УДАРЕ́НИЕ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УДАРЕ́НИЕ (акцент), выделение в речи той или иной единицы языка в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. У. – факт суперсегментного фонологич. уровня (см. Суперсегментные единицы языка, Фонология); в зависимости от того, с какой сегментной единицей функционально соотносится У., различают У. словесное, синтагматич. (тактовое) и фразовое ударение. Особый вид У. – логическое У., назначение которого состоит в смысловом подчёркивании наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении; ср.: «о̀н дежурит?»/«он дежỳрит?». Физич. носитель У. – слог или мора; в тех случаях, когда физич. и функциональный носители У. совпадают, говорят о слоговых акцентах (см. Тон).
Выделяются 3 фонетич. компонента У. (по преобладающему компоненту определяется фонетич. тип У.): 1) интенсивность, достигаемая увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха (основанное на этом свойстве ударение называют динамическим, реже – экспираторным); 2) высота голосового тона (по этому признаку выделяется музыкальное У., которое может реализоваться в нескольких разновидностях, напр. в восходящей и нисходящей); 3) длительность (по этому признаку условно выделяют 3-й тип У. – количественное, но в чистом виде оно не зарегистрировано). Обычно в языках, имеющих У., сочетаются все указанные признаки, но значимость их бывает различной. Эксперименты показали, что, напр., носители рус. и англ. языков, считающихся языками с динамич. У., воспринимают долгие гласные (или гласные с повышением тона) как ударные, т. е. интенсивность для них – не единственный признак У. Установлено, в частности, что для рус. У. длительность – важнейший компонент, поэтому русские склонны воспринимать чеш. слова с долгим 2-м слогом типа motýl ‘бабочка’ как имеющие У. на 2-м слоге, хотя в действительности У. в чеш. яз. всегда на 1-м слоге. В языках с противопоставлением долгих и кратких гласных признак длительности, не участвуя в создании эффекта У., может влиять на реализацию его разновидностей; так, в др.-греч. яз., имевшем музыкальное (тоническое) У., нисходящая разновидность У. (циркумфлекс) была возможна только на долгом слоге, в отличие от восходящей (акута), допустимой как на долгом, так и на кратком слоге.
В отд. языке представлен, как правило, один фонетич. тип У.; довольно редки случаи сосуществования разных типов, как в швед. яз., где отмечается динамич. и музыкальное У. (оба могут присутствовать в одном и том же слове, но динамич. У. при этом тяготеет к начальному слогу), или в дат. яз., где, наряду с динамич. У., в некоторых словах есть т. н. толчок (stød) – У., осложнённое гортанной смычкой (предположительно – остаток прежнего музыкального У.). Известны языки, в которых вообще не отмечено У. (напр., палеоазиатские языки).
Обычно в языках с У. каждое знаменат. слово имеет У., и притом единственное; в некоторых языках в многосложных словах возможны два У. одного типа, из них одно – главное, другое – второстепенное (напр., в англ., нем.; ср. англ. competition ‘соревнование’ с главным У. на 3-м слоге и второстепенным У. на 1-м слоге). Наряду с обязательно ударными словами (ортотоническими), выделяются обязательно безударные клитики (артикли, предлоги, послелоги, частицы). В определённых условиях, однако, некоторые из таких слов могут в составе фразы «перетягивать» У. со знаменат. слов (ср. «пó воду», но «по я́ӷоды»). Такое смещающееся У. в индоевропейских языках называется рецессивным (Е. Курилович). Оно наблюдается в тех знаменат. словах, которые в слав. праязыке принадлежали к группе т. н. энклиномена (называемых так вслед за Р. О. Якобсоном), т. е. в словах, не имевших обязат. У., что отражено в фольклорных конструкциях типа «синё море» с одним ударением.
Кроме фонетич. типов У., различаются структурные типы – по характеру расположения У. в структуре слова; при этом важно учитывать 2 аспекта – фонологич. (слоговую или морную) и морфологич. структуру. Применительно к слоговой структуре слова говорят о свободном и связанном У.: свободное У. может падать на любой слог, связанное – на определённый. Связанное У., в свою очередь, может быть представлено двумя подтипами: фиксированное У. имеет единственное постоянное место; ограниченное У. имеет определённую зону локализации. Примеры свободного У. – в рус., англ. языках; связанное фиксированное ударение – в чеш., венг. языках (на 1-м слоге), связанное ограниченное У. – в лат. яз. [отстояние У. от конца слова составляет 1 слог + 2 моры; ср. dīvido ‘разделяю’– dīvīsi ‘разделил’ (в первом слове У. на 2-й море 1-го слога, во втором – на 1-й море 2-го слога)], аналогичный тип У. – в др.-греч. яз., где расстояние между ударной морой и конечной морой не может превышать 1 слог.
