У́РОВНИ ЯЗЫКА́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
У́РОВНИ ЯЗЫКА́, подсистемы общей системы языковой, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы. Выделяются следующие осн. У. я.: фонемный (см. Фонема), морфемный (см. Морфема), лексический (словесный; см. Слово), синтаксический (уровень предложения). Уровнеобразующими свойствами обладают только те единицы языка, которые подчиняются правилам уровневой сочетаемости, т. е. обладают способностью вступать в парадигматич. и синтагматич. отношения (см. Парадигматика, Синтагматика) только с единицами того же У. я. Единицы разных уровней обладают качественным своеобразием (обнаруживают новое качество). С единицами других У. я. единицы к.-л. одного уровня вступают только в иерархич. отношения типа «состоит из…» или «входит в…». Так, фонемы могут образовывать классы и сочетаться в речевой цепи только с фонемами, морфемы в парадигматике и синтагматике сочетаются только с морфемами, слова – только со словами. В то же время фонемы входят в звуковые оболочки морфем, морфемы – в слова, слова – в предложения, и, наоборот, предложения состоят из слов, слова – из морфем и т. д. Группировки единиц языка внутри уровней, напр. фонем (гласные и согласные), морфем (корневые, аффиксальные и др.; см. Корень, Аффикс), слов (знаменательные, служебные, производные, простые, части речи и др.), не являются уровнеобразующими.
Картина уровневой организации языка значительно усложняется, во-первых, за счёт возможных комбинаций единиц одного У. я., не ведущих к образованию единиц др. уровня, и, во-вторых, за счёт существования единиц языка в абстрактной и конкретной форме [ср. «эмические» единицы (фонема, морфема и т. д.) и «этические» единицы (фон, морф и др.)]. В ряде работ проводится мысль, что эмические единицы (напр., фонема, морфема) и этические единицы [напр., фон (аллофон) и морф (алломорф)] должны рассматриваться как единицы, принадлежащие к разным У. я. Между тем эмическая и соответствующая ей этич. единица представляют собой одну и ту же единицу языка, но рассмотренную либо в абстрактной форме, как название класса [напр., морфема – класс морфов (алломорфов)], либо в конкретной форме, как отд. представитель этого класса (напр., морф, или конкретная морфема). Эти единицы не обнаруживают разных способов сочетаемости. Они принадлежат к одному и тому же объективному У. я. в онтологич. смысле, но могут входить в сферу разных «уровней анализа». Комбинации уровневых единиц – комбинации фонем (фонов) в слогах, образование производных и сложных основ (см. Основа) из морфем (морфов), словосочетаний из слов и др. – не обнаруживают нового качества, но сохраняют правила уровневой сочетаемости, присущие исходным единицам. Напр., основа, как и морфема, – синтаксически несамостоят. часть слова: она сочетается с морфемами, напр. с окончаниями, непосредственно; единственное отличие основы (сложной) от морфемы – степень сложности. Хотя степень сложности обычно характеризует единицы разных У. я., но это не обязательный, всегда различающий единицы разных У. я. признак. Слова обладают разной степенью сложности, но принадлежат к одному У. я. Гл. отличие единиц разных У. я. – их качественное своеобразие, проявляющееся в особенностях уровневой сочетаемости. В отд. случаях в одной звуковой форме могут совпадать единицы разных У. я., качественно отличные друг от друга (ср. указанное А. А. Реформатским совпадение в лат. i ‘иди’ предложения, слова, морфемы и фонемы).
У. я. – не изолированные друг от друга «участки» языка. Они в силу иерархич. отношений теснейшим образом связаны и характеризуют объективное устройство языковой системы. У. я. в онтологич. смысле следует отличать от «уровня анализа» языка – фаз, или этапов, рассмотрения языка. В лингвистич. практике онтологич. У. я. и «уровень анализа» (операционный) нередко смешиваются, хотя между ними нет прямого соответствия. «Уровень анализа» соответствует У. я. только при строго «поуровневом» рассмотрении языка, что при изучении языка не является обязательным. «Уровни анализа», будучи этапом рассмотрения языка, зависят от целей и задач исследования, т. е. во многом определяются точкой зрения исследователя на изучаемый объект.
Идея уровневой организации языка получила широкое распространение к сер. 20 в. – сначала в амер. дескриптивной лингвистике, чётко не разграничивавшей, однако, онтологич. и операционные уровни, а позднее и в др. направлениях, в т. ч. в отеч. языкознании. Традиц. выделение таких разделов языкознания, как фонетика, морфология, лексикология, синтаксис, фактически подготовило почву для концепции уровневой организации языка; по традиции эти области языка выступали как рядоположенные, но не связанные иерархич. отношениями. По-видимому, лингвистика заимствовала идею уровневой организации из биологии, где с нач. 20 в. стала распространяться концепция структурного уровня, или уровня организации живых систем. Если в биологии понятие более высоких и более низких уровней связывается с идеей развития, в лингвистике уровневая организация языка предполагает условное выделение «низших» У. я. как результат своего рода расчленения или трансформации «высших» уровней; реальное направление развития может при этом иметь обратный характер – от единицы высшего У. я. к единице низшего; напр., история языка устанавливает, что морфемы являются производными от слов единицами. Язык не складывается из уровней в процессе развития, а членится на них.