ФОНОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОНОЛО́ГИЯ (от фоно... и …логия), раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка в его современном состоянии (синхроническая Ф.) и в истории (диахроническая, или историческая, Ф.). В отличие от собственно фонетики, изучающей речь в её акустико-артикуляц. аспекте, Ф. сосредоточивается не на физич., а на функциональных характеристиках звуковых единиц (при этом термин «фонетика» иногда употребляется как родовой, покрывая и то, что относится к Ф.). Как и др. термины, обозначающие разделы лингвистики («грамматика», «морфология», «синтаксис»), термин «Ф.» одновременно означает и определённый фрагмент (ярус) системы языковой, т. е. применяется и к объекту изучения, и к его науч. модели.
В целом можно сказать, что Ф. изучает различия и тождество звуковых элементов языка, значимое в плане выполнения ими трёх функций: дистинктивной, делимитативной и кульминативной. Важнейшая из них – дистинктивная (различительная) функция – связана с фонетич. опознаванием и семасиологическим (см. Семасиология) отождествлением (отличением) значимых единиц языка – слов, морфем. В соответствии с этим дистинктивная функция может расщепляться на перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смыслоразличительную) функции; в сфере перцептивной функции звуковые элементы связаны отношением контраста, в сфере сигнификативной функции – отношением оппозиции языковой. Первые принадлежат одному инварианту в качестве его вариативной области; вторые принадлежат разным инвариантам. Напр., в исп. яз. звуки [b] – [β] и [d] – [ð] находятся в отношении контраста, а [b] – [d] и [β] – [ð] – в отношении оппозиции. Делимитативная (разграничительная) функция связана с сигнализацией границ слов и морфем: звуковые элементы могут использоваться как пограничные сигналы – положительные (сигнал наличия границы, или стыка) и отрицательные (сигнал отсутствия границы). Это оказывается возможным благодаря разл. ограничениям на встречаемость тех или иных звуковых элементов в речевых последовательностях. Напр., начало слова отмечено фиксированным ударением в чеш. яз. и кнаклаутом (твёрдым приступом) в нем. яз. (примеры положительных пограничных сигналов), в исходе слова невозможен любой шумный согласный (кроме s) в др.-греч. яз., поэтому шумные согласные в нём служат отрицательными пограничными сигналами, указывая на отсутствие конца слова. Кульминативная функция состоит в обеспечении целостности и выделенности слова; это достигается, напр., благодаря ударению или сингармонизму.
Ф. охватывает явления, относимые к двум подуровням звукового строя. Сегментный уровень [просодический (см. Суперсегментные единицы языка, Просодические средства языка, Просодия)] содержит единицы, выделяемые на основе т. н. двойного лингвистич. членения (сегментации) – с опорой на план содержания [предложение – синтагма (словосочетание) – словоформа – морф – фонема] и с опорой на план выражения [фраза – фонетич. слово (речевой такт) – слог – звук]. Единицы второго ряда в целом выступают по отношению к единицам первого ряда как их реализация в речи, хотя однозначного соответствия между ними нет. Суперсегментный уровень содержит единицы, определяемые относительно сегментных единиц, превышающих минимальную, в связи с чем говорят о просодии слога, слова, фразы (см. Акцентология).
Осн. единица сегментного уровня – фонема, реализующаяся в речи в виде конкретных звуков (аллофонов). Большинство языков (в т. ч. русский) описываются в терминах фонем, но есть языки (напр., распространённые в Юго-Вост. Азии – кит., бирм. и др.), для которых функционально минимальной считается более крупная единица – силлабема, соответствующая в фонетич. отношении слогу «фонемных» языков.
Подобно др. единицам языка, фонемы имеют 2 способа существования – в системе и в тексте, в связи с чем различаются фонологич. парадигматика и фонологич. синтагматика.
