РЕДО́Н ОДИЛОН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕДО́Н (Redon) Одилон (Бертран Жан) (20.4.1840, Бордо – 6.7.1916, Париж), франц. график и живописец. Учился в Бордо у С. Горена (с 1855), в Школе изящных искусств в Париже у Ж. Л. Жерома (1864), затем рисунку и иск-ву гравюры у Р. Бредена в Бордо. Общение с ботаником А. Клаво, работа с микроскопом сыграли значит. роль в формировании Р. как художника. В ранний период рисовал в осн. углем, создавая большие листы («Noirs»), и в технике литографии. Один из гл. представителей франц. символизма, Р. создавал мир мистич. фантазий, добивался эффекта смешения ночного кошмара с явью (серии литографий «В мире мечты», 1879, «В честь Гойи», 1885, «Искушение св. Антония», 1888, 1889 и 1896, «Апокалипсис св. Иоанна», 1889, и др.). Важное место в творчестве Р. принадлежит лит. реминисценциям (работы по мотивам «Цветов зла» Ш. Бодлера, поэзии С. Малларме); один из «сквозных» образов – человеческий глаз как олицетворение «зрячей души», всепроникающего духовного зрения. Высказывание Р. – «возможно, первая попытка зрения осуществилась в цветке» – воплотилось во многих натюрмортах («Глаз с головкой мака», 1892, собрание К. Роже-Маркса, Париж, и др.). С 1890-х гг. обращается к живописи маслом, пастели («Закрытые глаза», 1890, Музей Орсе, Париж; «Христос в молчании», ок. 1895, Пти-Пале, Париж; «Будда», 1905, Музей Орсе). Для позднего творчества Р. характерно использование крупных декоративных красочных пятен («Женщина среди цветов», 1909–10, собрание Х. Харрис Джонас, Нью-Йорк). Он обращался к мифологии («Циклоп», 1898, Музей Крёллер-Мюллер, близ Оттерло), исполнял портреты (мадам А. Фонтен, 1901, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и др.), монументальные росписи (в аббатстве Фонфруад близ Нарбона, 1910–11, и др.). Р. оказал влияние на мастеров группы «Наби», фовизма и сюрреализма.