А́ФФИКС
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́ФФИКС (от лат. affixus, букв. – прибитый), часть слова, служебная морфема, которая присоединяется к корню и выражает к.-л. грамматич. и/или словообразоват. значение. В отличие от корневых морфем, количество А. в языке ограничено и не превышает, как правило, неск. сотен. А. классифицируются в зависимости от их функции и структуры. С функциональной точки зрения различают словоизменит., словообразоват. и «пустые» (не имеющие значения) А. Словоизменит. А. служат для образования форм слова (напр., падежные окончания). Словообразоват. А. образуют новые слова от производящих основ (напр., суффиксы -ик, -тель в словах «столик», «учитель»). «Пустые» А. связывают в единое целое части сложных слов (напр., «вод-о-воз», «овц-е-бык»).
Границы между словоизменит. и словообразоват. А. размыты и определяются прежде всего функционально. Элементы словоизменения отличаются чётким значением, связанным с их морфологич. и синтаксич. функцией. Так, -у в «волк-у», «стол-у» – это окончание дат. п. ед. ч.; -л в «чита-л», «да-л» – суффикс прош. вр. Значение словообразоват. А. значительно менее жёстко. Так, рус. суффикс -ник может означать лицо или предмет, имеющие отношение к чему-либо, деятеля, средство, событие: «утрен-ник» ‘утреннее представление’, «днев-ник» ‘тетрадь для ежедневных записей’, «вечер-ник» ‘студент, учащийся вечером’, «ноч-ник» ‘ночной светильник’, «учебник» ‘средство для обучения’, «мяс-ник» ‘продавец или рубщик мяса’, «глазник» ‘врач по глазным болезням’, «наглаз-ник» ‘приспособление, закрывающее или защищающее глаз’. Кроме того, словоизменит. А. в соответствующей грамматич. форме присоединяются практически ко всем словам данного класса, тогда как словообразовательные – только выборочно («играть» – «игрок», «читать» – «читатель» при незасвидетельствованных *игратель, *читок). Словоизменит. и словообразоват. А. нередко переходят друг в друга, изменяя свой статус. Так, в прилагательном «устал-ый» -л- – словообразоват. суффикс. Идентичный ему по происхождению показатель прош. вр. («он уста-л») является словоизменит. А. Поэтому прош. вр. на -л образуется от всех глаголов, а результативное прилагательное – лишь от некоторых.
В системе словоизменения большую роль играет нулевой А. Так, в форме «волк-0», «стол-0» отсутствие материально выраженного окончания (флексии) указывает на то, что перед нами – имена 2-го склонения в им. п. ед. ч. Напротив, у имён 1-го склонения нулевой А. указывает на род. п. мн. ч.: «коров-0», «жён-0». Более редкий для рус. языка случай – нулевой А. с усечением основы. С его помощью образуется т. н. звательный падеж в разг. речи: «Надь!», «Серёж!». Его особенность – отсутствие оглушения звонких согласных на конце слова (вопреки общим законам рус. фонетики): связь с основой, оканчивающейся на гласный, слишком ощутима.
«Пустые» А. в рус. языке в некоторых словосочетаниях способны образовать подобие слова: «Я сделал электро- и эхокардиограмму»; «беж-цвет» (а не зелёный; нулевой «пустой» А.).
Со структурной точки зрения А. подразделяются на префиксы, постфиксы (суффиксы, флексии и постпозитивные частицы), конфиксы (или циркумфиксы), инфиксы, трансфиксы, интерфиксы, амбификсы. Префиксы (приставки) ставятся впереди основы. В рус. языке они уточняют значение слова: «вы-пад» – «рас-пад», «вы-гон» – «у-гон» – «от-гон» – «раз-гон» и т. д., а также переводят глаголы несов. вида в совершенный, а длительные и повторяющиеся (итеративные) глаголы – в недлительные: «читать» – «про-читать», «читывать» – «про-читывать». Префикс, присоединяемый к глагольной основе, обозначается термином «преверб». Флексии (окончания) находятся после основы и имеют только словоизменит. значение. Они выражают исключительно отношения слов в высказывании (падежные, глагольные окончания). Суффиксы ставятся между основой и окончанием. Они подразделяются на словоизменительные и словообразовательные. Словоизменит. суффиксы по значению приближаются к окончаниям, но отличаются от них тем, что образуют особые основы. К этим основам могут присоединяться окончания («делал-0», «делал-а», «делал-и»). И такие суффиксы не вступают в парадигматич. отношения с окончаниями. Образованной суффиксом основе инфинитива («дела-ть») противостоит не отд. личная словоформа глагола, но словоизменит. парадигмы наст. и прош. вр. в целом («дела-ю», «дела-ешь» и т. д.). Постпозитивные частицы – это А., стоящие после окончания (напр., рус. возвратная частица -ся). Конфиксом (циркумфиксом) называется группа морфем, образующая новую словоформу; ср. «ехать» – «разъ-ехать-ся» (при невозможности *разъехать и *ехаться). Инфикс – морфема, внедрённая в основу слова; ср. лат. vi-n-c-o ‘я побеждаю’ – vic-i ‘я победил’ (инфикс -n- образует от основы перфекта основу наст. вр.). В рус. языке следы аналогичного носового инфикса содержат глагольные словоформы «сяду», «лягу». Трансфикс – морфема, состоящая из неск. фонем и внедрённая в корень. С помощью трансфиксов образуются грамматич. значения в афразийских языках: араб. kataba ‘он пишет’ – katib ‘писец’, kitab ‘написанный; книга’; qatala ‘он убивает’ – qatil ‘убийца’, qital ‘убитый’, где ktb ‘писать’, qtl ‘убивать’ – глагольные корни, трансфикс aaa обозначает наст. вр., ai – имя деятеля, ia – страдат. результативное причастие. Амбификс – морфема, способная занимать разные положения относительно корня; ср. в англ. яз. амбификс -out в роли префикса, напр. outcome ‘результат, исход’, и в роли постфикса, напр. coming-out ‘выезд в свет; вывоз (товаров)’.