ЩЕ́РБА ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЩЕ́РБА Лев Владимирович [20.2(3.3). 1880, Игумен Минской губ., ныне Червень Минской обл. – 26.12.1944, Москва], рос. языковед, акад. АН СССР (1943), АПН РСФСР (1944). Родился в семье инженера. С 1898 учился на естеств. ф-те Киевского университета, с 1899 – на историко-филологич. ф-те С.-Петерб. ун-та (окончил в 1903); ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ. С 1906 в науч. командировке в ряде европ. стран [в т. ч. в лаборатории Ж. П. Руссло (в Коллеж де Франс, Париж) изучал методы и приёмы эксперим. фонетики; исследовал тосканские говоры, в Германии – мужаковский говор (см. Лужицкий язык)]. С 1909 работал в С.-Петерб. (Петрогр., Ленингр.) ун-те (руководил работой кабинета эксперим. фонетики; с 1916 проф., с 1917 зав. кафедрой сравнит. грамматики и санскрита; в 1920-е гг. зав. фонетич. кабинетом НИИ сравнит. истории лит-ры и языков Запада и Востока при ун-те). Также преподавал на Бестужевских курсах, в Ин-те живого слова, в Ин-те истории искусств (ныне Рос. ин-т истории искусств РАН) и ряде др. учебных заведений. С 1941 в эвакуации. С 1943 в Москве. Зав. кафедрой общего языкознания МГУ; руководил историко-филологич. отделом Ин-та методов обучения АПН СССР.
Щ. – автор трудов по фонетике и фонологии. Основатель ленинградской (петербургской) фонологической школы. Один из основоположников теории фонем. Фонему рассматривал как звуковой тип, способный дифференцировать слова и их грамматические формы, оттенок фонемы – как реально произносимый звук, являющийся тем частным, в котором реализуется общее (фонема). Считал, что характер фонем зависит от особенностей звукового строя конкретного языка, предложил понятие типичного (наиболее независимого от позиции) оттенка («Русские гласные в качественном и количественном освещении», 1912).
Один из основоположников (наряду с В. А. Богородицким) отеч. эксперим. фонетики. Акустич. анализ звуков связывал с отношениями фонем и их оттенков («Русские гласные в качественном и количественном освещении»). В разработанной Щ. системе классификации гласных и согласных впервые разграничивались гортанные и фарингальные, палатализованные и среднеязычные, свистящие и шипящие и др. («Фонетика французского языка», 1937; 7-е изд., 1963).
Выделил функции словесного ударения (грамматич., конститутивную, функцию членения текста на фонетич. слова). Ввёл понятие «качественное ударение». Разграничил и описал словесное, фразовое, логич. и эмфатич. ударение. Выделил также функции интонации, показал её роль в смысловом членении речи [«Теория русского письма» (опубл. в 1983)].
Щ. – автор учения о пассивном (изучение порядка слов, сочетания слов, фразового ударения и фразовой интонации) и активном (способ выражения мысли) синтаксисе. В основе синтаксич. системы Щ. лежит понятие синтагмы, которую он понимал как миним. интонационно-смысловую единицу, отрезок речи, который выражает в процессе речи единое смысловое целое и в котором реализуются интонац. контуры. Синтагма состоит из слова, словосочетания или группы словосочетаний. Синтагмы объединяются во фразы (одночленные или многочленные). Соотношение между фразой и предложением не определяется. Щ. поставил проблему построения активной грамматики, идущей от значения к формам, которые его выражают (в отличие от пассивной грамматики, идущей от форм к значению).
Отстаивал комплексный подход к выделению частей речи. В противовес их формальной классификации предложил в качестве критериев классификации значение и особенности грамматич. признаков. Впервые выделил в рус. грамматике слова категории состояния (см. Предикативы; ст. «О частях речи в русском языке», 1928).
Щ. последовательно различал графику и орфографию. Выделил морфологич., фонетич., историч. и иероглифич. принципы рус. орфографии («Теория русского письма»).
Щ. принадлежат «опыты» толкования поэтич. произведений, благодаря которым в отеч. филологии возникло новое направление – лингвистич. анализ худож. текста.
Создал новый, оригинальный тип двуязычного словаря («Русско-французский словарь», 1936; 16-е изд., 1999; совм. с М. И. Матусевич), принципы построения которого в дальнейшем были положены в основу др. двуязычных словарей. Впервые в отеч. лексикографии разработал науч. типологию словарей: разграничил собственно лингвистич. и энциклопедич. словари, разные типы словарей, определил их цели и задачи (ст. «Опыт общей теории лексикографии», 1940).
Развивая идею Ф. де Соссюра о разграничении языка и речи, Щ. чётко разграничил 3 объекта – речевую деятельность (процессы говорения и понимания), языковой материал (совокупность всего говоримого и понимаемого) и систему языковую. Ему принадлежит идея о том, что язык – это ненамеренное детерминированное следствие определённых речевых действий (получила развитие в психолингвистике и теории речевой деятельности). Щ. показал, что «языковые изменения обнаруживаются в речевой деятельности», считал, что факторы, влияющие на них, – это изменения в существовании разл. социальных групп. Отстаивал необходимость применения в языкознании метода лингвистич. эксперимента (ст. «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании», 1931).
Участвовал в создании учебных планов, программ, учебников по рус. языку для средней школы. Разрабатывал методику преподавания иностр. языков в средней школе.
Чл. Международной фонетической ассоциации (1924), Парижского лингвистического общества.