АФРАЗИ́ЙСКИЕ ЯЗЫКИ́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АФРАЗИ́ЙСКИЕ ЯЗЫКИ́ (афроазиатские языки, семито-хамитские, или хамито-семитские, языки), макросемья языков, распространённых в сев. части Африки от Атлантического побережья и Канарских о-вов до побережья Красного м., а также в Зап. Азии и на о. Мальта. Группы говорящих на А. я. (гл. обр. на разл. диалектах арабского языка) имеются во мн. странах за пределами осн. ареала. Общее число говорящих ок. 350 млн. чел. (нач. 21 в., оценка). К А. я. относится и ряд мёртвых языков, засвидетельствованных многочисл. письм. памятниками. По-видимому, Передняя Азия и Сев.-Вост. Африка – исконный ареал А. я. Вопрос об афразийской прародине [т. е. о месте первоначального распространения гипотетически реконструируемого афразийского праязыка, распавшегося на самостоят. диал. группы, вероятно, не позже 9–8-го тыс. до н. э. (возможно и раньше)] остаётся открытым. В науч. лит-ре обосновываются гипотезы как о переднеазиатской, так и об африканской (Юго-Вост. Сахара и/или примыкающие к Сахаре области Вост. Африки) локализации афразийской прародины. Обоснование афр. гипотезы сталкивается с трудностями при объяснении древнейших контактов и связей А. я. со мн. языками Евразии.
Афразийская макросемья делится на 5 (или 6) осн. семей: семитские языки, древнеегипетский язык (и коптский язык), берберские языки (берберо-ливийские языки), чадские языки, кушитские языки, омотские языки (возможно, являющиеся наиболее рано отделившейся группой кушитской ветви).
К живым языкам семитской семьи принадлежит араб. яз. (а также мальтийский язык). Значит. группу составляют семитские языки Эфиопии, в т. ч. амхарский язык, распространённые на севере Эфиопии и в Эритрее языки тигринья (тиграйский) и тигре, а также ряд более мелких языков (см. Эфиосемитские языки). К живым семитским языкам относятся также иврит, малочисл. бесписьм. языки юга Аравийского п-ова и о. Сокотра [махри (мехри), джиббали (шхаури), сокотрийский язык и др.], новоарамейские языки и диалекты. Все остальные семитские языки мёртвые. По генетич. признаку в семитской семье выделяются неск. ветвей. 1. Севернопериферийная (или восточная)– аккадский язык. 2. Центральная, подразделяющаяся на: а) сев.-центр. группу, которую составляют ханаанейские языки (др.-ханаанейский, аморейский, угаритский язык, древнееврейский язык, финикийско-пунический и др., а также, вероятно, эблаитский яз., памятники которого были открыты в Сев. Сирии) и арамейские языки [староарамейский, имперский арамейский и многочисл. диалекты, составляющие две общности – западную (пальмирский, набатейский, палестинский и др.) и восточную (сирийский, или эдесский, мандейский, язык Вавилонского Талмуда и др.); также новоарамейские диалекты, представляющие как восточную, так и западную (ма’лула) общность]; б) юж.-центр. группу – араб. (и мальтийский) языки. К центр. ветви, видимо, относятся и языки древних эпиграфич. памятников юж. Аравии – сабейский, минейский и др. 3. Совр. юж.-аравийские языки – махри, джиббали, сокотрийский и др. 4. Эфиосемитская с сев. группой [геэз (эфиопский яз.), тигринья, тигре] и юж. группой (амхарский, гафат, харари, языки и диалекты гураге и др.).
Егип. семья представлена мёртвым др.-егип. языком, а также являющимся его продолжением коптским яз. (с письменностью на основе греч. алфавита).
Берберская (берберо-ливийская) семья включает многочисл. языки и диалекты берберов. Их осн. ветви: ташельхит (шильх, шлух, шлёх); зенетская (рифский, сенхайя, кабильский, шауйя, мзабский и др.); нефуса, гадамес, сива и др.; туарегская (гат, тамашек, танеслемт и др.); зенага. К этой семье относятся также мёртвые др.-ливийские языки (зап.-нумидийский и вост.-нумидийский). Сходство с берберскими (берберо-ливийскими) языками обнаруживают вымершие гуанчские диалекты Канарских о-вов, которые, возможно, следует рассматривать как особую группу в рамках берберских языков.
Чадскую семью составляют более 150 языков и диалектов, распространённых в Центр. Судане, в районах, примыкающих к оз. Чад на территории Сев. Нигерии, Нигера, Сев. Камеруна, Республики Чад. Крупнейший из них – хауса, широко используемый в качестве средства межэтнич. общения. Чадские языки делятся на 3 ветви: 1) западную (Нигерия) – хауса, ангас, рон, боле (болева, боланчи), карекаре, тангале (тангле), дера (канакуру), баде, нгизим и др.; 2) центральную (Нигерия и Камерун) – тера, га’анда, бура, марги, хиги, бата (бачама), ламанг, мандара (вандала), гисига, гидер, котоко, мусгум и др.; 3) восточную (Чад) – кера, кванг (модгел), сомрай, сокоро, дангла, муби, джегу и др.
