Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОСКО́ВСКАЯ ФОНОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 272-273

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Л. Касаткин

МОСКО́ВСКАЯ ФОНОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА (МФШ), од­но из ос­нов­ных направ­ле­ний в оте­че­ст­вен­ной фо­но­ло­гии, опи­раю­ще­еся, на­ря­ду с ле­нин­град­ской (пе­тер­бург­ской) фо­но­ло­ги­че­ской шко­лой [Л(П)ФШ] и фо­но­ло­ги­чес­кой тео­ри­ей праж­ской линг­ви­сти­чес­кой шко­лы, на идеи И. А. Бо­дуэ­на де Кур­те­нэ о су­ти фо­не­мы. МФШ воз­ник­ла в кон. 1920-х гг. Её ос­но­ва­те­ли – Р. И. Ава­не­сов, П. С. Куз­не­цов, А. А. Ре­фор­мат­ский, В. Н. Си­до­ров, их еди­но­мыш­лен­ни­ки – А. М. Су­хо­тин, И. С. Иль­ин­ская, Г. О. Ви­но­кур, А. И. За­рец­кий и др. На фор­ми­ро­ва­ние МФШ ока­за­ла влия­ние и фо­но­ло­гич. тео­рия Н. Ф. Яков­ле­ва, так­же про­дол­жав­ше­го тра­ди­ции Бо­ду­эна де Кур­те­нэ. Обоб­ще­ние, уг­луб­ле­ние и раз­ви­тие тео­рии МФШ в ви­де це­ло­ст­ной кон­цеп­ции осу­ще­ст­в­ле­но М. В. Па­но­вым, ко­то­рый дал все­объем­лю­щее опи­са­ние фо­не­тич. уров­ня (яру­са) рус. язы­ка, ввёл по­ня­тие па­ра­диг­мы фо­не­мы (со­во­куп­но­сти всех во­пло­щаю­щих её зву­ков).

Ос­но­ва тео­рии МФШ – уче­ние о фо­не­ме. Важ­ней­шее по­ло­же­ние – не­об­хо­ди­мость по­сле­до­ва­тель­но­го при­ме­не­ния мор­фем­но­го кри­те­рия при оп­ре­де­ле­нии фо­нем­но­го со­ста­ва язы­ка. В этом глав­ное от­ли­чие МФШ от Л(П)ФШ и от др. школ. Для от­не­се­ния раз­ных зву­ков к од­ной фо­не­ме не­об­хо­ди­мо и до­ста­точ­но, что­бы зву­ки на­хо­ди­лись в до­пол­ни­тель­ном рас­пре­де­ле­нии (ди­ст­ри­бу­ции) в за­ви­си­мо­сти от фо­не­тич. по­зиций и за­ни­ма­ли од­но и то же ме­сто в од­ной и той же мор­фе­ме, т. е. по­зи­ци­он­но че­ре­до­ва­лись. Фо­не­му пред­став­ля­ет весь ряд (со­во­куп­ность, мно­же­ст­во) по­зи­ци­он­но че­ре­дую­щих­ся зву­ков. В этот ряд мо­гут вхо­дить са­мые разл. зву­ки: ар­ти­ку­ля­ци­он­но и аку­сти­че­ски близ­кие и да­лё­кие, а так­же нуль зву­ка. Так, в рус. язы­ке фо­не­ма /с/ мо­жет быть пред­став­ле­на зву­ка­ми [с] («с от­цом»), [с°] («с от­чи­мом»), [с’] («с се­ст­рой»), [с’°] («с тё­тей»), [з] («с бра­том»), [з’] («с дя­дей»), [ш°] («с шу­ри­ном»), [ж] («с же­ной»), [ш’] («с ча­дом»), ну­лём зву­ка («с щед­рым») и др.

МФШ де­таль­но раз­ра­бо­та­на тео­рия по­зи­ций – ус­ло­вий упот­реб­ле­ния и ре­а­ли­за­ции фо­нем в ре­чи. По­зи­ци­он­ные че­ре­до­ва­ния свя­за­ны с фо­не­тич. или мор­фо­ло­гич. по­зи­ция­ми. Зву­ки, обу­слов­лен­ные фо­не­тич. по­зи­ция­ми и че­ре­дую­щие­ся в од­них и тех же мор­фе­мах, пред­став­ля­ют фо­не­му. Фо­не­мы, обу­слов­лен­ные мор­фо­ло­гич. по­зи­ция­ми и че­ре­дую­щие­ся в од­них и тех же мор­фе­мах, об­ра­зу­ют мор­фо­не­му (см. Мор­фо­но­ло­гия).