Свободное динамич. У. способно вызывать качественные и количественные изменения гласных в составе слова, известные под назв. редукция (происходит, напр., в безударных слогах в рус. и англ. языках). Это, однако, наблюдается не всегда, и У., которое вызывает редукцию, называют иногда (С. И. Бернштейн) сильноцентрализующим, в противоположность слабоцентрализующему, т. е. не вызывающему изменений вокализма слова. В рус. яз. редукция регулируется формулой Потебни (см. Потебня А. А.): ...12311..., где цифры означают соответствующую степень полнозвучности слога в слове, считая от ударного (3). Внешне аналогичный подход используется в порождающей фонологии Н. Хомского – М. Халле (см. также Генеративная лингвистика), в которой вводится понятие акцентного контура слова с градацией степеней ударности слогов от одного (главное У.) до четырёх (безударность).
Применительно к морфологич. структуре слова важно различать подвижное и неподвижное (постоянное) У.; эта характеристика имеет фундам. значение в славянских языках и балтийских языках. Подвижность означает, что в пределах морфологич. парадигмы У. в разных словоформах может быть то на основе, то на окончании. Тем самым, наряду с формальными словоизменит. парадигмами, складываются акцентные парадигмы, служащие дополнит. средством различения грамматических форм (а иногда и единственным; ср. «óкна» – «окнá»). Подвижность может проявляться либо в полупарадигме (напр., у слова «рука» в полупарадигмах ед. и мн. ч.; ср. «рукá» – «рýку», «рýки» – «рукáми»), либо между полупарадигмами, когда внутри каждой из них У. колонное [неизменное; ср. формы слова «дело» (колонное У. на основе в ед. ч. и колонное У. на флексии во мн. ч.)]. Если словоформа содержит нулевое окончание, ей приписывается т. н. условное У. (А. А. Зализняк); напр., у слова «стол» в им. п. ед. ч. – нафлективное, а у слова «дом» – наоснóвное. Акцентные парадигмы обобщаются в акцентные типы; напр., для слав. языков установлены 3 типа: 1) постоянное У. на основе (корне) – тип A (баритонированный), 2) постоянное У. на флексии (посткорневом элементе) – тип B (окситонированный), 3) подвижное У. – тип C (подвижный).
В истории языка акцентные типы подвержены изменениям. Изменяться могут также и общие структурные и фонетич. типы У. Так, в слав. языках наблюдается переход от музыкального У. к динамическому в рус., укр., белорус., польском, от свободного (подвижного) к связанному (постоянному) – в чеш., польском.
Языки, имеющие единственную оппозицию «ударность – безударность», называются монотоническими (моноакцентными); языки, имеющие также оппозиции фонетич. типов У., именуются политоническими (полиакцентными). Само У. исторически может развиваться из тона; такой путь предполагается, напр., для индоевропейских языков (тон→музыкальное У.→динамич. У.).
Ударение выполняет в языке разл. функции. Общей для всех типов и видов У. является кульминативная функция – обеспечение цельности и отдельности слова путём просодич. централизации его слого-звуковой структуры (выделение просодич. центра слова; см. Просодия). Свободное и ограниченное У. способно выполнять сигнификативную функцию, различая, кроме грамматич. форм, также лексемы и лексико-семантич. варианты слов (ср. «зáмок» – замóк»; др.-греч. φόρος ‘налог’ – φορός ‘несущий’, εἰμί ‘я есть’ – εἶμι ‘иду’; нем. ̈́ubersetzen ‘переправлять’ – übersétzen ‘переводить’; англ. pérfect ‘совершенный’ – perféct ‘совершенствовать’). Связанное (особенно фиксированное) У. выполняет делимитативную (разграничительную) функцию, отмечая границы слов. У. любого типа может выполнять также экспрессивную функцию, будучи элементом интонации фразы и соотносясь с прагматич. значениями (см. Прагматика).
Функции У., структура акцентных парадигм и их история изучаются в акцентологии. Словесное У. играет важную роль в ритмич. структуре поэтич. речи, взаимодействуя с метрикой стиха.