МОСКО́ВСКАЯ ФОНОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОСКО́ВСКАЯ ФОНОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА (МФШ), одно из основных направлений в отечественной фонологии, опирающееся, наряду с ленинградской (петербургской) фонологической школой [Л(П)ФШ] и фонологической теорией пражской лингвистической школы, на идеи И. А. Бодуэна де Куртенэ о сути фонемы. МФШ возникла в кон. 1920-х гг. Её основатели – Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, В. Н. Сидоров, их единомышленники – А. М. Сухотин, И. С. Ильинская, Г. О. Винокур, А. И. Зарецкий и др. На формирование МФШ оказала влияние и фонологич. теория Н. Ф. Яковлева, также продолжавшего традиции Бодуэна де Куртенэ. Обобщение, углубление и развитие теории МФШ в виде целостной концепции осуществлено М. В. Пановым, который дал всеобъемлющее описание фонетич. уровня (яруса) рус. языка, ввёл понятие парадигмы фонемы (совокупности всех воплощающих её звуков).
Основа теории МФШ – учение о фонеме. Важнейшее положение – необходимость последовательного применения морфемного критерия при определении фонемного состава языка. В этом главное отличие МФШ от Л(П)ФШ и от др. школ. Для отнесения разных звуков к одной фонеме необходимо и достаточно, чтобы звуки находились в дополнительном распределении (дистрибуции) в зависимости от фонетич. позиций и занимали одно и то же место в одной и той же морфеме, т. е. позиционно чередовались. Фонему представляет весь ряд (совокупность, множество) позиционно чередующихся звуков. В этот ряд могут входить самые разл. звуки: артикуляционно и акустически близкие и далёкие, а также нуль звука. Так, в рус. языке фонема /с/ может быть представлена звуками [с] («с отцом»), [с°] («с отчимом»), [с’] («с сестрой»), [с’°] («с тётей»), [з] («с братом»), [з’] («с дядей»), [ш°] («с шурином»), [ж] («с женой»), [ш’] («с чадом»), нулём звука («с щедрым») и др.
МФШ детально разработана теория позиций – условий употребления и реализации фонем в речи. Позиционные чередования связаны с фонетич. или морфологич. позициями. Звуки, обусловленные фонетич. позициями и чередующиеся в одних и тех же морфемах, представляют фонему. Фонемы, обусловленные морфологич. позициями и чередующиеся в одних и тех же морфемах, образуют морфонему (см. Морфонология).
МФШ выдвинуто положение о параллельных и пересекающихся рядах позиционно чередующихся звуков. Параллельные ряды не имеют общих членов, а пересекающиеся имеют – в позициях нейтрализации фонем. Соотношение фонем, представленных непересекающимися множествами звуков, и фонем, представленных пересекающимися множествами, имеющими общую с др. фонемами часть, в разных языках различно.
МФШ ввела понятие гиперфонемы – особого случая неполной реализации в отд. морфемах всего ряда позиционно чередующихся звуков, воплощающих фонему. Она понимается как функциональная единица, представленная отд. звуком или рядом позиционно чередующихся звуков, относящихся к общей части нейтрализованных фонем, неприводимая в данных морфемах однозначно к одной из этих фонем. Так, первый гласный корня собак-/собач- («соба́ка», «соба́чий»; «собаково́д» и т. д.) никогда не бывает под ударением, а реализуется соответственно звуками [аə], [ə]. Эти позиционно чередующиеся звуки могут быть представителями только фонем /о/ и /а/, но которой из них – решить здесь невозможно. В этом корне выступает гиперфонема /о ∣ а/. Введено также понятие суперфонемы – фонологич. единицы, которую образуют фонемы, чередующиеся в одних и тех же морфемах в зависимости от фонетич. позиций. Так, в возвратном постфиксе -ся/-сь во всех глагольных формах (кроме причастий, свойственных письм. речи и нехарактерных для устной) наличие и отсутствие гласной фонемы зависит исключительно от фонемы, предшествующей этому постфиксу: после согласных выступает вариант с гласной фонемой («бояться», «боимся», «боялся», «бойся»), после гласных – без неё («боюсь», «боитесь», «боялась», «бойтесь», «боясь» и т. п.). В этом постфиксе выступает суперфонема <а∣ø>.
МФШ в процессе развития, совершенствования использует и близкие ей идеи, высказанные представителями др. школ. Так, она участвует в разработке понятий дифференциальных и интегральных признаков фонемы, ранее выдвинутых пражской лингвистич. школой.
Основные положения, установленные при анализе фонемы, применяются МФШ и при рассмотрении суперсегментных единиц языка и явлений: ударения, тонов, интонации, пограничных сигналов (по М. В. Панову, диэремы; указывают характером звуков на границы между словами и между морфемами внутри слов), сингармонизма и др.
Построение фонологич. модели языка, в т. ч. определение всех его фонем и их взаимоотношений в разных позициях, с точки зрения МФШ, возможно только при учёте всех слов, грамматич. форм и морфем данного языка и всех фонетич. реализаций фонологич. единиц. Отсюда пристальное внимание представителей МФШ к звуковой материи языка, в т. ч. к изучению её методами инструментальной фонетики.
Идеи МФШ нашли применение в первую очередь в теории письма – графике и орфографии, создании алфавитов, практич. транскрипции и транслитерации, в историч. фонетике, диалектологии и лингвистической географии, в преподавании неродного языка. Положение о том, что позиционно чередующиеся единицы представляют собой модификации одной и той же единицы более высокого уровня языка (яруса), находит всё большее применение не только в фонологии, но и при описании явлений словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, поэтики и др.
Идеи МФШ развивают её представители второго и следующих поколений: К. В. Горшкова (проблемы историч. фонетики и фонологии, истории развития фонологич. системы рус. языка в его диалектном членении; уточнила понятие парадигмы фонемы), Валерий В. Иванов (вопросы историч. фонологии рус. языка, синтагматики и парадигматики фонем), Л. Э. Калнынь (исследования в области слав. фонетики и фонологии), В. А. Виноградов (вопросы общей, рус. и афр. фонологии, фонологич. основ обучения фонетике неродного языка; уточнил понятие гиперфонемы), Л. Л. Касаткин (проблемы рус. лит. и диалектной фонетики, вклад в разработку теории фонетич. и фонологич. позиций, фонетич. чередований; выделил латентный период в истории фонемы; ввёл понятия суперфонемы, фонемы как двустороннего языкового знака), С. М. Кузьмина (соотношение орфографии, фонетики и фонологии), Н. К. Пирогова (исследования в области вокализма рус. лит. языка 20 в.), Е. Л. Бархударова (исследования в области консонантизма рус. лит. языка 20 в.), М. Л. Каленчук (проблемы рус. орфоэпии и разработка понятия орфоэпич. позиций) и др.