МФШ вы­дви­ну­то по­ло­же­ние о па­рал­лель­ных и пе­ре­се­каю­щих­ся ря­дах по­зи­ци­он­но че­ре­дую­щих­ся зву­ков. Па­рал­лель­ные ря­ды не име­ют об­щих чле­нов, а пе­ре­се­каю­щие­ся име­ют – в по­зи­ци­ях ней­тра­ли­за­ции фо­нем. Со­от­но­ше­ние фо­нем, пред­став­лен­ных не­пе­ре­се­каю­щи­ми­ся мно­же­ст­ва­ми зву­ков, и фо­нем, пред­став­лен­ных пе­ре­се­каю­щи­ми­ся мно­же­ст­ва­ми, имею­щи­ми об­щую с др. фо­не­ма­ми часть, в раз­ных язы­ках раз­лич­но.

МФШ вве­ла по­ня­тие ги­пер­фо­не­мы – осо­бо­го слу­чая не­пол­ной реа­ли­зации в отд. мор­фе­мах все­го ря­да по­зици­он­но че­ре­дую­щих­ся зву­ков, во­пло­щаю­щих фо­не­му. Она по­ни­ма­ет­ся как функ­цио­наль­ная еди­ни­ца, пред­став­лен­ная отд. зву­ком или ря­дом по­зи­ци­он­но че­ре­дую­щих­ся зву­ков, от­но­ся­щих­ся к об­щей час­ти ней­тра­ли­зо­ван­ных фо­нем, не­при­во­ди­мая в дан­ных мор­фе­мах од­но­знач­но к од­ной из этих фо­нем. Так, пер­вый глас­ный кор­ня со­бак-/со­бач- («со­ба́­ка», «со­ба́чий»; «со­ба­ко­во́д» и т. д.) ни­ког­да не бы­ва­ет под уда­ре­ни­ем, а реа­ли­зу­ет­ся со­от­вет­ст­вен­но зву­ка­ми [аə], [ə]. Эти по­зи­ци­он­но че­ре­дую­щие­ся зву­ки мо­гут быть пред­ста­ви­те­ля­ми толь­ко фо­нем /о/ и /а/, но ко­то­рой из них – ре­шить здесь не­воз­мож­но. В этом кор­не вы­сту­па­ет ги­пер­фо­не­ма /о а/. Вве­де­но так­же по­ня­тие су­пер­фо­не­мы – фо­но­ло­гич. еди­ни­цы, ко­то­рую об­ра­зу­ют фо­не­мы, че­ре­дую­щие­ся в од­них и тех же мор­фе­мах в за­ви­си­мо­сти от фо­не­тич. по­зи­ций. Так, в возвратном постфиксе -ся/-сь во всех глагольных формах (кроме причастий, свойственных письм. речи и нехарактерных для устной) наличие и отсутствие гласной фонемы зависит исключительно от фонемы, предшествующей этому постфиксу: после согласных выступает вариант с гласной фонемой («бояться», «боимся», «боялся», «бойся»), после гласных – без неё («бо­юсь», «боитесь», «боялась», «бойтесь», «боясь» и т. п.). В этом постфиксе выступает суперфонема <аø>.

МФШ в про­цес­се раз­ви­тия, со­вер­шен­ст­во­ва­ния ис­поль­зу­ет и близ­кие ей идеи, вы­ска­зан­ные пред­ста­ви­те­ля­ми др. школ. Так, она уча­ст­ву­ет в раз­ра­бот­ке по­ня­тий диф­фе­рен­ци­аль­ных и ин­те­граль­ных при­зна­ков фо­не­мы, ра­нее вы­дви­ну­тых праж­ской лин­гвис­тич. шко­лой.

Ос­нов­ные по­ло­же­ния, ус­та­нов­лен­ные при ана­ли­зе фо­не­мы, при­ме­ня­ют­ся МФШ и при рас­смот­ре­нии су­пер­сег­мент­ных еди­ниц язы­ка и яв­ле­ний: уда­ре­ния, то­нов, ин­то­на­ции, по­гра­нич­ных сиг­на­лов (по М. В. Па­но­ву, диэ­ре­мы; ука­зы­ва­ют ха­рак­те­ром зву­ков на гра­ни­цы меж­ду сло­ва­ми и меж­ду мор­фе­ма­ми внут­ри слов), син­гар­мо­низ­ма и др.

По­строе­ние фо­но­ло­гич. мо­де­ли язы­ка, в т. ч. оп­ре­де­ле­ние всех его фо­нем и их взаи­мо­от­но­ше­ний в раз­ных по­зи­ци­ях, с точ­ки зре­ния МФШ, воз­мож­но толь­ко при учё­те всех слов, грам­ма­тич. форм и мор­фем дан­но­го язы­ка и всех фо­не­тич. реа­ли­за­ций фо­но­ло­гич. еди­ниц. От­сю­да при­сталь­ное вни­ма­ние пред­ста­ви­те­лей МФШ к зву­ко­вой ма­те­рии язы­ка, в т. ч. к изу­че­нию её ме­то­да­ми ин­стру­мен­таль­ной фо­не­ти­ки.

