ФОВИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОВИ́ЗМ (от франц. fauve – дикий), направление во франц. живописи, первое художественное течение авангардизма. Существовало с ок. 1898 по 1908. Термин происходит от рецензии на выставку на осеннем Салоне независимых в Париже в 1905 («Gil Blas», 17.10.1905) критика Л. Вокселя, который описал показанный в окружении работ фовистов итальянизирующий бюст франц. скульптора А. Марка как «Донателло среди диких зверей». С возникновением течения связывают деятельность учеников Г. Моро: А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо, Ш. Камуана, А. Мангена, использовавших цвет как выражение сугубо субъективных эмоций. Вторым источником направления явилось творчество А. Дерена и М. Вламинка в м. Шату (1900–01); Дерен был знаком с творчеством Матисса с 1899. Позднее к Ф. примкнули Р. Дюфи, Ж. Брак, К. Ван Донген и др. Бесспорным лидером направления считается Матисс. В отличие от нем. экспрессионизма, Ф. не имел к.-л. осознанной программы и нравственно-филос. окраски, являлся чисто эстетич. протестом против худож. традиции 19 в. и утверждением самодовлеющей новизны живописных приёмов. Разных по манере мастеров сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, острым композиционным ритмам, декоративно-лаконичной манере письма, интенсивным контрастам колорита, интерес к фактурности поверхности картины, поиски свежих импульсов в творчестве П. Гогена, В. Ван Гога и неоимпрессионистов, в примитивном, ср.-век. и вост. иск-ве. Иконография Ф. разнообразна: при приоритете пейзажа художники обращались к портрету, миру театра, кабаре. Распад течения вызвала повлиявшая на формирование кубизма посмертная выставка работ П. Сезанна в Париже в 1907. Стиль Ф. оказал воздействие на ряд течений 20 в., в т. ч. на абстрактный экспрессионизм.