Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАХО́МИЙ ВЕЛИ́КИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 481

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Л. Хосроев
Святой Пахомий Великий. Мозаика. 1030–40-е гг. Монастырь Осиос Лукас. Греция. Архив «Православной энциклопедии»

ПАХО́МИЙ ВЕЛИ́КИЙ (греч. Παχώμιος, от копт­ско­го pahôm – со­кол) [ок. 292, юж. Еги­пет (Фи­ваи­да) – ок. 346, там же], хри­сти­ан­ский под­виж­ник, ос­но­ва­тель об­ще­жи­тель­но­го ти­па мо­на­ше­ст­ва, свя­той. Ис­точ­ни­ка­ми по ис­то­рии жиз­ни П. В. и ос­но­ван­ных им мо­на­сты­рей яв­ля­ют­ся мно­го­числ. вер­сии его жи­тия, до­шед­шие на копт­ском и греч. язы­ках. Их ори­ги­нал (оче­вид­но, на греч. яз.) воз­ник не ра­нее по­след­ней четв. 4 в.

П. В. про­ис­хо­дил из егип. (копт­ской) языч. се­мьи, по­лу­чил на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние (умел чи­тать, воз­мож­но, пи­сать; греч. яз. не знал). При­зван­ный в ар­мию (ок. 313), впер­вые встре­тил­ся с хри­стиа­на­ми; был по­ра­жён их ми­ло­сер­ди­ем и ре­шил при­нять хри­сти­ан­ст­во. От­пу­щен­ный вско­ре из ар­мии, он кре­стил­ся и стал уче­ни­ком ана­хо­ре­та (мо­на­ха-от­шель­ни­ка) Па­ла­мо­на. Впо­след­ст­вии, сле­дуя ви­де­нию, от­пра­вил­ся в ме­ст­ность Та­вен­ни­си для соз­да­ния там мо­на­сты­ря. Мол­ва о бла­го­чес­тии П. В. бы­ст­ро рас­про­стра­ни­лась, у не­го поя­ви­лись уче­ни­ки (пер­вым из них был его стар­ший брат Ио­анн). Спо­ры от­но­си­тель­но уст­рое­ния мо­на­ше­ской жиз­ни по­бу­ди­ли П. В. со­ста­вить свод пра­вил об­ще­жи­тия (ки­но­вии, греч. ϰοινόβιον ), став­ший пер­вым пись­мен­ным мо­на­ше­ским ус­та­вом (древ­ние ис­точ­ни­ки со­об­ща­ют о да­ро­ва­нии ус­та­ва П. В. ан­ге­лом). Пер­вый ва­ри­ант «Пра­вил» на­пи­сан на копт­ском яз., до нас в наи­бо­лее пол­ном ви­де свод до­шёл в лат. пе­ре­во­де с греч. яз., вы­пол­нен­ном Ие­ро­ни­мом Бла­жен­ным. Се­ст­ра П. В., Ма­рия, соз­да­ла по­бли­зо­сти от Та­вен­ни­си жен­ский мо­на­стырь, для ко­то­ро­го П. В. так­же уч­ре­дил ус­тав. Вско­ре из-за боль­шо­го чис­ла уче­ни­ков он ос­но­вал но­вый мо­на­стырь в со­сед­ней за­бро­шен­ной де­ре­вуш­ке Па­бау (совр. Фау-Киб­ли). Рас­ши­ре­ние хо­зяй­ст­ва мо­на­сты­рей при­ве­ло к не­об­хо­ди­мо­сти ос­ваи­вать но­вые зем­ли и уч­ре­ж­дать но­вые мо­на­сты­ри не без про­ти­во­дей­ст­вия ме­ст­ных епи­ско­пов. К кон­цу жиз­ни П. В. в Егип­те бы­ло уже 9 муж­ских мо­на­сты­рей.

