ПАХО́МИЙ ВЕЛИ́КИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАХО́МИЙ ВЕЛИ́КИЙ (греч. Παχώμιος, от коптского pahôm – сокол) [ок. 292, юж. Египет (Фиваида) – ок. 346, там же], христианский подвижник, основатель общежительного типа монашества, святой. Источниками по истории жизни П. В. и основанных им монастырей являются многочисл. версии его жития, дошедшие на коптском и греч. языках. Их оригинал (очевидно, на греч. яз.) возник не ранее последней четв. 4 в.
П. В. происходил из егип. (коптской) языч. семьи, получил начальное образование (умел читать, возможно, писать; греч. яз. не знал). Призванный в армию (ок. 313), впервые встретился с христианами; был поражён их милосердием и решил принять христианство. Отпущенный вскоре из армии, он крестился и стал учеником анахорета (монаха-отшельника) Паламона. Впоследствии, следуя видению, отправился в местность Тавенниси для создания там монастыря. Молва о благочестии П. В. быстро распространилась, у него появились ученики (первым из них был его старший брат Иоанн). Споры относительно устроения монашеской жизни побудили П. В. составить свод правил общежития (киновии, греч. ϰοινόβιον ), ставший первым письменным монашеским уставом (древние источники сообщают о даровании устава П. В. ангелом). Первый вариант «Правил» написан на коптском яз., до нас в наиболее полном виде свод дошёл в лат. переводе с греч. яз., выполненном Иеронимом Блаженным. Сестра П. В., Мария, создала поблизости от Тавенниси женский монастырь, для которого П. В. также учредил устав. Вскоре из-за большого числа учеников он основал новый монастырь в соседней заброшенной деревушке Пабау (совр. Фау-Кибли). Расширение хозяйства монастырей привело к необходимости осваивать новые земли и учреждать новые монастыри не без противодействия местных епископов. К концу жизни П. В. в Египте было уже 9 мужских монастырей.
Устраивая общежитие, П. В. верил в то, что спасение может быть достигнуто каждым членом общины (при независимости монастырей в их повседневной жизни от внешнего мира) через смирение, послушание, постоянные молитвы и чтение Священного Писания. Каждый монастырь жил по общим правилам, установленным для всего общежития: общие молитвенные собрания, трапеза и работа. Монастыри делились на домы – группы монахов, объединённых по роду занятий. Каждый монастырь возглавлял настоятель, ему подчинялся эконом. Над всеми монастырями стоял единый глава, живший в Пабау и дважды в год собиравший туда всех монахов на общее собрание; хозяйств. делами монастырей ведал гл. эконом.
П. В. также автор посланий (писем) монахам, от коптских оригиналов которых сохранились лишь фрагменты (значительно больше на греч. яз., почти полный свод на лат. яз.). На коптском яз. до нас дошло одно «Поучение» П. В., обращённое к братии. К пахомиевской традиции («пахомиане») относятся лит. труды преемников П. В. – преподобных Орсисия и Феодора Освященного.
День памяти П. В. по календарю РПЦ – 15(28) мая, по календарю Римско-католич. церкви – 9 мая, в Коптской церкви – 14 мая.