ПСИХОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПСИХОЛО́ГИЯ (от психо... и ...логия), наука о строении и закономерностях возникновения, развития и функционирования психики в различных её формах, в т. ч. сознания как специфически человеческой формы психики.
В качестве самостоят. науч. дисциплины П. существует с кон. 19 в. До этого развитие представлений о психике и сознании происходило прежде всего в философии, а также в лит-ре, иск-ве и в рамках таких, напр., науч. дисциплин и практик, как физиология, этнография, медицина, педагогика и т. п. П. находится на стыке естественных, гуманитарных и социальных наук, разл. её разделы тяготеют к разным группам наук и внутри неё самой существуют очень разные, часто конфликтующие между собой образы П. Единству П. препятствует и постоянно возрождающийся в ней редукционизм, т. е. сведение психического к каким-то иным по своей природе реальностям (физиологическим, социологическим, логическим и др. процессам) и его объяснение через них; наиболее распространённым было отождествление психики с физиологич. деятельностью головного мозга и всей нервной системы.
Методологич. трудности, сопровождавшие П. на протяжении всей её истории, связаны с тем, что её предметом выступают явления, многие из которых непосредственно не наблюдаемы. Это стало причиной больших расхождений в понимании предмета П. разными школами и направлениями.
Самым ранним понятием, охватывающим все изучаемые П. явления, было понятие души. Исторически первое определение предмета П. как науки о душе возникло ещё в рамках античной философии (трактат Аристотеля «О душе» и др.). В разл. учениях о душе обобщались накопленные человечеством знания о психич. процессах и свойствах личности. В 16–17 вв., с обращением к опытному изучению психич. процессов, П. стала определяться как наука о сознании. Р. Декарт считал явления сознания самым несомненным из всего существующего в мире и непосредственно доступным для познания путём самонаблюдения (наличие бессознательной психич. жизни Декартом отрицалось). Идея о возможности и необходимости самонаблюдения как единственного метода познания «внутреннего мира» была развита Дж. Локком в его учении о рефлексии. Локк также ввёл в П. понятие ассоциации, ставшее чрезвычайно популярным в последующие три столетия (см. Ассоциативная психология). Признание самонаблюдения (интроспекции) гл. методом науч. познания психич. явлений неоднократно обосновывалось в разл. школах интроспективной психологии.
Выделение П. в самостоят. науку было подготовлено развитием во 2-й пол. 19 в. эксперим. исследований физиологии нервной системы и органов чувств, попытками измерения некоторых параметров психич. процессов и др. (см. также Психофизика, Психофизиология). Сложившееся к этому времени понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» легло в основу программы построения П. как самостоят. науки, предложенной В. Вундтом в 1860-х – нач. 1870-х гг. В основанной в 1879 Вундтом первой в мире лаборатории эксперим. П. при Лейпцигском ун-те получили проф. подготовку учёные из разных стран мира (Э. Титченер, Г. С. Холл, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге и др.). Определив П. как науку о непосредств. опыте (т. е. о феноменах сознания, постигаемых путём тщательной и строго контролируемой в эксперименте интроспекции), он выделил простейшие «элементы» сознания – ощущения и элементарные чувства. Целью психолога считалось вычленение «сенсорной мозаики» сознания, а также связей между элементами и установление законов душевной жизни. Эта точка зрения была развита в структурализме Титченера. Другую – альтернативную вундтовской – программу построения П. как самостоят. науки предложил Ф. Брентано («Психология с эмпирической точки зрения», 1874); сохраняя интроспективное понимание сознания как мира «внутренних» явлений, он стал рассматривать его как систему духовных актов, характеризующихся направленностью на предметы – интенциональностью. Третья программа построения П. как самостоят. науки предложена И. М. Сеченовым («Рефлексы головного мозга», 1863; «Кому и как разрабатывать психологию», 1873). Эта программа выходила за рамки традиц. интроспективного представления о сознании и рассматривала психическое как внешне детерминированную рефлекторную деятельность, подлежащую изучению объективно-генетич. методами.
Сформулированное в баденской школе неокантианства (В. Виндельбандом и др.) разграничение двух принципиально разл. методологич. установок – генерализирующего номотетического метода, используемого естеств. науками, и индивидуализирующего идиографического метода, характерного для наук исторических, получило распространение и в П. Идея двух психологий была выражена в противопоставлении В. Дильтеем объяснительной (номотетической) и описательной (идиографической) П., которую его ученик и продолжатель Э. Шпрангер называл также понимающей психологией. В. Вундт противопоставлял «физиологическую» П. элементарных психич. процессов, изучаемых методом интроспекции, и «психологию народов», исследующую мифы, обычаи, верования разл. народов с помощью идиографич. метода.
В кон. 19 – нач. 20 вв. развитие П. определяется прежде всего запросами производственной, медицинской, педагогической, военной и т. п. практики, которые не могла удовлетворить «академическая» интроспективная психология. В первые два десятилетия 20 в. бурно развиваются прикладные направления П. (психология труда, педагогическая психология и др.), возникают крупнейшие психологич. школы и направления 20 в. – психоанализ, гештальтпсихология, бихевиоризм, весьма по-разному решающие фундам. проблемы предмета П., её методологии, гл. категорий и т. п. В 1910–1930-е гг. методологич. и теоретич. плюрализм в П. оценивался мн. учёными (Н. Н. Ланге, К. Н. Корниловым, К. Бюлером, Л. С. Выготским) как её «открытый кризис», понятый как необходимая, но требующая преодоления стадия развития П. Так, для психоанализа З. Фрейда и разл. направлений глубинной психологии предметом исследования стали неосознаваемые психич. процессы, для гештальтпсихологии (К. Коффка, В. Кёлер, М. Вертхаймер и др.) – целостные структуры сознания, первичные по отношению к элементарным ощущениям и не выводимые из ассоциативных связей, для бихевиоризма, отталкивающегося от рефлекторных теорий И. М. Сеченова и И. П. Павлова, – объективно регистрируемые и наблюдаемые извне акты поведения, в число которых включались также внешне проявляющиеся поведенческие и речевые реакции, для культурно-исторической психологии (Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев) – высшие психич. функции, прижизненно формирующиеся в общении и деятельности через усвоение из социального окружения культурно-историч. опыта. Существенное влияние на развитие П. оказали понимающая психология В. Дильтея и Э. Шпрангера, экзистенциальная психология Л. Бинсвангера, теория поля К. Левина.
