АНТО́НИЙ ВЕЛИ́КИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТО́НИЙ ВЕЛИ́КИЙ (Египетский) (’Aντώνιος ὁ Μέγας) (ок. 251 – ок. 356), преподобный, по церковному преданию, основатель христианского монашества. Сведения о нём содержатся гл. обр. в его житии, написанном еп. Афанасием Великим. Родился в с. Кома (ныне Киман-эль-Аруз близ г. Эль-Васта, Египет) в семье зажиточных христиан-коптов. После смерти родителей, в возрасте 18–20 лет, услышав в церкви евангельские отрывки о духовном совершенстве (Мф. 19:21; 6:34), решил вести аскетический образ жизни. Раздав имущество, сначала жил возле своего села, затем удалился в гробницу, где, согласно житию, был искушаем дьяволом (этот сюжет впоследствии стал популярен в зап.-европ. культуре). Ок. 285 поселился в заброшенном укреплении и жил затворником ок. 20 лет. Постепенно на горе Писпир (ныне Дейр-эль-Меймун) вокруг А. В. образуется поселение монахов. Дважды (ок. 308 и ок. 337/338) А. В. посетил Александрию во время гонений язычников и ариан. Есть сведения о его путешествии на Нитрийскую гору и основании вместе с Ун-Амуном Египетским монашеского поселения в Келлиях (Нижний Египет). Ок. 313 А. В. с двумя учениками переселился в горный район т. н. Вост. пустыни, где находится монастырь, позднее названный в его честь (мон. Св. Антония; араб. Дейр-эль-Каддис-Антван). Там А. В. жил до конца своих дней.
В совр. науке принято полагать, что А. В. не был первым монахом, он снискал себе славу «отца монашества» благодаря широкой популярности его жития, переведённого на мн. языки (лат., сир., коптский и др.), и последующей церковной традиции. Однако имя А. В., по мнению свящ. С. Лобачевского, «стало звеном, связавшим всех отдельных, неизвестно где блуждавших отшельников в братские общины»; его жизнь явилась примером жития первого монаха и образцом для подражания многочисленным подвижникам как в Египте, так и за его пределами. Известно, что ученики А. В. после его кончины подвизались в монастырях Нижнего Египта, среди них был и прп. Макарий Великий, основатель монашеской жизни в Скиту (ныне Вади-эн-Натрун). Большой духовный авторитет, которым пользовался А. В. у последующих поколений монахов, засвидетельствован более поздними агиографическими источниками.
Под именем А. В. сохранился ряд посланий (в араб. корпусе – 20), принадлежность которых А. В. остаётся спорной.
Память 17 января.
Иконография
Наиболее раннее предполагаемое изображение А. В. – на терракотовой ампуле 4–6 вв. (Британский музей, Лондон). Он изображался седобородым старцем в монашеских одеждах, в куколе, со свитком, иногда с посохом, завершённым Т-образной рукоятью (в зап.-европ. и поствизантийском иск-ве), часто среди др. святых. Сцены из жития А. В. включены в Минологий Василия II (976–1025); им посвящены фрески в базилике Сан-Сеполькро в Барлетте (Италия; 12–13 вв.). В визант. традиции житийные иконы А. В. встречаются редко, в осн. в поствизантийский период, среди произведений художников критской школы (икона «Св. Антоний с 10 сценами жития», нач. 16 в., Визант. музей, Афины). В Зап. Европе с 10 в. особой популярностью пользовался сюжет «Искушение св. Антония» (фрески атриума ц. Санта-Мария-Антиква в Риме, 10–11 вв.). Его разрабатывали М. Грюневальд, А. Дюрер, М. Шонгауер, И. Босх, П. Брейгель Старший, позднее А. Карраччи, Я. Тинторетто, С. Роза, Дж. Креспи. В иск-ве 20 в. эта тема привлекла художников модерна (М. Бекманн, О. Редон) и сюрреалистов (М. Эрнст, С. Дали).