ЭФИО́ПСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭФИО́ПСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ (офиц. название Эфиопская православная церковь «Соединения»), одна из древнейших вост. христианских Церквей. Канонич. территория Э. ц. охватывает Эфиопию; в её состав входят 44 епархии. Глава – патриарх абуна Матфей (с 2013). Кафедра патриарха – в г. Аддис-Абеба.
Принятие христианства в Эфиопии связывают с проповедью ап. Филиппа и деятельностью сир. купцов Фрументия (впоследствии абба Салама, 1-й епископ Аксума) и Афанасия и легендарных аксумских царей Абрахи и Ацбехи (см. Аксумское царство). Согласно эпиграфич. источникам, христианство утвердилось в Аксуме при царе Эзане в сер. 4 в. Местные христианские общины входили в состав митрополии Коптской церкви. Как и Коптская церковь, Э. ц. признаёт только 3 первых Вселенских собора и отвергает решения Халкидонского собора (451) о двух природах Христа (см. в ст. Монофизитство).
Изначально богослужение в Э. ц. велось на греч. яз., но впоследствии перешло на геэз. Распространению христианства на Африканском Роге способствовали воен. кампании эфиоп. правителей и деятельность монашества, появившегося в 5 в. благодаря 9 визант. миссионерам (т. н. 9 преподобных). После упадка Аксумского царства Э. ц. пользовалась покровительством представителей династии Загуэ, построивших в Лалибэле грандиозный храмовый комплекс. В 1270 Э. ц. поддержала переворот, в результате которого к власти пришла Соломонова династия. С 14 в. в руководстве Э. ц., наряду с митрополитом-коптом, стал играть важную роль назначаемый из местного духовенства эччеге, настоятель самого крупного Дэбрэ-Либаносского мон. В этот период обострились богословские споры, вызывавшие церковные расколы, о соотношении Божественного и человеческого начал в Иисусе Христе. На рубеже 16–17 вв. под влиянием католич. миссионеров разгорелся конфликт между сторонниками доктрин «помазания» (кэбат) и «соединения», завершившийся в кон. 19 в. торжеством последних, отразивших суть своей доктрины в офиц. названии Церкви.
Во время периода политич. раздробленности (1769–1855) духовное влияние и материальное положение Э. ц. сильно ослабло. Возрождение Церкви связано с объединением Эфиопии и правлением императоров Теодроса II (1855–1868), Йоханныса IV (1872–89) и Менелика II (1889–1913). В 1926 сформированный эфиоп. Синод попросил коптского патриарха разрешить эфиоп. митрополиту рукополагать епископов; в 1929 эта просьба была удовлетворена. При имп. Хайле Селассие I (1930–74) был взят курс на отделение Э. ц. от Коптской церкви, несмотря на протесты ряда коптских иерархов и эфиоп. традиционалистов. 28.6.1959 в присутствии имп. Хайле Селассие I и президента Египта Гамаля Абдель Насера Коптский патриарх Кирилл VI возвёл эччеге Василия (Басэлйоса) в сан патриарха Эфиопской церкви.
После падения монархии в 1974 социалистич. режим Менгисту Хайле Мариама преследовал верующих. Его свержение силами эритрейских группировок привело к провозглашению независимости Эритреи и к отделению от Э. ц. Эритрейской церкви (1998).