Идеи МФШ на­шли при­ме­не­ние в пер­вую оче­редь в тео­рии пись­ма – гра­фи­ке и ор­фо­гра­фии, соз­да­нии ал­фа­ви­тов, прак­тич. транс­крип­ции и транс­ли­те­ра­ции, в ис­то­рич. фо­не­ти­ке, диа­лек­то­ло­гии и лин­гвис­ти­че­ской гео­гра­фии, в пре­по­да­ва­нии не­род­но­го язы­ка. По­ло­же­ние о том, что по­зи­ци­он­но че­ре­дую­щие­ся еди­ни­цы пред­став­ля­ют со­бой мо­ди­фи­ка­ции од­ной и той же еди­ни­цы бо­лее вы­со­ко­го уров­ня язы­ка (яру­са), на­хо­дит всё боль­шее при­ме­не­ние не толь­ко в фо­но­ло­гии, но и при опи­са­нии яв­ле­ний сло­во­об­ра­зо­ва­ния, мор­фо­ло­гии, син­так­си­са, лек­си­ки, по­эти­ки и др.

Идеи МФШ раз­ви­ва­ют её пред­ста­ви­те­ли вто­ро­го и сле­дую­щих по­ко­ле­ний: К. В. Гор­шко­ва (проб­ле­мы ис­то­рич. фо­не­ти­ки и фо­но­ло­гии, ис­то­рии раз­ви­тия фо­но­ло­гич. си­сте­мы рус. язы­ка в его диа­лект­ном чле­не­нии; уточ­ни­ла по­ня­тие па­ра­диг­мы фо­не­мы), Ва­ле­рий В. Ива­нов (воп­ро­сы ис­то­рич. фо­но­ло­гии рус. язы­ка, син­та­гма­ти­ки и па­ра­ди­гма­ти­ки фо­нем), Л. Э. Кал­нынь (ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти слав. фо­не­ти­ки и фо­но­ло­гии), В. А. Ви­но­гра­дов (воп­ро­сы об­щей, рус. и афр. фо­но­ло­гии, фо­но­ло­гич. ос­нов обу­че­ния фо­не­ти­ке не­род­но­го язы­ка; уточ­нил по­ня­тие ги­пер­фо­не­мы), Л. Л. Ка­сат­кин (проб­ле­мы рус. лит. и диа­лект­ной фо­не­ти­ки, вклад в раз­ра­бот­ку тео­рии фо­не­тич. и фо­но­ло­гич. по­зи­ций, фо­не­тич. че­ре­до­ва­ний; вы­де­лил ла­тент­ный пе­ри­од в ис­то­рии фо­не­мы; ввёл по­ня­тия су­пер­фо­не­мы, фо­не­мы как дву­ст­орон­не­го язы­ко­во­го зна­ка), С. М. Кузь­ми­на (со­от­но­ше­ние ор­фо­гра­фии, фо­не­ти­ки и фо­но­ло­гии), Н. К. Пи­ро­го­ва (ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти во­ка­лиз­ма рус. лит. язы­ка 20 в.), Е. Л. Бар­ху­да­ро­ва (ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти кон­со­нан­тизма рус. лит. язы­ка 20 в.), М. Л. Ка­лен­чук (проб­ле­мы рус. ор­фо­эпии и раз­ра­бот­ка по­ня­тия ор­фо­эпич. по­зи­ций) и др.

Лит.: Ава­не­сов Р. И., Си­до­ров В. Н. Очерк грам­ма­ти­ки рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка. М., 1945. Ч. 1: Фо­не­ти­ка и мор­фо­ло­гия; Ава­не­сов Р. И. Фо­не­ти­ка со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка. [М.], 1956; он же. Из ис­то­рии Мо­с­ков­ской фо­но­ло­ги­че­ской шко­лы // Рус­ский язык в на­уч­ном ос­ве­ще­нии. 2005. № 1; Па­нов М. В. Рус­ская фо­не­ти­ка. М., 1967; он же. Со­вре­мен­ный рус­ский язык: Фо­не­ти­ка. М., 1979; он же. По­зи­ци­он­ная мор­фо­ло­гия рус­ско­го язы­ка. М., 1999; он же. Тру­ды по об­ще­му язы­ко­зна­нию и рус­ско­му язы­ку. М., 2004–2007. Т. 1–2; он же. Фо­не­ти­ка // Со­вре­мен­ный рус­ский язык / Под ред. В. А. Бе­ло­шап­ко­вой. 4-е изд. М., 2011; Ре­фор­мат­ский А. А. Из ис­то­рии оте­че­ст­вен­ной фо­но­ло­гии. Очерк. Хре­сто­ма­тия. М., 1970; Си­до­ров В. Н. О Мо­с­ков­ской фо­но­ло­ги­че­ской шко­ле // От­цы и де­ти Мо­с­ков­ской лин­гвис­ти­че­ской шко­лы. М., 2004; Ка­сат­кин Л. Л. Со­вре­мен­ный рус­ский язык: Фо­не­ти­ка. 2-е изд. М., 2008.

Вернуться к началу