Центр. понятие фонологич. парадигматики – оппозиция фонем, фонологич. синтагматики – позиция фонемы в составе семиологич. и фонационных единиц: первые (морфемы) являются контекстом семиотич. функционирования фонем, вторые (фонетич. слово, слог) – контекстом их физич. реализации. Позиция в целом определяется как условие реализации фонем в плане сохранения ими своей тождественности (отличимости). Существуют 2 типа позиций – конститутивные (определяющие реализацию фонем в зависимости от их места в структуре более крупной единицы, напр. в ударном или безударном слоге слова) и комбинаторные (определяющие реализацию фонем в зависимости от их непосредств. фонетич. окружения, напр. гласные после твёрдых и мягких согласных в рус. яз.). С функциональной точки зрения различаются сильные и слабые позиции, в зависимости от того, способствуют ли они или затрудняют выполнение фонемой сигнификативной и перцептивной функций (см. Московская фонологическая школа).
При фонологич. описании языка синтагматич. идентификация фонем предшествует их парадигматич. упорядочению. Фонемная идентификация осуществляется на основе позиц. анализа звуков, приводящего к группировке их в альтернационные ряды (ряды взаимоисключающих в одной и той же позиции звуков), каждый из которых представляет отд. фонему (см. Чередование), и субституционные ряды (ряды взаимозаменяемых в одной и той же позиции звуков), представляющие разные фонемы. Напр., в формах [дом] – [дамá] и [том] – [тамá] звуки [д] – [т] входят в субституционный ряд, реализуя фонемы /т/ – /д/, маркирующие различие слов, а звуки [о] – [а] 1-го слога входят в альтернационный ряд, образуя позиционные разновидности фонемы /о/. Важное место в синтагматич. Ф. занимает фонотактика – выявление закономерностей сочетания фонем; эта задача нередко решается с привлечением аппарата статистич. анализа.
Фонологич. парадигматика строится как система фонемных оппозиций, среди которых выделяются 2 осн. типа – дизъюнкции (противопоставления по нескольким основаниям) и корреляции (противопоставления по одному основанию). Напр., в англ. sin ‘грех’ – win ‘выиграть’ оппозиция /s/:/w/ дизъюнктивна, а в tale ‘рассказ’ – dale ‘долина’ оппозиция /t/:/d/ коррелятивна. Корреляции образуют ядро фонологич. системы, они обычно пропорциональны, т. е. охватывают целые серии фонем (напр., корреляция по глухости-звонкости), и во мн. языках подвержены нейтрализации, т. е. синтагматич. снятию противопоставленности. Оппозиции могут оцениваться с точки зрения их функциональной нагрузки, мерой которой является как число миним. пар, т. е. число слов (морфем), различаемых только данной парой фонем, образующих оппозицию, так и число мест (позиций), занимаемых членами оппозиции в синтагматич. цепи.
Анализ оппозиций осуществляется с помощью набора преим. бинарных различительных признаков (РП), физич. субстратом которых являются артикуляц. и/или акустич. свойства звуков (напр., огублённость – неогублённость, резкость – нерезкость); см. Дифференциальные признаки. По своему проявлению РП делятся на ингерентные (ограниченные фонемой) и просодические (проявляющиеся в сегментах, превышающих фонему). Это деление условно, т. к. один и тот же признак может в одном языке быть ингерентным, в др. языке – просодическим (суперфонемным). Напр., долгота – ингерентный РП гласных в нем. яз. и просодический (слоговой) – в балтийских языках.
Существует также функциональная классификация РП на дифференциальные (обеспечивающие противопоставленность данной фонемы хотя бы одной другой) и интегральные (не создающие фонемной оппозиции). Один и тот же признак может быть дифференциальным для одних фонем и интегральным для других; напр., глухость в рус. яз. дифференциальна для /к/ (есть оппозиция с /г/) и интегральна для /х/. В др. аспекте можно говорить о необходимых и избыточных РП: первые, в отличие от вторых, не предсказываются автоматически по др. признакам. Напр., в рус. вокализме признак огублённости однозначно предсказывает признак заднерядности (парадигматич. избыточность); такие отношения признаковой детерминации наблюдаются по языкам и для синтагматики (фонотактики). В операциональном плане различают первичные РП (имеющие реальный физич. субстрат) и покрывающие РП (обобщённые признаки, охватывающие неск. первичных).
