Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕЭ́З

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 49

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Е. Коган

ГЕЭ́З, ге­ез [(клас­си­че­ский) эфи­оп­ский, древ­не­эфи­оп­ский язык], язык, рас­про­стра­нён­ный в Ак­сум­ском цар­ст­ве. До 10–11 вв. на­хо­дил­ся как в письм., так и в уст­ном упот­реб­ле­нии, за­тем ис­поль­зо­вал­ся в цер­ков­ной и свет­ской пись­мен­но­сти в хри­сти­ан­ской Эфио­пии. Со­хра­ня­ет функ­цию язы­ка ли­тур­гии Эфи­оп­ской церк­ви. За­фик­си­ро­ван в эпи­гра­фич. па­мят­ни­ках на­чи­ная с 3–4 вв.; на Г. име­ет­ся об­шир­ная пе­ре­вод­ная и ори­ги­наль­ная лит-ра.

Г. от­но­сит­ся к эфио­се­мит­ским язы­кам (сев. под­груп­па). Диа­лек­тов нет, в язы­ке эпи­гра­фич. па­мят­ни­ков от­ме­ча­ют­ся не­ко­то­рые осо­бен­но­сти.

Со­хра­ня­ют­ся 24 из 29 пра­се­мит­ских со­глас­ных фо­нем (*ṯ̣, *š > s, *ḏ̣ > z, *ṯ̣ > ṣ, ɣ > ḫ, ʕ), име­ют­ся ла­био­ве­ляр­ные (kw, ḳw, gw, ḫw), глу­хой и эм­фа­ти­че­ский ла­би­аль­ные (p, ṗ). Эм­фа­ти­че­ские со­глас­ные реа­ли­зу­ют­ся как глот­та­ли­зо­ван­ные. Глас­ных фо­нем семь (a, a̅, i, e, o, u, ə), про­ти­во­пос­тав­ле­ние ə и ну­ля глас­но­го вы­ра­же­но сла­бо. Пра­ви­ла уда­ре­ния изу­че­ны не­дос­та­точ­но.

Осн. имен­ные ка­те­го­рии – род (муж., жен.), чис­ло (ед., мн.), па­деж (мар­ки­ров., не­мар­ки­ров.). Наи­бо­лее час­тот­ный по­ка­за­тель жен. ро­да – -t (ср. bəʔəsi ‘мужчина’ – bəʔəsi-t ‘женщина’), у не­одуш. су­ще­ст­ви­тель­ных про­ти­во­пос­тав­ле­ние по ро­ду сти­ра­ет­ся. Мн. ч. вы­ра­жа­ет­ся по­ка­за­те­ля­ми -a̅t и -a̅n, а так­же аб­лау­том и диф­фик­са­ци­ей (ср. ʔəgr ‘но­га’ – мн. ч. ʔəgar, dabr ‘гора’ – мн. ч. ʔadba̅r). Па­деж на -а мар­ки­ру­ет пря­мой объ­ект (rəʔəya nəguŝ-a ‘он уви­дел царя’) и вер­шин­ное имя в при­тя­жат. кон­ст­рук­ции (kalb-a nəguŝ ‘со­ба­ка царя’).

Име­ет­ся раз­ветв­лён­ная сис­те­ма по­род (кау­за­тив на ʔa-, реф­лек­сив на ta-, кау­за­тив-реф­лек­сив на ʔasta-). Мор­фо­ло­ги­че­ски вы­ра­жен­ное про­ти­во­пос­тав­ле­ние ме­ж­ду осн. по­ро­дой, ин­тен­си­вом и ко­на­ти­вом на се­ман­тич. уров­не пред­став­ле­но сла­бо. Име­ет­ся суф­фик­саль­ное спря­же­ние (пер­фект: nagara ‘он ска­зал’, gabra ‘он сделал’), 2 ос­но­вы пре­фик­саль­но­го спря­же­ния (им­пер­фект: yə-naggər ‘он скажет’, yə-gabbər ‘он сде­лает’; субъ­юнк­тив-юс­сив: yə-ngər ‘пусть он скажет’, yə-gbаr ‘пусть он сделает’). Ис­поль­зу­ет­ся осо­бая гла­голь­ная фор­ма для обо­зна­че­ния дей­ст­вия, од­но­вре­мен­но­го с дей­ст­ви­ем осн. пре­ди­ка­та или пред­ше­ст­вую­ще­го ему (ге­рун­див, кон­верб: zanta bəhilo nabara ‘ска­зав это, он сел’). Име­ют­ся ана­ли­тич. вре­менны́е кон­ст­рук­ции с вспо­мо­гат. гла­го­ла­ми hallo и kona ‘быть’.

По­ря­док слов от­но­си­тель­но сво­бод­ный. Оп­ре­де­ле­ния обыч­но сле­ду­ют за оп­ре­де­ляе­мым. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный по­ря­док слов в про­стом гла­голь­ном пред­ло­же­нии «пре­ди­кат+субъ­ект+объ­ект», в про­стом имен­ном – «субъ­ект+пре­ди­кат».

В лек­си­ке боль­шое ко­ли­че­ст­во за­им­ст­во­ва­ний из ку­шит­ских язы­ков и из гре­че­ско­го, есть тер­ми­ны араб., ара­мей­ско­го, др.-евр. и лат. про­ис­хо­ж­де­ния.

Тек­сты на Г. за­пи­са­ны эфи­оп­ским пись­мом.

Лит.: Dillmann A. Ethiopic grammar. L., 1907; Крач­ков­ский И. Ю. Вве­де­ние в эфи­оп­скую фи­ло­ло­гию. Л., 1955; Ста­ри­нин В. П. Эфи­оп­ский язык. М., 1967.

Сло­ва­ри: Dillmann A. Lexicon linguae Aethio­picae: Cum indice Latino. Lpz., 1865; Les­lau W. Comparative dictionary of Geʕez (Classical Ethiopic). Wiesbaden, 1987.

Вернуться к началу