Уст­раи­вая об­ще­жи­тие, П. В. ве­рил в то, что спа­се­ние мо­жет быть дос­тиг­ну­то ка­ж­дым чле­ном об­щи­ны (при не­за­ви­си­мо­сти мо­на­сты­рей в их по­все­днев­ной жиз­ни от внеш­не­го ми­ра) че­рез сми­ре­ние, по­слу­ша­ние, по­сто­ян­ные мо­лит­вы и чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Ка­ж­дый мо­на­стырь жил по об­щим пра­ви­лам, ус­та­нов­лен­ным для все­го об­ще­жи­тия: об­щие мо­лит­вен­ные со­б­ра­ния, тра­пе­за и ра­бо­та. Мо­на­сты­ри де­ли­лись на до­мы – груп­пы мо­на­хов, объ­е­ди­нён­ных по ро­ду за­ня­тий. Ка­ж­дый мо­на­стырь воз­глав­лял на­стоя­тель, ему под­чи­нял­ся эко­ном. Над все­ми мо­на­сты­ря­ми сто­ял еди­ный гла­ва, жив­ший в Па­бау и два­ж­ды в год со­би­рав­ший ту­да всех мо­на­хов на об­щее со­б­ра­ние; хо­зяйств. де­ла­ми мо­на­сты­рей ве­дал гл. эко­ном.

П. В. так­же ав­тор по­сла­ний (пи­сем) мо­на­хам, от копт­ских ори­ги­на­лов ко­то­рых со­хра­ни­лись лишь фраг­мен­ты (зна­чи­тель­но боль­ше на греч. яз., поч­ти пол­ный свод на лат. яз.). На копт­ском яз. до нас дош­ло од­но «По­уче­ние» П. В., об­ра­щён­ное к бра­тии. К па­хо­ми­ев­ской тра­ди­ции («па­хо­миа­не») от­но­сят­ся лит. тру­ды пре­ем­ни­ков П. В. – пре­по­доб­ных Ор­си­сия и Фео­до­ра Ос­вя­щен­но­го.

День па­мя­ти П. В. по ка­лен­да­рю РПЦ – 15(28) мая, по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 9 мая, в Копт­ской церк­ви – 14 мая.

Соч.: Die Briefe / Hrsg. H. Quecke. Regens­burg, 1975 (Anhang: Die Koptischen Fragmente und Zitate der Pachombriefe).

Ис­точн.: Lefort L. Th. La Règle de s. Pa­chôme // Le Muséon. 1924. Vol. 37. 1927. Vol. 40. 1935. Vol. 48; S. Pachomii vita Bohai­rice scripta / Ed. L. Th. Lefort. Parisis, 1925; Pachomiana Latina. Règle et épîtres de s. Pa­chôme, épître de s. Théodore et «Liber» de s.  Orsiesius. Texte latin de S. Jérôme / Éd. A. Boon. Louvain, 1932; Sancti Pachomii vitae Graecae / Ed. F. Halkin. Brux., 1932; S. Pacho­mii vitae, sahidice scriptae / Ed. L. Th. Lefort. Parisis, 1933–1934. Vol. 1–2; Le Corpus Athéni­en de Saint Pachôme / Éd. F. Halkin. Gen., 1982.

Лит.: Grossmann P. The Basilica of St. Pa­cho­mius // Biblical Archaeologist. 1979. № 42; Veilleux A. Pachomian koinonia. Kalamazoo, 1980–1982. Vol. 1–3; Rousseau Ph. Pachomius: the Making of a community in fourth-century Egypt. Berk., 1985; Grossmann P., Lease G. Faw Qibli – 1989 Excavation report // Göt­tin­ger Miszellen. 1990. № 114; Хос­ро­ев А. Л. Па­хо­мий Ве­ли­кий: (из ран­ней ис­то­рии об­ще­жи­тель­но­го мо­на­ше­ст­ва в Егип­те). СПб. [и др.], 2004.

Вернуться к началу