Принципы сегментной Ф. в целом применимы и к суперсегментному уровню, для которого нет, однако, столь же общепризнанной единицы, как фонема. Иногда пользуются общим понятием «просодема», предлагались более конкретные единицы – интонема (для интонации), тонема (для тона), стронема (для ударения), хронема (для долготы), но в употреблении остались лишь 2 первых термина. Трудности выделения суперсегментных единиц обусловлены тем, что материально они часто эквивалентны одному признаку (напр., долгота, высота тона), тогда как фонема – всегда комплекс признаков. Закономерности суперсегментного уровня изучены по языкам меньше, чем сегментного.
Спорным в Ф. остаётся понимание её статуса среди др. разделов языкознания. Для одних школ и направлений Ф. автономна [лондонская школа, ленинградская (петербургская) фонологическая школа, амер. дескриптивная лингвистика], для других – в той или иной степени подчинена грамматике (моск. фонологич. школа, генеративная лингвистика); признание автономности Ф. ведёт к выделению особого раздела – морфонологии со своей единицей – морфонемой.
Ф. появилась в России в 1870–80-х гг. 19 в.; её создатель – И. А. Бодуэн де Куртенэ (см. также Казанская лингвистическая школа); в формировании общей теории Ф. велика роль Л. В. Щербы, Н. Ф. Яковлева, Н. С. Трубецкого, Р. О. Якобсона. Как самостоят. дисциплина окончательно оформилась в 1930-х гг. в Европе (пражская лингвистическая школа, лондонская школа Д. Джоунза) и в США (как раздел дескриптивной лингвистики).
В отеч. языкознании сложились 2 фонологич. школы – ленинградская (петербургская) и московская, осн. различие между которыми состоит в том, что для первой в центре внимания находится различение звуковых оболочек значимых единиц языка, а для второй – тождество этих единиц. Поэтому идентификация фонем в ленингр. школе опирается на фонетич. самотождественность, а в московской – на семиотич. самотождественность фонем как компонентов морфем.
В 1930-х гг. зародилась и диахронич. Ф. как результат переноса фонологич. принципов в историч. фонетику на базе системного подхода к языку (Е. Д. Поливанов, Р. О. Якобсон, позднее – А. Мартине). В отеч. языкознании теория диахронич. Ф. развивается в трудах М. И. Стеблина-Каменского, В. Я. Плоткина, Г. С. Клычкова, М. В. Раевского, а на основе концепции моск. фонологич. школы – В. К. Журавлёвым, О. С. Широковым, Л. Л. Касаткиным. За рубежом в диахронич. Ф. широко проникли идеи генеративной Ф., которая в США возникла как попытка преодоления структуралистского схематизма и статичности дескриптивной лингвистики. В центре внимания генеративной Ф. – правила преобразования исходных символов морфем в фонетич. запись; осн. единица, на которой базируются правила, – РП. Генеративная Ф. в её каноничном виде создана Н. Хомским и М. Халле (1968), но сразу же появились ответвления и контртеории, подвергающие пересмотру основы генеративизма в Ф., в результате чего в 1970-х гг. сложилась т. н. естеств. Ф., также представленная разл. течениями. Её осн. принцип – ориентация на реального, а не идеального говорящего, а отсюда – разработка правил, лишённых абстрактных допущений (т. н. глубинных единиц) и оперирующих наблюдаемыми элементами. Генеративная и естеств. Ф. нашли сторонников и в Европе, но в целом здесь господствуют разновидности Ф., близкие к пражской.