представлено неск. направлений: необихевиористическое, лидером которого в США является Ч. Э. Осгуд; основанное на теории порождающих грамматик Н. Хомского и возглавляемое амер. психологом Дж. Миллером; направление, ответвившееся от предыдущего и стремящееся к синтезу достижений – миллеровской П. и классич. европ. психологии – Р. Румметвейт (Норвегия), Дж. Флорес д’Арке (Италия), В. Левелт (Нидерланды), Дж. Мортон (Великобритания). П. интенсивно развивается также в Канаде, ФРГ, Австрии, Японии. Позицию, во многом близкую к отеч. П., занимают учёные Германии (В. Хартунг), Румынии (Т. Слама-Казаку), Чехии (Я. Пруха) и др. стран.
Развившись на основе разл. направлений психологистич. языкознания, П. усвоила его интерес к человеку как носителю языка и стремление интерпретировать язык как динамич. систему речевой деятельности этого человека. Внутри этой системы П. рассматривает гораздо большее число взаимосвязанных факторов развития и функционирования языка, чем классич. общее языкознание.
Для отеч. П. характерен глубокий подход к трактовке социальной природы языка и речевой деятельности, определяемый материалистич. пониманием общения и др. социальных процессов.