КО́ПТСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ПТСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ (самоназвание – Египетская православная церковь Александрии), одна из древних вост. христианских церквей, не принявших постановления IV Вселенского (Халкидонского) собора (451).
История
К. ц. ведёт свою историю от ап. Марка, который, согласно Священному Преданию, создал христианскую общину в Египте ок. 48. К сер. 5 в. христианство исповедовало подавляющее большинство населения Египта. В кон. 440-х гг. александрийский патриарх Диоскор (444–451) выступил на стороне архимандрита одного из константинопольских монастырей Евтихия, учившего о единой Божественной природе Христа (см. Монофизитство). Выступление Диоскора привело к расколу в Александрийской православной церкви. Учение, поддерживаемое Диоскором, взяло верх на соборе в Эфесе (449), но было осуждено IV Вселенским собором в Халкидоне (451), выработавшим православное учение о соединении двух природ (Божественной и человеческой) во Христе. Диоскор был низложен и отправлен в ссылку, на его место император назначил нового патриарха, не признанного большинством егип. мирян и духовенства.
Начиная с 451 нехалкидонская доктрина была воспринята большинством египтян. В 6 в. у нехалкидонитов возникла отдельная иерархия, с этого времени можно говорить об их самостоят. Церкви. «Нехалкидонское» духовенство Египта активизировало проповедническую деятельность в Эфиопии, Нубии и некоторых др. районах Африки. В 520–530-х гг. егип. Церковь претерпела ряд расколов. Кризис усугубился гонениями, ужесточившимися при имп. Юстиниане I (527–565). Новый виток преследований со стороны визант. властей пришёлся на 620–630-е гг. После завоевания Египта арабами в 641 егип. христиане воспользовались сложившейся ситуацией, чтобы порвать всякие контакты с Византией. Клир вернулся в храмы, христиане-антихалкидониты заняли большинство должностей в местной администрации. В то же время утрата необходимости вести полемику с визант. Церковью обусловила упадок егип. богословской лит-ры. В первые века араб. владычества за автохтонными египтянами закрепилось наименование копты, а за егип. Церковью антихалкидонитов – Коптская церковь.
К. ц., основываясь на формуле «единая природа Бога Слова воплощённая» (μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρϰωμένη), признаёт единство Христа (μία φύσις ), образованное неразрывным слиянием Божественной и человеческой сущностей «без смешения и без изменения». Т. о., с точки зрения строгой христологической терминологии К. ц. является миафизитской, хотя в европ. церковной и историч. традиции 19 в. часто именовалась монофизитской. Сама К. ц. признаёт монофизитство ересью, обвиняя визант. Церковь в намеренном искажении смысла её учения.
С нач. 8 в. завоеватели начали проводить политику арабизации страны, вытеснения коптского яз., а также чиновников-христиан из органов управления. Введение социальных и бытовых ограничений, необходимость выплачивать подушную подать подталкивали коптов к обращению в ислам. В 9 в. христиане стали меньшинством населения Египта. Тем не менее в 8–12 вв. мусульм. власти отличались высоким уровнем веротерпимости, за исключением периода правления фатимидского халифа аль-Хакима (996–1021), подвергнувшего коптскую общину религ. преследованиям. Патриарх Христодул (1047–77) перевёл резиденцию предстоятелей К. ц. из Александрии в столичный Каир, тем самым приблизив управление Церкви к егип. властям и одновременно символически подчеркнув изоляцию К. ц. от православных церквей. 12–13 вв. – короткий период возрождения коптской теологии, апологетики, церковно-историч. науки и канонич. права. В период между 1279 и 1447 мамлюкские правители Египта провели ок. 8 кампаний по изгнанию коптских служащих с гос. постов и ужесточению налагаемых на христиан социальных и бытовых ограничений. Гонения привели к резкому сокращению численности К. ц., закрытию храмов и монастырей, упадку церковной науки. В 14 в. прерывается фиксация хронистами церковной истории. Постепенное восстановление политич. и экономич. позиций коптской общины, оживление духовной жизни К. ц. пришлись на 17–18 вв. Начиная с патриарха Бутруса VII (1809–1852), коптский клир стал возвращать себе утраченные влияние и авторитет в глазах егип. властей.
Правления Мухаммеда Али (1805–49), Саида-паши (1854–63) и хедива Исмаила (1863–79) стали для коптов-христиан эпохой активной интеграции в обществ.-политич. институты Египта. Важными вехами в этом процессе явились отмена в отношении коптов-христиан подушной подати (джизьи), распространение на них воинской обязанности, вхождение в качестве делегатов в егип. Консультативный совет. Предстоятельство патриарха Кириллуса IV (1854–61), получившего впоследствии титул «Отца коптского реформаторства», ознаменовалось фундам. преобразованиями в сферах образования, книгопечатания и богослужения. В последней четв. 19 – 1-й трети 20 вв. обострилось противостояние патриархата и коптской светской верхушки, учредившей в 1874 аль-маджлис аль-милли (Совет общины). В то же время в Египте активизировалась прозелитская деятельность зап. церквей. Возобновившиеся ещё во 2-й пол. 16 в. контакты с Рим. престолом завершились расколом в К. ц. и образованием в 1895 униатского Александрийского патриархата. В 1899 из части паствы К. ц. была образована протестантская (пресвитерианская) деноминация, впоследствии получившая назв. Евангелическая церковь Египта – Нильский синод.
