Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОВИ́ЗМ

А. Дерен. «Эстак». 1905. Музей современного искусства (Нью-Йорк).

ФОВИ́ЗМ (от франц. fauve – ди­кий), на­прав­ле­ние во франц. жи­во­пи­си, пер­вое ху­до­же­ст­вен­ное те­че­ние аван­гар­диз­ма. Су­ще­ст­во­ва­ло с ок. 1898 по 1908. Тер­мин про­ис­хо­дит от ре­цен­зии на вы­став­ку на осен­нем Са­ло­не не­за­ви­си­мых в Па­ри­же в 1905 («Gil Blas», 17.10.1905) кри­ти­ка Л. Во­ксе­ля, ко­то­рый опи­сал по­ка­зан­ный в ок­ру­же­нии ра­бот фо­ви­стов италь­я­ни­зи­рую­щий бюст франц. скульп­то­ра А. Мар­ка как «До­на­тел­ло сре­ди ди­ких зве­рей». С воз­ник­но­ве­ни­ем те­че­ния свя­зы­ва­ют дея­тель­ность уче­ни­ков Г. Мо­ро: А. Ма­тис­са, А. Мар­ке, Ж. Руо, Ш. Ка­муа­на, А. Ман­ге­на, ис­поль­зо­вав­ших цвет как вы­ра­же­ние су­гу­бо субъ­ек­тив­ных эмо­ций. Вто­рым ис­точ­ни­ком на­прав­ле­ния яви­лось твор­че­ст­во А. Де­ре­на и М. Вла­мин­ка в м. Ша­ту (1900–01); Де­рен был зна­ком с твор­чест­вом Ма­тис­са с 1899. Позд­нее к Ф. при­мкну­ли Р. Дю­фи, Ж. Брак, К. Ван Дон­ген и др. Бес­спор­ным ли­де­ром на­прав­ле­ния счи­та­ет­ся Ма­тисс. В от­ли­чие от нем. экс­прес­сио­низ­ма, Ф. не имел к.-л. осоз­нан­ной про­грам­мы и нрав­ст­вен­но-фи­лос. ок­ра­ски, яв­лял­ся чис­то эс­те­тич. про­тес­том про­тив ху­дож. тра­ди­ции 19 в. и ут­вер­жде­ни­ем са­мо­дов­лею­щей но­виз­ны жи­во­пис­ных приё­мов. Раз­ных по ма­не­ре мас­те­ров спло­ти­ли тя­го­те­ние к ла­пи­дар­ным об­раз­ным фор­му­лам, ост­рым ком­по­зи­ци­он­ным рит­мам, де­ко­ра­тив­но-ла­ко­нич­ной ма­не­ре пись­ма, ин­тен­сив­ным кон­тра­стам ко­ло­ри­та, ин­те­рес к фак­тур­но­сти по­верх­но­сти кар­ти­ны, по­ис­ки све­жих им­пуль­сов в твор­че­ст­ве П. Го­ге­на, В. Ван Го­га и нео­им­прес­сио­ни­стов, в при­ми­тив­ном, ср.-век. и вост. иск-ве. Ико­но­гра­фия Ф. раз­но­об­раз­на: при при­ори­те­те пей­за­жа ху­дож­ни­ки об­ра­ща­лись к порт­ре­ту, ми­ру те­ат­ра, ка­ба­ре. Рас­пад те­че­ния вы­зва­ла по­вли­яв­шая на фор­ми­ро­ва­ние ку­биз­ма по­смерт­ная вы­став­ка ра­бот П. Се­зан­на в Па­ри­же в 1907. Стиль Ф. ока­зал воз­дей­ст­вие на ряд те­че­ний 20 в., в т. ч. на аб­ст­ракт­ный экс­прес­сио­низм.

Лит.: Muller J. E. Fauvism. L., 1967; Herbert J. D. Fauve painting: making of cultural poli­tics. New Haven, 1992; Тур­чин В. С. Об­раз два­дца­то­го… в прош­лом и на­стоя­щем М., 2003.

Вернуться к началу