К кон. 1930-х гг. в предмет П. включена личность, ранее рассматривавшаяся преим. как филос. и этич. понятие. Благодаря Г. Олпорту, обобщившему разрозненные работы в этой области, изучение личности стало особым разделом П. Наряду с многочисл. попытками сведения личности к интегральной структуре психич. процессов, получила обоснование её особая природа, не сводимая к психике.
После 2-й мировой войны П. получила особое развитие в США, куда во 2-й пол. 1930-х гг. эмигрировали мн. крупнейшие европ. психологи (А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Гольдштейн, К. Левин, В. Кёлер, М. Вертхаймер, Ш. Бюлер и др.). В психологич. образовании и массовой практике в этот период доминировал бихевиоризм, который в стремлении установить наиболее строгие и достоверные закономерности упрощал человеческую П., вынося за рамки изучения все её высшие, наиболее сложные проявления. В клинич. П. сходную роль выполнял психоанализ. Возникшее во 2-й пол. 1950-х гг. движение гуманистической психологии стремилось расширить эти узкие рамки психологич. исследования и ввести в него высшие человеческие проявления (ценности, любовь, творчество и др.). В это же время зародилась когнитивная психология, трактующая психич. процессы как процессы переработки информации разной степени сложности, в частности, по аналогии с работой электронно-вычислит. устройств. В дальнейшем это направление превратилось в междисциплинарную когнитивную науку, вышедшую за рамки психологии. В последней трети 20 в. П. претерпевает существенные изменения. Конкуренция несовместимых по своим методологич. ориентациям науч. школ сменяется тенденцией к конвергенции, синтезу и выработке общего языка.
В России П. как самостоят. наука развивалась отд. учёными с 1870-х гг. Первое психологич. об-во (московское) возникло в 1885, в 1908 в С.-Петербурге основан Психоневрологич. ин-т под рук. В. М. Бехтерева, а в 1912 в Москве – Психологич. ин-т под рук. Г. И. Челпанова. В 1930-е гг. по мере ужесточения идеологич. контроля мн. направления П. в стране были свёрнуты (психодиагностика, психотерапия, социальная П.), некоторых учёных репрессировали; был также закрыт единственный выходивший в 1928–32 ж. «Психология». В 1930–50-х гг. П. в СССР существовала почти исключительно как раздел педагогич. наук, преим. развитие получили детская и педагогическая П., а также нейропсихология, сильный импульс которой дали задачи восстановления психич. функций после ранений мозга в годы войны. В 1955 стал выходить ж. «Вопросы психологии» и начали активно развиваться, помимо общей П., инженерная психология, психофизиология, воен. и космич. П., а с кон. 1960-х гг. – социальная, медицинская, когнитивная П., П. личности, психолингвистика и др. дисциплины. В 1966 открылись первые факультеты П. в МГУ и ЛГУ, а в Москве был проведён очередной Междунар. психологич. конгресс.
Все возникшие в СССР школы и направления заявляли о том, что строят свои психологич. исследования на основе марксизма, однако и на этой единой почве были созданы системы, существенно различающиеся по своим конкретным принципам. В культурно-историч. концепции Л. С. Выготского сознание рассматривалось как социальная по своему происхождению и опосредствованная особыми психологич. орудиями реальность. Выдвинутый С. Л. Рубинштейном в 1922 принцип единства сознания и деятельности получил затем теоретич. и эксперим. разработку в трудах 1930–50-х гг. Развивая идеи Выготского, А. Н. Леонтьев поставил во главу угла деятельность как процесс, связывающий субъекта с миром и опосредующий формирование индивидуальной психики и сознания, а также личности. Наряду со школой Выготского, Леонтьева и Лурия и сложившейся в 1950–70-х гг. школой Рубинштейна, оформились также ленингр. школа Б. Г. Ананьева и В. М. Мясищева, стремящаяся, в частности, к разработке точных методов прикладной П., груз. школа Д. Н. Узнадзе, в центре внимания которой оказалось изучение установки как целостного бессознательного состояния субъекта, пермская школа В. С. Мерлина, реализующая системный подход в изучении индивидуальности человека. Начиная с 1970-х гг. происходит постепенное развитие всех отраслей П., в т. ч. таких фундам. и прикладных направлений, как психогенетика, этнопсихология, геронтология, психологич. консультирование, политич. П., экономич. П., П. спорта и др.
В целом плюрализм идей, теорий и методов сочетается в совр. П. с едиными критериями оценки науч. исследований и стремлением к выработке единого для всех понятийного аппарата. Наряду с такими общими для большинства наук методами, как наблюдение и эксперимент, в разл. отраслях П. большую роль играют спец. методы – психодиагностич. процедуры (тесты, в т. ч. проективные, анкеты, опросники и т. п.), методы моделирования, сравнительного анализа, формирующий эксперимент и др. Всё большее развитие приобретают нейрокогнитивные исследования, направленные на установление связи психич. процессов с их мозговыми механизмами.