Кушитская семья представлена языками сев.-вост. части Африки, распространёнными в Судане, Эфиопии, Сомали, Джибути, Кении, Танзании. Крупнейшие из них: оромо (галла), сомали. Кушитская семья делится на следующие ветви: 1) северную – бедауйе (беджа); 2) восточную – сахо, афар, сидамские языки (сидамо, хадия, камбатта и др.), сомали, оромо и др.; 3) южную – иракв, бурунге и др.; 4) агавскую – билин, хамир, хамтанга (хамта), аунги (авийя) и др. Ветвь, включающая языки омето (диалекты воламо, харуро, баскето и др.), ямма, каффа (кафичо) и др., традиционно рассматривалась как зап. группа кушитских языков. Некоторые лингвисты (Г. Флеминг, Л. Бендер), основываясь на данных сравнительного морфологич. анализа, предложили классифицировать эту ветвь, названную ими омотской, как шестую семью афразийской макросемьи, однако возможно, что кушитская и омотская группы составляют особое генетич. единство среди А. я. и, таким образом, омотская ветвь представляет собой наиболее раннее ответвление кушитских языков в их традиц. понимании.
В типологич. отношении живые А. я. сильно разошлись по причине значит. хронологич. глубины, отделяющей их от общеафразийского языкового состояния, а также из-за отсутствия взаимных контактов в условиях гетерогенного языкового окружения. Внутри отд. семей более близки между собой семитские языки, особенно древние, и берберские, хотя взаимная близость последних в традиц. берберологии сильно преувеличена. Чадские и кушитские (включая омотские) языки отличаются бóльшим разнообразием с типологич. точки зрения. Синхронную типологич. характеристику см. в статьях об отд. семьях афразийских языков.
Для фонологической системы А. я. характерно троичное противопоставление согласных: глухой – звонкий – эмфатический. Для праафразийского эмфатический реконструируется как глухой глоттализованный. Эта троичная оппозиция представлена в большинстве А. я., причём эмфатич. член триады может быть вторичного происхождения, как, напр., во мн. чадских языках, где, однако, представлены и рефлексы исконных эмфатических. Для консонантизма А. я. характерны также богатая система сибилянтных аффрикат и сибилянтов, поствелярные согласные, в т. ч. фарингальные и ларингальные спиранты, гортанная смычка, использование в функции согласных неслоговых (y), (w). Вероятно, на более позднем этапе развилось противопоставление гласных по долготе-краткости. Кушитские (и омотские) и чадские языки имеют фонологич. тоны.
Для морфологии глагола характерно противопоставление «перфектив (пунктив) – имперфектив (курсив, дуратив)». Наиболее архаичный способ выражения этой оппозиции – противопоставление простой (неполногласной) перфектной основы производной (полногласной) основе имперфекта, образуемой путём инфиксации -a-. Эта модель сохранилась в ряде языков семитской семьи (в аккадском, совр. южноаравийских и эфиосемитских языках), а также в отд. берберских, кушитских и чадских языках.
Многие А. я. утратили это исконное противопоставление основ, оппозиция «перфектив – имперфектив» стала выражаться в них с помощью особых приглагольных субъектных показателей, спец. частиц в рамках глагольного комплекса и т. д. На базе исконного противопоставления «перфектив – имперфектив» в А. я. развивается сложная система спрягаемых видо-временных форм. Характерная черта этого процесса – вытеснение немаркированного перфектива (непроизводная основа) маркированным. При этом формы старого перфектива используются в разл. модальных значениях или постепенно выходят из употребления (напр., сохраняясь только у вспомогат. глаголов или только в особых синтаксич. конструкциях). Процесс замены перфективной формы мог в истории отд. языков повторяться неоднократно (напр., дважды в некоторых эфиосемитских языках).
В др.-егип. языке сложилась оригинальная система видо-временных форм на основе атрибутивных и предложных именных конструкций. В чадских языках спряжение видо-временных форм осуществляется присоединением к неизменяемой глагольной основе аналитич. субъектных показателей, видимо, восходящих к сочетанию субъектного местоим. с основой вспомогат. глагола. В большинстве кушитских глаголов аналогичные аналитич. конструкции послужили основой для вторичного суффиксального спряжения. Но в некоторых языках [в бедауйе, афар-сахо (данакильских) и др.] сохранилось архаичное префиксальное спряжение, соответствующее семитскому и берберскому и восходящее к праафразийскому.
А. я. отличаются богатой системой производных глагольных основ – пород.
Имя в А. я. обладает категориями числа, рода (последняя утрачена мн. чадскими и кушитскими языками). Категория падежа сохранялась лишь в древних семитских языках и в др.-егип. языке, но отд. пережитки отмечаются в некоторых др. языках. Имеется система состояний (статусов) имени, широко распространены атрибутивные конструкции. Местоименные системы А. я. сходны между собой.
