АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ (АПЦ; Александрийский патриархат), православная Поместная церковь, юрисдикция которой распространяется на Египет и Африку. Именование по названию столицы эллинистического и римского Египта – Александрии. В древности занимала главенствующее место среди православных церквей Востока, но со 2-го Вселенского собора (381) уступила его Константинопольской православной церкви. Согласно постановлениям двух первых Вселенских соборов (I Всел. 6, II Всел. 2), власть епископа Александрийского распространялась «на весь Египет».
История АПЦ
Хотя распространение христианства в Александрии многие апокрифические и древние литературные памятники связывали с именами апостолов Луки или Варнавы (из числа 70), церковная традиция приписывает основание АПЦ евангелисту и апостолу Марку (Евсевий. Церковная история. II. 16.1), проповедовавшему в Египте, Фиваиде и Пентаполе около 39–49. В Александрии Марк претерпел мученическую смерть и был погребён в церкви Вукола (позднее здесь погребались архиепископы Александрийские). Во 2–3 вв. дидаскалы (христианские учители) АПЦ – Пантен, Климент Александрийский, Ориген, заложившие основы александрийской школы богословия, полемизировали с гностиками, язычниками и иудеями. В 202–312 христиане Египта подвергались гонениям со стороны гражданских властей. В начале 4 в. возник мелитианский раскол, осуждённый Александрийским собором 306, а также арианство, осуждённое на 1-м Вселенском cоборе (Никея, 325) благодаря усилиям свт. Александра Александрийского, Осия Кордубского и свт. Афанасия Великого.
Свт. Кирилл Александрийский (архиепископ в 412–444) активно боролся с новацианским расколом в Александрии и несторианством, добившись осуждения последнего на 3-м Вселенском соборе (г. Эфес, 431). Выступление патриарха Александрийского Диоскора в середине 5 в. на стороне монофизитства, осуждённого на 4-м Вселенском соборе (г. Халкидон, 451), привело к расколу в АПЦ на халкидонитов (монофизиты их стали именовать мелькитами, т. е. «царскими», намекая на эллинизированность и помощь императорской власти) и монофизитов [получивших именование коптов (от греч. Αἰγύπτιοι – египтяне)], образовавших Коптскую церковь. В 7 в. АПЦ пережила ересь монофелитства, против которой в Александрии выступил прп. Максим Исповедник.
Именно в египетских пустынях сформировалось христианское монашество, родоначальниками которого считают анахорета (отшельника) Павла Фивейского и прп. Антония Великого (3–4 вв.). У прп. Антония скрывался во время преследований свт. Афанасий Великий. Наиболее известными египетскими обителями к середине 4 в. были Нитрия, основанная прп. Аммоном (Аммуном) Египетским, и Скит, основанный прп. Макарием Великим. Начало общежительным монастырям (киновиям) положил в начале 4 в. прп. Пахомий Великий. В некоторых обителях проживали до 2 тыс. монашествующих. Монастыри играли важную роль не только в религиозной жизни АПЦ, но и в политической жизни Византии. Ко времени персидского вторжения в Египет (619) в окрестностях Александрии насчитывалось около 600 монастырей.
Эпоха расцвета АПЦ закончилась с переходом Египта под власть Халифата в середине 7 в. Христиане были причислены к сословию зиммиев, сохранявших определённую свободу веры и автономию. Вместе с тем христиане (в основном мелькиты, поскольку копты воспринимались мусульманами как враги Византии) неоднократно подвергались гонениям, исламизации и арабизации, особенно в правления халифов аль-Мутаваккиля (847–861), аль-Хакима (996–1020), а затем при мамлюках (13–16 вв.). Крестовые походы 11–13 вв. усугубили тяжёлое положение египетских христиан, притеснявшихся и мусульманами (например, при султане Салах ад-Дине Юсуфе ибн Айюбе в 12 в.), и крестоносцами, для которых восточные христиане были схизматиками. В Османский период (с 1517) внешнее положение египетских христиан было относительно терпимым.
В 16 в. начинаются контакты АПЦ с Русью (в 1523, 1556 делегации АПЦ посещали Русь для сбора пожертвований, в 1593 патриарх Мелетий Пигас участвовал в Константинопольском соборе, обсуждавшем учреждение на Руси патриаршества). В АПЦ в 1830–40-х гг. насчитывалось около 2–5 тыс. чел. (греков и арабов), тогда как коптов-монофизитов – около 150–160 тыс. чел. В 16 – начале 19 вв. во всей АПЦ действовало 8 храмов и 2 монастыря. Все патриархи были греческого происхождения. В 1834 АПЦ восстановила контакты с Россией, получая значительные суммы от Российской империи и частных жертвователей. В 1855 в России было учреждено Александрийское подворье.
Британский протекторат над Египтом облегчил положение христиан. К нач. 20 в. в АПЦ насчитывалось уже около 100 тыс. чел. (63 тыс. греков, остальные – арабы сирийского и ливанского происхождения).
Современное положение АПЦ
Предстоятель АПЦ носит титул «папа и патриарх Александрийский и всея Африки» (с 2004 – патриарх Феодор II). В АПЦ входят 1 архиепископия, 26 митрополий и 4 епископии. По различным оценкам, к АПЦ принадлежат 250 – 300 тыс. верующих в Египте и от 1,5 до 6 млн. чел. в других странах Африки (Кения, Уганда, Танзания, Демократическая Республика Конго, Камерун, Мадагаскар, ЮАР и др.). Старейшие из действующих монастырей: Св. Саввы Освященного в Александрии (основан в 320), Свт. Николая в Каире (10 в.). Много внимания в АПЦ уделяют миссионерству, развитию богослужения на языках различных народов Африки. АПЦ является членом Всемирного совета церквей, имеет 2 подворья в Афинах, представительство на Кипре, подворье в Москве (возглавляется патриаршим экзархом в России).