В правление короля Египта Фарука (1936–52) наблюдался рост исламистских настроений, который сопровождался постепенным вытеснением коптов из обществ. и политич. жизни Египта. Одновременно углублялся кризис в К. ц., достигший своего пика в период, когда патриаршая кафедра была вакантна (1942–1944), и во время предстоятельств Макариуса III (1944–45) и Йусуфа II (1946–1956), низложенного по обвинению в симонии. Среди коптов началась эмиграция в страны Европы и США, где образовалась влиятельная коптская диаспора. Период предстоятельства Кириллуса VI (1959–71) стал эпохой подъёма К. ц.: восстановление монастырей, возрождение коптского монашества. Активная обществ. и благотворит. деятельность К. ц. сопровождалась её вовлечением в межконфессиональный диалог в стране и за рубежом. Президент Египта Г. А. Насер лично заложил первый камень при постройке в Каире коптского собора Св. Марка, куда в июле 1968 была торжественно возвращена из Италии часть мощей ап. Марка. Патриотич. настрой коптского духовенства и общины проявился во время войн с Израилем 1956 и 1967, проводились мусульмано-христианские демонстрации нац. солидарности.
Избранный в 1971 патриархом Шенуда III продолжил деятельность по укреплению К. ц. Его многочисл. визиты за рубеж способствовали сплочению коптской диаспоры. Возглавившему ежемесячные собрания аль-маджлис аль-милли Шенуде III удалось исчерпать противостояние патриархата и светского руководства коптской общины, укрепить позиции К. ц. как символа идентичности общины. Вместе с тем рост исламистских настроений в Египте в правление президента А. Садата спровоцировал многочисл. столкновения на религ. почве, сопровождавшиеся погромами церквей, убийствами и насилием. Произошёл новый виток христианской эмиграции. В знак протеста против попустительства исламскому экстремизму Синод К. ц. отменил пасхальные торжества 1980. В ответ Садат обвинил Шенуду III в разжигании межобщинной розни и подрыве единства егип. нации. В 1981 президент издал указ, отстранявший патриарха от обязанностей предстоятеля К. ц. Были арестованы десятки духовных и светских лидеров коптской общины, патриарх сослан в мон. Анба-Бешой. Пришедшее в 1981 к власти новое егип. руководство предприняло ряд шагов по снижению межконфессиональной напряжённости. В 1985 президент М. Х. Мубарак разрешил патриарху вернуться к исполнению своих обязанностей. После объявления в 2003 Рождества нац. праздником в Египте коптские рождественские и пасхальные богослужения стали регулярно транслироваться по гос. телеканалу.
Современное положение
Каноническая территория К. ц., помимо Египта, охватывает Ливию и Судан. К. ц. включает 11 митрополий, 54 епископства в Египте и за его пределами (в Европе, Австралии, Сев. и Юж. Америке находятся 12 епархий К. ц.), 9 викариатств. Имеются также 5 патриарших экзархов, 11 епископов-настоятелей патриарших монастырей, 7 титулярных епископов, хорепископ, патриарший викарий. Всего в К. ц. насчитывается ок. 2 тыс. приходов; к нач. 21 в. было 22 мужских монастыря (18 в Египте и 4 в Палестине) и 7 женских.
К. ц. является церковью-матерью для автокефальных Эфиопской церкви (с 1959) и Эритрейской церкви (с 1998). В 1994 Коптский патриархат принял под свою юрисдикцию в качестве отд. митрополии Брит. православную церковь, ведущую своё апостольское преемство от сирийской нехалкидонской Церкви.
Предстоятелем К. ц. является патриарх, его титул – Александрийский папа и патриарх всея Африки на Священном апостольском престоле Св. Марка, первосвященник Египта, Пентаполиса, Ливии, Нубии, Судана, Эфиопии, Эритреи и всея Африки. Патриарх избирается пожизненно из числа монахов и не должен быть моложе 50 лет. Поместный собор из духовенства и мирян (в соборе 1971 впервые участвовали представители Эфиопской церкви) выдвигает наиболее достойные кандидатуры, выбор из 3 претендентов производится посредством жребия. Высший орган управления К. ц. – Священный Синод из 101 члена (на 2008), собирающийся ежегодно в канун Пятидесятницы. В Синод входят патриарх, епископы, настоятели крупнейших монастырей и члены Духовного совета при патриархе.
Богослужение ведётся на араб. и коптском языках. Служатся литургии святителей Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Канонич. право основано на номоканоне Ибн аль-Ассаля (13 в.). Семь таинств догматически и литургически сходны с православными. Церковные праздники отмечаются по юлианскому календарю. Сохранившееся у коптов мужское обрезание воспринято из семитской традиции и получило религ. коннотацию лишь в 11 в. [каноны патриарха Кириллуса II (1078–92)]. При входе в храм положено снимать обувь. Жертвенника в алтаре нет, иконы и фрески в храмах немногочисленны. Молиться принято семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах, мужчины отдельно от женщин. С 1981 женщины возводятся в чин диаконис без рукоположения и права прислуживать на литургии.
Духовные семинарии находятся в Каире (основана в 1893) и Александрии (основана в 1972). Печатный орган К. ц. – ж. «Аль-Кераза», большим влиянием пользуется коптский еженедельник «Ватани».
К. ц. находится в евхаристич. общении с др. нехалкидонскими церквами. С 1948 является членом Всемирного совета церквей. С 2001 К. ц. и Александрийская православная церковь (Александрийский грекоправославный патриархат) взаимно признают таинства крещения и брака.