А. я. на протяжении своей истории испытывали субстратное и контактное влияние, как взаимное, так и гетерогенное (напр., арамейский субстрат в араб. яз., шумерский субстрат в аккадском яз. или зап.-африканский в чадских языках). Эти интерференционные процессы происходили как в местах совр. размещения А. я., так и на путях историч. миграций их носителей.
К А. я. относятся языки с наиболее древними и богатыми письм. традициями. Египетское письмо возникло на рубеже 4–3-го тыс. до н. э. и имело более 3 тыс. лет непрерывной традиции. В Месопотамии на базе шумерской клинописи с сер. 3-го тыс. до н. э. развивается аккадская (ассиро-вавилонская) письм. традиция (словесно-слоговое письмо), продолжавшаяся вплоть до рубежа новой эры; 2-я пол. 3-го тыс. до н. э. – время эблаитских письм. памятников (на основе шумеро-аккадской системы).
Серединой 2-го тыс. до н. э. датируется угаритское письмо на основе клинописной квазиалфавитной системы, не связанной с шумеро-аккадской клинописью и имеющей сходный с зап.-семитскими силлабариями порядок знаков. Примерно к этой же или к несколько более ранней эпохе относятся памятники письменности на зап.-семитских языках, выполненные квазиалфавитным письмом, – протосинайские, протопалестинские, протобиблские и др. надписи (см. Западносемитское письмо). На рубеже 2–1-го тыс. до н. э. появляются библские надписи, выполненные линейным квазиалфавитным письмом из 22 знаков; к этой финикийской системе восходят все последующие семитские силлабич. системы письма, среди которых наиболее важны юж.-аравийская (к которой, в свою очередь, восходит эфиопское письмо), др.-еврейская, сирийская и арабская. На основе финикийского силлабария возникло и греческое письмо, а через него почти все европ. алфавиты.
А. я., письм. традиция которых началась в Новое время, используют, как правило, арабское письмо или латинское письмо с некоторыми модификациями. Эфиосемитские языки (амхарский, тигринья, тигре и др.), а также некоторые кушитские языки Эфиопии пользуются эфиопским письмом. Отмечается ограниченное употребление традиц. берберского (туарегского) квазиалфавитного письма тифинаг, восходящего к вост.-нумидийской разновидности ливийского письма, которое, в свою очередь, вероятно, связано с пуническим и через него – с финикийским письмом. Некоторые языки, первоначально употреблявшие араб. письмо (т. н. аджами), позднее перешли на латиницу. Возможно и параллельное использование обеих традиций, напр. в языке хауса. Многие совр. А. я. бесписьменные.
Началом сравнительно-историч. афразийских исследований принято считать 1781, когда А. Л. фон Шлёцер, развивая идею Г. В. Лейбница, предложил объединить в одну группу ряд мёртвых языков Ближнего Востока, сходство между которыми было замечено ранее; эти языки были им названы семитскими на основе библейской генеалогии. В 1863 К. Р. Лепсиус предложил объединить ряд языков, прежде всего др.-египетский, а также некоторые кушитские и берберские и язык хауса в хамитскую группу, а обе группы объединил в семито-хамитскую, или хамито-семитскую, семью языков (см. Хамитские языки). Дальнейший прогресс афразийских исследований был связан с развитием сравнительно-историч. изучения семитских языков и семито-егип. штудиями, а также с выяснением состава «хамитской» группы и природы взаимоотношений «хамитских» языков между собой и с семитскими языками в трудах языковедов 19–20 вв. – Ф. В. К. Мюллера, К. Лотнера, Э. Ренана, Т. Бенфея, Р. Н. Каста, Л. Райниша, К. Броккельмана, А. Эрмана, К. Майнхофа, Д. Вестермана, И. Лукаса, А. Тромбетти, О. Рёслера, В. Вицихла, Э. Циларца и др. В сер. 20 в. М. Коэн и Дж. Х. Гринберг окончательно установили отсутствие особого хамитского генетич. единства в рамках афразийской семьи. Поэтому Гринберг предложил отказаться от термина «семито-хамитские языки», заменив его термином «афро-азиатские языки» (Afro-Asiatic languages). В отеч. языкознании принят предложенный И. М. Дьяконовым термин «А. я.». Во 2-й пол. 20 в. первоначальная ориентация преим. на языки древних письм. памятников при реконструкции архетипов сменилась учётом данных всех А. я., в т. ч. совр. бесписьм. языков, в результате кардинально изменились представления о протоафразийской фонологич. системе, ранее практически отождествлявшейся с прасемитским состоянием. Особую роль для афразийской морфологич. реконструкции сыграли работы Дьяконова. По А. я. регулярно проводятся междунар. конгрессы; им посвящены спец. журналы.